Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Луковица и пустота

На фотовыставке «Дня», которая сейчас проходит в киевской галерее «Лавра», много фотографий о войне: портреты ветеранов, репортажные фото с передовой, картины разрушений
01 ноября, 10:27
«АВДЕЕВКА, ФЕВРАЛЬ 2017» / ФОТО ЕВГЕНИЯ МАЛОЛЕТКИ

Среди последних отдельно запоминается робота Евгения Малолетки «Авдеевка, февраль 2017».

Снято внутри разбитого помещения. Сквозь проломленные стену и пол видна улица с прохожими. Справа - маленький холодильник, в глубине комнаты – пришедшая в непригодность мебель. Обстановка в целом небогатая. Слева в кадр попал край подоконника. А на нем – проросшая луковица.

Неизвестно, кто здесь жил. Задел ли их взрыв от мины, попавшей в их этаж. Были ли они дома в то время.

Луковица, которая лежит на подоконнике, понемногу прорастает, выпускает зеленые стрелки. Может, ее именно для этого там и положили. Чтобы потом срезать ростки и покрошить в салат. Или планировали не проращивать, а почистить и бросить в суп. Теперь не узнать. Ведь некому этот суп, салат готовить.

Война – это прерванная рутина, внезапно оказывающаяся самой большой ценностью, которую можно себе представить, огромной и желанной мечтой, сладким, щемящим воспоминанием. Устоявшееся расписание дня, скука повседневных дел, мелкие горести и копеечные победы, магазины и базары, гудки машин и игры детей на тротуаре, соседские сплетни и голуби под окном, дождь и солнечные вспышки на оконных стеклах, лук и картофель, рассветы и сумерки, тишина и ветер.

То, чего больше нет.

То, чего не восстановить.

Пусто.


«ТЕМА ВОСХОЖДЕНИЯ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ»

Наталья ИЩЕНКО, политолог, медиаэксперт:

— Очень важно, что, несмотря на то, что событие проходит в воюющей стране, нашлись фотографы, газета «День», которая подготовила эту выставку. Им удалось найти свет в конце тоннеля. Заметила, что ключевой темой в этом году стали надежда и восстановление. И эта тема восхождения, о реабилитации бойцов АТО, — центральная. Все остальные работы, мне кажется, объединяются вокруг нее. Более того, даже военные фотографии оптимистичные и теплые. Это, видимо, самое яркое впечатление        — тепло, которое дарит эта выставка.

«ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ С ДУШОЙ»

Ирина ДЕРКАЧ, участница выставки, Харьков:

— Я работаю фотографом в Харьковском художественном музее, участие в конкурсе принимаю впервые. Один художник, который очень любит репортажную фотографию и подавал работы на конкурс «Дня», побудил и меня к этому.

На моей фотографии изображена бабушка, продающая лимоны. Получается, что кадр «поймал тренд» нынешней выставки (цветом выставки мы выбрали «золотистый лайм». — Авт.). Фотография демонстрирует, что старость в нашей стране отнюдь не беззаботна. Пожилые люди получают маленькую пенсию, поэтому должны зарабатывать, чтобы выжить. Тема очень сложная, и фото невеселое, хоть и сделано якобы в мирной жизни. Впрочем, есть и позитивные фото, особенно там, где дети — искренние, непосредственные, улыбающиеся. Понравились также мощные серии, в которых заложен глубокий смысл.

Меня поразил масштаб экспозиции, ее гармоничность. Замечательно, что редакция поддерживает свою выставку информационно, в частности специальным выпуском глянца «Маршрут №1». Все очень профессионально и в то же время с душой. Хорошо, что в этом фотоконкурсе нет банального награждения трех победителей. Незаангажированность и большое количество победителей — ключевой момент в этом фотоконкурсе. Партнеры и друзья газеты выбирают то, что им по душе, и награждают авторов приятными подарками. А фотографам всегда приятно, когда их творчество замечают и отмечают.

«НЕЛЕГКОЕ, НО НЕОБХОДИМОЕ НАПОМИНАНИЕ»

Анастасия ПУГАЧ, пресс-секретарь Киевского международного кинофестиваля «Молодость»:

— Фотографии, представленные на выставке, западают глубоко в душу. Самые важные, на мой взгляд, — фотографии с востока Украины. Я сама переселенка из Донецка, там остались мои родные, поэтому знаю, что там происходит. Но в мирных городах наподобие Киева немногие задумываются о том, какие ужасные вещи там творятся, о том, что там погибают люди.

Трудно смотреть на снимки захоронений, на изображение разрушенных зданий и инфраструктуры. Кое-что из этого я видела собственными глазами, например, психиатрическую больницу в Семеновке. Поражают и фото Евгения Малолетки, которого знаю лично. Он часто ездит в зону АТО. Его снимки и работы его коллег — нелегкое, но необходимое напоминание, которое не дает забыть о войне посреди мирного города.

Впрочем, есть и фотографии, которые поднимают настроение. Парень, который копирует памятник туристу в Каменец-Подольском, ребенок, который прыгает по лужам, счастливая и влюбленная пожилая пара, маковое поле — эти фото помогают вспомнить, какие у нас чрезвычайно красивые люди и пейзажи.

Отдельная благодарность редакции за острые и сатирические политические фото — и в газете, и на выставке. Хорошо, что можно выставлять фото нынешнего или бывших президентов с ироническими подписями или ракурсами и что каждый желающий может свободно это видеть и обсуждать.

Подготовили Мария ЧАДЮК, Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать