Свобода, друг мой, священна, это одна из величайших ценностей, которую мы должны спасти любой ценой.
Эрнесто Сабато, аргентинский писатель, физик и художник

«Лупаймо сю скалу ...»

В последние декабрьские дни Национальный театр им. И. Франко завершил юбилейный год премьерой «Таїна буття»
30 декабря, 2016 - 10:26
Зинкесич, Яблонская, Шаварский - Тайна бытия

Это спектакль о жизни Ивана Франко как человека. Такой ракурс взгляда предложила современный украинский драматург Татьяна Иващенко в пьесе «Таїна буття». Этим спектаклем драматург отмечает и некоторые юбилеи своего творческого года, «Таїна буття» стало десятой постановкой пьес Т. Иващенко за этот год в разных театрах Украины и сороковой в общем перечне ее постановок за все время!

Режиссер Андрей Май, который сделал и сценографическое решение, предлагает оригинальный способ погружения в действо для разгадки тайны бытия гения украинской литературы. Пространство Камерной сцены им. С. Данченко украшено портретами Ивана Яковлевича Франко, его жены Ольги Хоружинской, женщин, которых он любил — Ольги Рошкевич, Целины Журовской. Эти эксклюзивные фотоматериалы были предоставлены театру Львовским литературно-мемориальным музеем И. Франко (директор Р. Горак), и актеры — участники спектакля прямо на сцене общаются со зрителями как гиды, такая своеобразная театральная экскурсия!

Тайна бытия

Зрители немного смущены, амфитеатр кресел накрыт черной тканью. И за возможность так запросто пообщаться с «памятниками», а такое впечатление возникает от костюмов персонажей — длинные плащи цвета бронзы, покрытой паутиной времени (художник по костюмам Екатерина Маркуш), зрителям придется потрудиться. Все вместе под возгласы хрестоматийных строк: «Лупайте сю скалу!» ткань срывают, и зрительный зал становится пригоден для показа ...

Впрочем, специально открытый прием общения с актерами продолжается. Пять исполнителей представляют себя и своих персонажей. Зрителям открываются тайны: актер Олег Шаварский отдал служению Театру им. И. Франко 48 лет, мечтал об образе поэта, его и сыграет, Анастасия Добрынина работает в театре 13-й сезон, она будет озвучивать образы любимых женщин Ивана Яковлевича. Дмитрий Чернов в театре 15 лет и он сыграет Франко в молодые годы. Вера Зиневич еще ребенком выходила на франковсую сцену и вот уже 10 лет в труппе, она сыграет жену Франко в молодые годы. Легенда украинской сцены, корифей франковцев, которая отдала театру 66 лет — Галина Яблонская будет играть жену Ольгу Хоружинскую.

Чернов - Тайна бытия

Сценография А. Мая чрезвычайно лаконична. Кроме видеопроекции, которая будет отсчитывать хронологию лет, которые вехами возникают в воспоминаниях Ольги-Яблонской, присутствует реквизиторский ящик на колесах, который фантазией актеров трансформируется в ящик для хранения письменных раритетов, писем и стихов, а то и в детскую кровать, письменный стол, супружеское ложе, коляску. Он становится метафорой знаменитого коврика, на который лицедей выходит и играет налегке. Лишая актеров определенных вспомогательных бытовых вещей, режиссер предлагает сосредоточиться только на внутреннем состоянии, на психологических переживаниях. Сняв с себя бронзовые плащи, исполнители превращаются в своих персонажей.

Зачином спектакля становится ключевая фраза — «Кожна людина долі своєї творець», которую герои вербально варьируют на разные лады. Она звучит эхом в вопросе, утверждении, убеждении, отрицании, сомнении ... Что мы, сегодняшние, знаем об Иване Франко, о его страданиях, человечески желаниях, стремлениях, принципах, борьбе, чувствах? Разве что, со школьных лет, о пламенном Каменяре? Со страниц пьесы Т. Иващенко писатель предстает человеком, для которого любовь означала очень много, служило вдохновением для стихов, человеком, которого волновали судьбы человечества. Для концентрации своего мнения режиссер делает определенные сокращения текста и сосредоточивается на фигуре Франко-философа, который мучительно ищет ответа, что такое суть Творчества. Он живет высокими идеалами, хочет их победы, стремится преодолеть неизбежность одиночества творца. Для этого образы главных героев «разделяются» на молодых и пожилых. Их общение — повторы, продолжение, перетекание. Фраза, сказанная Франко-Шаварским, подхватывается Франко-Черновым, а воспоминание Ольги-Яблонской уже играется Ольгой-Зиневич. Смешиваются ощущения, оценки, накладываются эмоции, рождается объем отношений, ощущение неординарности событий.

Чернов, Зинкевич и Добрынина - Тайна бытия

Режиссер делает смелый микс времен, эпох. Современность и прошлое проникают друг в друга, наперегонки мчатся в космическом мироздании, хаотично накладываются и подтверждают свою преемственность. Все это поддерживается и активным музыкальным звукорядом, в котором взаимодействуют и противоречат друг другу музыкальные стили и направления.

Для ощущения космического круговорота событий режиссер задействует все пространство сцены, мизансценически выстраивая определенные геометрические траектории общения персонажей, зоны статики, эмоционального напряжения или покоя. Своеобразным местом концентрации становится центральный круг света. Здесь происходят момент душевных откровений. А вокруг светового круга кружит Рок, поджидая осуществления своих предсказаний (балетмейстер Ольга Семешкина).

Образ Франко в хронологии времени убедителен в исполнении обоих актеров. В двух ипостасях предстает творец.

А. Шаварский мудр годами, пережитыми страданиями, он спокоен и уравновешенный, печально наблюдает за прожитой жизнью, ее бурными событиями. Образ, созданный актером, ближе к традиционному, хрестоматийному восприятию поэта, он узнаваем и понятен, классик литературы. Тем интереснее контраст образа, созданного Д. Черновым. Кажется, он точно почувствовал сущность характера молодого Франко, поэтому так убедителен в трактовке. Франко у Чернова —
поэт-европеец, аристократ духа, интеллектуал, знаток языков. Он охвачен желанием видеть Украину свободной, независимой, равной среди европейских государств.

Яблонская - Тайна бытия

Д. Чернов играет внешнюю сдержанность с кипящей внутренней энергией, актер чувствует себя уверенно, разрушая стереотипы восприятия личности Франко. Актер органично переходит из состояния прошлого в современность, демонстрируя незаурядные вокальные данные. Отдельно следует отметить манеру исполнения стихов с замечательной логической мотивацией, с пронзительной эмоциональной окраской, ощущением мгновенного рождения поэзии. Рок преследовал Франко, женщины, которых любил, не дали счастья, которого заслуживал. Образы Ольги Рошкевич и Целины Журовской режиссер соединил с идеей Рока. В трактовке этих ипостасей А. Добрыниной преобладает жесткость и грубость, демонстрация неумолимости судьбы. Она ведет отсчет времени событий, подстерегает Франко за его спиной, кружит вокруг черным вороном.

Метафорой нерожденной любви между Иваном и женой выглядит состояние их рук, протянутых навстречу, но никогда не соприкасающихся. В исполнении В. Зиневич присутствует трагическая сдержанность женщины, приглушенная надежда на счастье. Чрезвычайно выразительны мизансцены с мужем, где только пластикой актриса изображает свое женское одиночество. Г. Яблонская, хотя и отдает часть повествования молодой исполнительнице, полностью проживает жизнь своей героини. Интересно наблюдать, как она «не выключается», когда ее монолог продолжает Ольга в молодости. От надежд на счастье, ожидания любви, от потерь и предательств — до безумия, такой путь Ольги-Яблонской, которая тоже разгадывала свою тайну бытия. Благодаря высокому профессионализму, найденной манере существования, глубокому пониманию сути образа, героиня Г. Яблонской достигает высот трагизма. Создателям спектакля удалось избежать однозначности взгляда на фигуру Каменяра, который поставил духовность выше любви. В желании разрушить стереотипы восприятия, А. Май отмечает полифонию звучания размышлений о судьбе Творца, а через нее и о судьбе каждого человека. Постичь истину через страдания, размышления, любовь, самому создать собственную судьбу или положиться на Бога? Предки оставляют потомкам вечные вопросы бытия. Как их приказ в финале прозвучит, известно: «Лупайте сю скалу...». Герои спектакля выйдут из образов, снова «наденут» на себя бронзу памятников и канут в вечность. А со зрителями останутся мысли об их жизни, страданиях и любви ...

Следующий показ мистического триллера в одном действии «Таїна буття» состоится 10 января

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед. Фото Василия АРТЮШЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments