«Любовный напиток» по итальянскому рецепту
По традиции Национальная опера завершает театральный сезон премьерой
По уже установленной традиции Национальная опера Украины завершает свой театральный сезон премьерой. 26 июня репертуар театра пополнится малоизвестной в Киеве оперой-буфф Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Этот спектакль поставлен театром в сотрудничестве с Итальянским институтом культуры, который пропагандирует европейское музыкальное наследие, в первую очередь творчество выдающихся итальянских композиторов ХІХ — нач. ХХ вв. (к общим удачам можно отнести спектакли последних лет, среди которых «Фауст», «Макбет», «Джоконда», «Манон Леско» и др.).
Появление в репертуаре «Любовного напитка» принесет наслаждение не только любителям оперного искусства, которым не часто выпадает наслаждаться музыкой такого мастера итальянского бельканто, каким был Гаэтано Доницетти, но и актерам-исполнителям, которые давно ожидали, что одна из лучших комических опер, которая отличалась непринужденностью и легкостью, изысканностью и выразительностью вокальных партий, богатством и сочностью оркестровки, наконец появиться в афише киевского театра.
За пятьдесят лет жизни Гаэтано Доницетти написал семьдесят опер, а согласно другим подсчетам семьдесят четыре (!), значительное количество произведений в других жанрах — симфонию, кантаты, квартеты, церковные хоры, песни. Т.е. он обрел славу одного из самых плодовитых композиторов первой половины ХІХ века. К тому же еще и одного из самых популярных. И не только в Италии, хотя успехи и неудачи чередовались в его творчестве с регулярной последовательностью. Еще при жизни композитора его оперы с успехом прошли на сценах практически всех европейских театров — от миланского Ла Скала до петербургской Мариинки, от парижской Гранд-Опера до венского Придворного театра...
В восемнадцатилетнем возрасте Доницетти успешно дебютировал оперой «Энрико, граф Бургундский» в Венеции и сразу получил предложение заключить соглашение с дирекцией Римской оперы, для которой написал «Зораиду Гранатскую», которая также прошла с заметным успехом. Между этими двумя операми он написал еще и оперу «Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник», к которой также были благосклонны и критики, и зрители. Успешные дебюты открыли молодому композитору путь к самым большим итальянским оперным сценам, в частности и к Ла Скала...
О Доницетти заговорили как о наследнике Россини. Италия, которая долгое время боялась потери своего доминирующего положения в европейском музыкальном мире, вздохнула с облегчением. Появился композитор, который взял в свои руки эстафету от Беллини и Россини... Он писал фантастически быстро, иногда опера на три, четыре или и пять действий появлялась из под его пэра за две-три недели. Казалось, что муза творчества постоянно сопровождала композитора, а он просто купался в музыке, дышал ею.
Одним из наиболее выдающихся произведений Гаэтано Доницетти того времени стала опера «Лукреция Борджа», написанная по мотивам драмы французского писателя Виктора Гюго. И хотя критика и зрители откликнулись на новую оперу своего кумира довольно прохладно, однако она была показана в том сезоне тридцать три раза. В отличие от многих других опер Доницетти, от которых тогдашняя итальянская публика сходила с ума, не высоко оцененная современниками «Анна Болейн» перешла в репертуар многих европейских театров и ставится, хотя и не часто, до сих пор! К вершинным произведениям наследия Доницетти принадлежит написанная в 1835 году опера «Лючия ди Ламмермур» по мотивам романа Вальтера Скотта. В свое время в этой опере, поставленной дирижером Олегом Рядовым и режиссером Ириной Морлостовой с грандиозным успехом пела Евгения Мирошниченко и Анатолий Соловяненко, Анатолий Мокренко и Мария Стефюк... Она и до сегодняшнего дня в репертуаре театра, дает возможность демонстрировать красоту голоса и мастерство бельканто новым и новым поколением вокалистов.
Значительное внимание уделял композитор комическому жанру, создав несколько опер, среди которых был и «Любовный напиток». Плеяда будущих его наследников именно через произведения Гаэтано Доницетти овладевала этим веселым и искрометным жанром. Можно с большой уверенностью говорить, что именно он своими легкими и исполненными искристостью небольшими комичными операми наметил рождение очень популярного в будущем жанра классической оперетты.
«Любовный напиток» стал его сороковой оперой. Приступая к работе над ней, Доницетти с иронией писал своему постоянному либреттисту Ф. Романи: «Должен написать оперу за две недели. Из них выделяю вам только одну. Только имейте в виду, что у нас примадонна-немка, тенор-заика, буффо с козлиным голосом и безликий французский бас. Тем временем можете себя прославить...».
По сюжету, молодой крестьянин Неморино до безумия влюблен в очаровательную, но довольно привередливую орендаторку окружающих земель Адину. Только вот, как поладить с ней — не знает. Тем временем и у Адины пробилось к стеснительному юноше что-то похожее на чувство. Чтобы рассердить Неморино, она готова выйти замуж за сержанта Белькоре... Несчастный Неморино бросается к проходимцу Дулькамаре, который выдает себя за врача и предлагает волшебный эликсир, который может завоевать сердце девушки. Одна бутылка не помогла, чары не подействовали. На другую у Неморино нет денег. Белькоре воспользовался ситуацией и предложил юноше записаться в солдаты, где он сможет быстро и навсегда забыть об Адине, которая завтра должна стать женой бравого сержанта...
Этот не очень изобретательный, если не сказать самый обыкновенный для итальянского стиля оперы-буфф сюжет, был проникнут настоящим юмором, остроумием и ироничностью, что всегда нравилось итальянской публике, а впоследствии и зарубежной публике, потому что произведение быстро нашло воплощение в европейских театрах, в частности была поставлена в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве. Может, именно об этом произведении немецкий поэт Генрих Гейне, который очень любил музыку Доницетти, сказал: «Мелодии Доницетти своей веселостью и остроумием радуют мир...»
Премьера прошла на сцене миланского «Ла Скала» 12 мая 1832 года. Это был один из наиболее ярких прижизненных творческих триумфов молодого, в то время очень счастливого, захмелевшего от любви к жене Вирджинии Гаэтано Доницетти, который писал эту музыку не только для театра, но и для любимой женщины. В течение сезона спектакль был показан тридцать два раза при постоянно переполненном зале. А в 1837 г. с триумфом прошел в Итальянском театре в Париже. Начался мировой триумф оперы, который продолжается и доныне.
Сегодня вечером киевские зрители имеют возможность побывать на премьере «Любовного напитка», который поставили дирижер Владимир Кожухар и итальянский режиссер Итало Нунциата (для которого это уже пятая опера, поставленная на киевской сцене). Художественное оформление спектакля осуществила Мария Левитская, а хормейстером-постановщиком выступил Богдан Плиш, для которого это первая масштабная работа в классическом оперном жанре. Что касается исполнения, то это будет по-настоящему молодежный премьерный спектакль, в котором выступят: Ольга Фомичева (Адина), Дмитрий Попов (Неморино), Светлана Годлевская (Джаннетта), Александр Бойко (Белькоре), Сергей Магера (Дулькамара) и другие.