Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

«Люди соскучились по простым вещам»

Почему известный актер решил сняться в рекламе
29 декабря, 2011 - 19:42
КАДР ИЗ РОЛИКА «ПОДЕЛИТЕСЬ ЛЮБОВЬЮ К УКРАИНЕ». БОГДАН СТУПКА: «Я ПОВИДАЛ НЕМАЛО, БЫЛ ДАЖЕ НА МЫСЕ ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ, НА КРАЮ ЗЕМЛИ, ГДЕ ПИНГВИНЫ ХОДЯТ! ИНТЕРЕСНО, НО ЧЕСТНО СКАЖУ: ПОБЫВАТЬ В ДАЛЕКИХ КРАЯХ ХОРОШО, НО В УКРАИНЕ — ЛУЧШЕ!» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «КИЕВСТАР»

Видеоролики проекта «Киевстар» «Поделитесь любовью к Украине», которые сейчас демонстрируются на разных телеканалах и в интернете (iloveukraine), вызвали большой резонанс. На экране Богдан Сильвестрович плывет на катере и рассказывает о своих путешествиях: «Я бачив величну Амазонку, але подих у мене перехоплює від спокійної величності Дніпра... Розкіш Версалю вразила мене, та мені більше до вподоби затишна краса Масандрівського палацу в Криму... Я бачив ще багато чого, але я люблю Україну. І вірю: ви теж любите!».

— Мы искали в первую очередь личность, которая объединит страну. И именно Ступка больше всего ассоциируется у украинцев с национальной гордостью и патриотизмом. Тем более что Богдан Ступка — известный, авторитетный человек, символ украинской культуры. Только он, по нашему мнению, мог стать лицом проекта и донести всем идею того, что Украина — самая лучшая и достойна нашей любви, — подчеркнула менеджер проекта «Киевстар» «Поделитесь любовью к Украине» Элеонора Дукова. — Мы ориентировались на ключевую цель — снять очень красивый и душевный ролик. Потому-то и была подобрана интернациональная команда: режиссер у нас из Венгрии, оператор из Бразилии, все остальные — украинцы.

— Такая реклама объединяет людей разных национальностей, — рассказывает Б. СТУПКА. — Дали сценарий. Почитал, и мне понравилось то, что он не пафосный, а жизненный. Мы за один день сняли. Рекламщики сами нарезали видео на кусочки по 0,45 секунд. Начинался текст одинаково, а затем добавлялись «картинки» — разные пейзажи. Когда я посмотрел уже смонтированную работу, то остался доволен. Это мой дебют в рекламе. Скажу честно — даже не ожидал, что ролик так понравится зрителям. «Поделитесь любовью к Украине» — не социальный, а духовный проект. С моей точки зрения, сегодня нам недостает духовного тепла, патриотизма, но без пафоса, без указывающего перста — это люби, а это не люби! В ролике просто мои размышления о Родине. Я действительно много повидал, немало путешествовал на машине, поездом, самолетом, был даже на мысе Доброй Надежды, на краю земли, где пингвины ходят! Интересно, но честно скажу, побывать в далеких краях хорошо, но в Украине — лучше! У нас есть столько прекрасных мест!

— А вас не удивляет, что такая большая популярность у ролика, а не у художественного фильма или спектакля с вашим участием?

— Думаю, что люди соскучились по простым вещам. Потому что на одной попсе, которая заполонила телеэкраны, далеко не заедешь. Кстати, немало звонков я получил после демонстрации по телевидению (канал «Культура») юбилейного вечера «Концерт№70 от Ступки». Мне очень помог Алексей Коган. Он столько знает о джазе, особенно об украинском джазе — львовском (где я начинал), об Игоре Хоме, как мы называли «Джазбенд Хома энд ОклаХома». Это были два брата, один пианист и композитор, а второй на перкуссии играл. Коган мне подарил все записи Игоря Хомы, сделанные в 1960 годы. Тогда украинский джаз существовал подпольно, репетиции проходили в польских школах, а затем музыканты ездили в Ленинград на подпольные фестивали. В то время в газете «Правда» вышла статья с таким названием «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь!». Но никто из нас не продал Родину, а джаз остался в сердце навсегда.

— Если представится случай пойти на концерт, то выберете джаз или классику?

— Классика на первом месте, а джаз — на втором. Я вырос во Львовском оперном театре. Какие прекрасные спекакли слышал и видел! Какие композиторы — Верди, Чайковский, Вагнер, Лист, Моцарт, Лисенко... В молодости увлекся джазом, хотелось неизвестных ритмов, новых эмоций. Тогда появились записи Элвиса Пресли и мы со школьным товарищем Андреем Ицкевичем (его нет уже в живых, царствие ему небесное!) — он играл на фортепиано, а я брал гребень, клал тоненькую бумагу типа промокашки и свистел. Так забавлялись. Еще создали с очень хорошим художником-графиком Богданом Сорокой макет сцены, купили пластинку «Фауст» Гуно и из пластилина сделали фигурки действующих лиц постановки (магний использовали, и из пламени появлялся Мефистофель) — очень эффектно получалось! Жаль, сегодня компьютеры, интернет заменили почти все для детей.

В этом году мы подготовили премьеру мюзикла «Золушка». Оригинальную музыку на сюжет известного киносценария Евгения Шварца написали супруги-композиторы Виктория Васалатий и Юрий Кондратюк. На премьере играли только молодые актеры. Я, как художественный руководитель театра, сказал: «Пусть заслуженные и народные подождут, а первыми выйдут молодые франковцы. Нужно дать им шанс. Зимние каникулы длинные и всем хватит времени поиграть на сцене» (впечатления о премьере см. в №238 «Дня»). Кроме «Золушки», для малышей покажем представления прошлого сезона, которые очень тепло воспринимаются зрителями: 1 января «Новогоднюю Одиссею», а 6 января «Бременские музыканты».

— Работать в праздничные дни трудно! Особенно когда в зале неугомонные дети.

— Труд облагораживает! Мы все работали и в праздничные дни, и по две сказки, и по три играли в день. Пока есть здоровье, пусть работают! А дети есть дети. Они шумят, радуются, что пришли в театр. Актеру нужно уметь играть в разных ситуациях. Дети непосредственны, их можно заинтриговать и тогда даже непоседы будут сидеть тихонько с открытыми ртами. Тяжелее, когда «культпоход» проводят и, например, в театр приведут взвод солдат. Перед началом выходит ефрейтор и дает установку: «Вы будете смотреть комедию. Предупреждаю, чтобы в зале ни одного смешка я не слышал!». Вот с такой аудиторией работать действительно сложно. А дети даже когда бегают по залу, то актер понимает, что их переполняют эмоции. Это же для них событие — побывать на спекакле, они хотят дотронуться до героев, верят, что Дед Мороз и Снегурочка настоящие и подарят им подарки.

— А вы Дедом Морозом на сцену выйдете?

— Нет. Я не Дед Мороз, а старый Пер Гюнт.

— Спектакль «Пер Гюнт» мечтал поставить еще Сергей Данченко. Когда появится в репертуаре эта постановка?

— Возможно, когда уговорю Римаса Туминаса и он на нашей сцене поставит «Пер Гюнт». Он сказал, что подумает. Возможно, хочет сначала поставить в Театре им. Вахтангова или боится отлучиться, чтобы кто-то его кресло художественного руководителя коллектива не занял. Я с Туминасом уже два года веду переговоры, а он молчит. Ни «да», ни «нет» не отвечает.

— Богдан Сильвестрович, чем этот год вам запомнится?

— Тяжелый год у меня был. Надеюсь, что 2012-й будет более счастливым не только для меня, а для и всех людей нашей страны. Потому что каждый человек живет надеждой. Как говорят: «Contra spem spero! Без надежды, но надеюсь!». Знаете, когда в 1991 году впервые праздновали Независимость Украины столько было подъема, надежд. Казалось, что через двадцать лет наша страна расцветет! Сегодня имеем проблемы молодого государства. С точки зрения астрономии, и Польша, и Украина живут в 2011 году, но с точки зрения истории — в разные времена! Польша имела 20 лет независимости в 1939 году — со своими переворотами и кризисами. Но я все же верю, что лучшие времена Украины еще впереди!

— Какие праздники самые любимые?

— Новый год, Рождество, Пасха, дни рождения (мой, жены, сына с невесткой и внуков)... Новый год люблю праздновать дома. Сейчас себя чувствую как дон Карлеоне, когда собирается вся семья, самый младший внук Богданчик бегает по дому, что-то себе вытворяет, внучка Устя (ей 12) напевает, старший Дмитрий (уже взрослый парень) рассказывает, а я сижу, смотрю на жену, невестку и сына — улыбаюсь и молчу. Мне так приятно быть вместе с самыми родными людьми. Маленькие дети что хотят — то вытворяют, пусть даже и по голове ходят, а я, как глава клана Ступок, только покачаю головой... Мне нравится, когда в доме стоит живая елка (сосна или ель), чтобы хвоей пахло.

— Приоткройте занавес — когда, наконец, откроется Камерная сцена театра, которая будет носить имя режиссера и прежнего художественного руководителя франковцев Сергея Данченко?

— Скоро! За основу новой сцены мы приняли так называемую «вагнеровскую» XIX века: без оркестровой ямы и с большой авансценой, когда зрители и актеры максимально приближены друг к другу. Нам нужно доделать кое-что в зале, чтобы публике было удобно смотреть спектакли. Сейчас главная наша задача — сделать репертуар. Ведь, чтобы открыть Камерную сцену, нужно играть минимум шесть новых постановок. Если все будет хорошо, может, в феврале проведем новоселье. Ждали этого события долгие 23 года! Есть у нас разные планы: «Не говоріть, панове, про любов» (в основе спектакля поэзии Марии Матиос, Ларисы Петровой, Елены Телиги), Винниченко «Натусь», Эдуардо де Филиппо «Я — наследник», Стефанык — новеллы. Возможно «замахнемся» на чеховскую «Чайку».

— Чеховский юбилей закончился в прошлом году, а у вас в планах сразу три постановки по произведениям классика!

— Классика — вечна! Никакие «красные даты» ей не нужны. Читаешь Чехова, Франко, Шекспира, Лесю Украинку, Шевченко, Сковороду или Шолом-Алейхема и вдруг ловишь себя на мысли — и я так думаю. Классика — уже проверенная и сконцентрированная мысль, и то, что есть такое маленькое в тебе, ты развиваешь, обогащаешь, перенося на сцену, и потом разговариваешь с людьми в зале. Произведения классиков становятся базовым фундаментом. Если их не читать, то сам себя обворовываешь. Благодаря классике мудрее воспринимается этот мир, разумнее относишься к разным жизненным ситуациям. Мы обратимся к чеховским рассказам и водевилям. Ближайшая премьера запланирована на 10 февраля. Она пройдет на большой сцене. Это будет спектакль «Жена есть жена!». В главных ролях выступят ведущие мастера: Богдан Бенюк, Полина Лазова, а также наша франковская молодежь...

— Что интересное запомнилось: фильмы, спектакли, выставки?

— Когда был в Мюнхене, то прослушал две оперы Пуччини — «Тоску» и «Богему». Спектакли сделаны в классическом варианте. Не было режиссерских «находок», и на мотороллерах певцы на сцену не выезжали. Я получил огромное наслаждение от красивых голосов, потрясающей музыки. Немцы — меломаны. Залы забиты публикой. В спектаклях выступают певцы из разных стран. А еще мне очень понравилось, как новое дыхание дали спектаклю «Ромео и Джульетта» в нашем театре мой внук Дима (Ступка) и Лиза Марченко. Они очень хорошо сыграли главные роли. Смотришь и веришь, что это пара влюбленных из Вероны. Их молодость плюс энергетика — это 50% успеха спектакля.

— В настоящее время немало «звезд» мгновенно загораются и еще быстрее гаснут. Как пройти испытание славой и многие годы удерживать высокую планку первого и лучшего актера?

— У человека самый большой грех — гордыня. Есть актеры популярные, талантливые, а есть просто хорошие. «Я» — последняя буква алфавита. Ты сделал свое дело, ну и хорошо. Талант не имеешь права пропить, уничтожить и задирать нос. Ты должен этот крест достойно пронести через всю жизнь. Мне близка чеховская философия — «Я ниже всех!». Когда снимался в фильме режиссера Артура Войтецкого «Ныне прославися сын человеческий», играл роль архиерея. Там текст очень пришелся мне по душе. Архиерей говорит на смертном одре: «Я думал, что жизни конца и края нет, но жизнь я прожил хорошо»... У Чехова слова «гениально», «фантастично» отсутствуют. Это только «хорошо», по-украински «добре». «Жизнь я прожил хорошо. Какой я архиерей? Мне бы парафию в сельской местности. Я ниже всех!». Не думай, что только ты один умен, гениален, талантлив. Успех спектакля составляет команда: режиссер, сценограф, коллеги по сцене, даже музыка... И потому «в жизни на пиру ты скромно стой». Если поверишь в то, что каждый твой шаг на сцене — великое искусство, то это уже катастрофа! Только сомнение дает прогресс. В каждой новой работе (в театре или кино) нужно каждый раз начинать с чистого листа.

Почему, несмотря на трудности, люди пошли в театр? Я думаю, что на митингах они не могут найти никаких ответов, как жить дальше, хотя театр тоже не дает ответов (он только задает вопрос и заставляет зрителей думать). Человек приходит домой, начинает думать об увиденном в театре и рефлектирует что-то на себя. Только духовная жизнь может роднить людей. А духовная жизнь — это искусство!

— Вы присматриваетесь, чтобы сыграть что-то новенькое в театре или в кино? У вас на столе в кабинете лежит несколько пьес и сценариев.

— Сейчас нужно физические силы подкопить. Москвич, знаток украинского театра, известный критик Борис Михайлович Пояровский прислал мне теплое письмо. В частности он пишет: «Знаю, что в Киеве достойно отметили ваш юбилей и присвоили почетное звание Героя Украины. Правда, я скептически отношусь к любым наградам, ибо помню, как Жан-Поль Сартр в 1964 году отказался от получения Нобелевской премии, сказав: «По-моему, Жан-Поль Сартр звучит куда более определенно, чем Жан-Поль Сартр, лауреат Нобелевской премии. Ведь какое счастье носить собственное имя как существенное, без всяких прилагательных, как существительное без всяких прилагательных, как например Шекспир, Пушкин, Чарли Чаплин, Амвросий Бучма, Лесь Курбас, Соломон Михоэлс. Такое имя нельзя получить от людей, его может удостоить только Господь Бог»!

— Каким вы видите будущее?

— Всегда надеешься на лучшее. Сегодня, когда смотришь новости, кажется, что труба, газ, нефть и больше ничего нет в этой жизни. Пусть кесарю — кесарево, пусть бизнесмены занимаются трубами, а мы должны и о высоком думать. Работать, а не только на Бога надеяться. Я думаю, что духовное победит в будущем. Хотя столько ошибок сделано! Такая деградация пошла людей, что диву даешься. Нам нужно сохранить свое естество и свою духовность.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments