Настоящий способ отомстить врагу — не быть похожим на него.
Марк Аврелий, римский правитель, принадлежал к династии Антонинов, философ-стоик.

Магия простых вещей

Куклы-мотанки, домовой, мавка и другие персонажи фольклора заполнили «Cакральное пространство» житомирского художника Юрия Камышного
19 марта, 2009 - 18:34

Киевский музей Ивана Гончара при поддержке международной общественной организации «Землячество житомирян» в рамках Года инициатив представили новый творческий проект под названием «Сакральное пространство». Эта выставка знакомит публику с красотой и колоритом народной культуры. Экспозиция состоит из традиционных украинских кукол-мотанок, выполненных киевской мастерицей декоративно-прикладного искусства Валентиной Бердник-Скоринской, и живописных полотен кисти известного житомирского художника Юрия Камышного.

У каждого человека существует свое особенное сакральное пространство, без которого он не может существовать. Это состояние внутренней гармонии, наполняющее жизнь смыслом, а душу — любовью. Как часто мы забываем об этом в суете повседневной жизни! А гармония творится просто — воспоминанием о тепле родительского дома, прикосновением к природе, национальному этносу, воспевающему красоту родного края.

Именно к такому знакомству и приглашает Музей Ивана Гончара. Выставка окунает зрителя в атмосферу фольклорного духа, открывает символическую связь поколений, подчеркивая один из ключевых моментов традиционной украинской культуры. Ведь в древности игрушка, в частности кукла, была не просто развлечением, но и магическим предметом, оберегом. Такую куклу каждая мать изготавливала для дочери собственноручно, используя исключительно натуральные материалы, без применения каких-либо инструментов. Мотанка считалась духом предка, а значит, она передавала опыт прошлого поколения новому поколению. В каждом селянском доме создавались мотанки, и каждая из них имела свое назначение. Такая игрушка олицетворяла животворящие силы: плодородие нивы, плодовитость домашнего скота. В доме на видном месте ставилась баба-берегиня, хранительница домашнего очага. С традиционной украинской куклой связано немало обрядов и народных праздников. В старину, например, когда урожай собрали с полей, на посиделках девушки мастерили куколки-мотанки в подарок на народный праздник Филипповку или куклы-кубышки (их дарили к Рождеству, желая, чтобы деньги водились). Каждая мастерица стремилась сделать игрушку непохожей на другие и так, чтобы в ней не было негатива и агрессии. Согласно традиции, у таких кукол не было лица. Его заменял крест, выложенный из цветных ниток или лент. Горизонтальная линия в нем символизировала женское начало, а вертикальная — мужское — продолжение рода. Считалось, что, имея лицо, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность и магию. Любая девочка знала, что это не просто кукла, а ритуальный оберег. Таковы и мотанки Валентины Бердник-Скоринской. Как рассказала «Дню» дочь мастерицы Громовица Бердник — идейный вдохновитель и организатор выставки, «куклы выполнены с соблюдением всех древних обрядов и ритуалов. Это не просто художественные произведения, но и сакральные обереги. Каждая имеет свое имя и символическое назначение. В экспозиции мамины куклы дополнены картинами Юрия Камышного. Выставка «Сакральное пространство» — украинская хата как символ этого самого пространства, и кукла-мотанка — как его оберег».

Полотна Камышного — символические образы, помогающие зрителю совершить таинственный ритуал возвращения души к истокам генетической памяти. У художника потрясающее воображение. Он создает картины, на которых передана красота украинского Полесья, а его камерные натюрморты передают атмосферу сказочного сюжета, в котором живут герои старых народных преданий. Практически во всех картинах Камышного живет какой-нибудь маленький сказочный персонаж — домовой, мавка, ветер или леший, притаившийся за старым пнем. Юрий — один из тех ярких и колоритных художников, в творчестве которых самобытно раскрывается национальная украинская тема. Например, в одной работе можно увидеть попавшую в крынку с молоком лягушку, а в другой — пару деревьев с человеческими лицами или притаившуюся в букете полевых цветов крошечную ящерицу, или пытающегося забраться в окно забавного домового в украинских шароварах... Художник признается, что любит писать старые хатки. Он откровенно любуется цветущими деревьями и покосившимися калитками со ржавыми скобами, старыми прялками, лопатами и серпами — всем тем, что испокон веков составляло быт украинского селянина, передавая на своих полотнах магию простых вещей, окружающих нас.

Светлана ГОЛОВКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ