Лучше в родном крае милом лечь костьми, погибнуть, чем на земле чужой, враждебной в славе и почете прибывать!
Николай Вороной, украинский писатель, переводчик, поэт, режиссер, актер

Множественная действительность Бруно Шульца

В Дрогобыче «путешествовали во времени» — по маршруту, проложенному выдающимся мастером
26 сентября, 2012 - 11:30
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ТЕВЬЕ-ТЕВЕЛЬ» ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА ТЕАТРА ИМ. Ю.ДРОГОБЫЧА (Г. ДРОГОБЫЧ) / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА

Для широкой общественности имя польско-еврейско-украинского писателя и художника Бруно Шульца, который родился в Дрогобыче в 1892 году, когда эта территория была еще в составе Австро-Венгрии, и до сих пор не очень известно. Знают его графику и чрезвычайно своеобразную литературу, кстати, переведенную на почти все языки мира, лишь немногие посвященные. Так называемый «бум Шульца» возник где-то свыше 10 лет тому назад, когда в Дрогобыче была найдена сенсационная находка «Вилли Ляндау» — настенные рисунки, созданные Бруно Шульцем перед самой смертью в 1942 году. Стенопись представляла собой, по мнению исследователей, иллюстрации к сказкам братьев Гримм. Часть открытых и возобновленных польскими реставраторами стенописей была незаконно вывезена в израильский музей Яд Вашем, и только пять оставшихся фрагментов в 2002 году, после реставрации, были переданы в музей «Дрогобиччина», который размещен во Дворце искусств.

Где-то приблизительно в то время у дрогобычан — Полонистического научно-информационного центра им. И.Менько, что при Дрогобычском педуниверситете им. И.Франко, совместно с польскими коллегами из Общества «Фестиваль Бруно Шульца» в Люблине (директор Гжегож Юзефчук), возникла идея создания фестиваля, посвященного творчеству Бруно Шульца. В городе, где он родился и погиб, был организован Международный фестиваль «Арка уяви Бруно Шульца» (директор Вера Менек). Местом проведения творческих мероприятий Фестиваля стала сцена еще одного из организаторов — Львовского областного муздрамтеатра им. Ю.Дрогобыча (директор Николай Гнатенко).

Шульц идеализировал свой родной город, под его пером Дрогобыч становился мифом. Здесь пересекались миры и пространства, здесь на пороге снов его герои искали друг друга, здесь множилась реальность, которую, по замыслу писателя, познать невозможно, потому что, как он утверждал, за видимым миром обязательно появится другой, новый.

Творчество Шульца, который был последователем теории единства трех миров: одновременного существования настоящего, прошлого и будущего и с легкостью давал возможность своим героям пересекать границы времени, это, без сомнения, уникальное художественное явление, которое с годами приобретает все более глубокое постижение. Хотя оно и сосредоточено, казалось бы, на колорите небольшого галицкого городка, фантазия и воображение Шульца расширяет горизонты города и выходит на удивительные общечеловеческие обобщения.

Неделя «Арки уяви Бруно Шульца» была насыщена культурно-художественными акциями. Состоялась солидная научная конференция «Бруно Шульц как философ и теоретик литературы», на которую съехались известные специалисты со всего мира. Также чрезвычайно разнообразно Шульц был представлен в сфере изобразительного искусства. Кроме уникальной экспозиции «Горизонты времени», которая открылась во Львовской национальной галерее искусств, с оригинальными рисунками и графикой Шульца из фондов Варшавского музея литературы им. А.Мицкевича, в Дрогобыче состоялись ряд вернисажей, перфомансов, мультимедийных проектов, инсталляций, фотовыставок, выставок живописи, графики, акварелей.

Демонстрировался отмеченный наградами в Каннах и Венеции фильм «Санаторий под клепсидрой» (1973) польского режиссера Войцеха Хаса по одноименному роману Шульца, возобновленный в цифровых технологиях и впервые с украинскими титрами.

Переводчики представляли свои переводы Шульца на английском, немецком, китайском, португальском, испанском, финском, венгерском, румынском языках. Юрий Андрухович презентовал самый свежий — украинский перевод «Цинамонові крамниці та всі інші».

Интересной была и театральная страница Фестиваля. Лешек Мондзик и Театр «Пластичная сцена» из Люблина показали перфомансное действо «Комнаты памяти Бруно Шульца». Дрогобычский студенческий Театр «Альтер» в спектакле «Зодиак города, или истории одной весны» осуществил театрально-литературное мифическое путешествие по Дрогобычу. Любушский театр им. Л.Кручковского из Зеленой Гуры показал моноспектакль «Господин Ибрагим и цветы Корана» Э.-Э. Шмитта в исполнении Януша Млинского. Театр Pinokio из Лодзя привез спектакль «Бруно Шульц — история преступного воображения» в режиссуре Конрада Двораковского. Хозяин Фестиваля — Театр им. Ю. Дрогобыча — показал спектакль «Тевье-Тевель» Шолом-Алейхема, автора не менее значимого для мировой и еврейской культуры.

В послесловии к своему переводу Юрий Андрухович написал: «Я еще не прочитал ни одной его строки, а уже причислял к своим любимым писателям». Парадоксально, но так происходит со многими людьми, которые после первого ощущения погружаются в фантастическую и в то же время реальную Вселенную Шульца. Этому как можно лучше способствует деятельность Международного фестиваля «Арка уяви Бруно Шульца», распространяя знания о художнике по миру и в самом Дрогобыче. Благодаря этим усилиям, точно станет невозможной ситуация, о которой рассказывал один из участников Фестиваля, когда в Роттердаме он час искал памятник Эразму Роттердамскому, и никто из жителей города не мог ему помочь. Убеждена, что Шульцфест приведет к тому, что дрогобычане активно будут читать Шульца и с особенным чувством проходить по городской улице, где во фрагменте мостовой заложена мемориальная таблица с надписью: «На цьому місці 19.ХІ. 1942 року був застрелений гестапівцем великий мистець дрогобичанин Бруно Шульц».

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ