Мы все еще спасаем дистрофию тел, а прогрессирующая дистрофия душ - нам безразлична
Василий Стус, украинский поэт, переводчик, прозаик, литературовед, правозащитник, представитель культурного движения шестидесятников, Герой Украины

Мститель еще в тумане

На камерной сцене Театра на Подоле показали новинку афиши — спектакль «Наблюдатель»
5 ноября, 2020 - 16:30
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ НА ПОДОЛЕ

Это постановка Евгения Мерзлякова по одноименной пьесе Мориса Панича.

Напомним, еще в сентябре газета «День» анонсировала этот спектакль, правда, под другим названием — «Вышел мститель из тумана...», который оказался, так сказать, всего лишь рабочим вариантом. В том названии была определенная интрига и вместе с тем — волшебная приблизительность...

Может, именно такое название подходило бы только показанному спектаклю — потому что своеобразной приблизительности здесь хватает.  Кажется, режиссер (по крайней мере, пока) до конца окончательно не определился со способом существования актеров на сцене.  А тот способ существования, который здесь видим, не очень вяжется с природой пьесы.  Внешняя канва этой черной комедии такова: племянник приезжает к умирающей тете, чтобы получить наследство, а получает неожиданно нечто совсем другое.  Это — видимая часть айсберга.  А в невидимой части — бездна одиночества и абсурдности человеческого существования.

Итак, пьеса, по всем признакам — абсурдистская.  А тем временем спектакль (опять же — по крайней мере пока) тщательно и последовательно играется как раз в совершенно реалистичном, даже бытовом ключе.  Чего только стоит хорошо обжитая кровать в центре сцены — этой кровати веришь, она «как настоящая».  Актерам тоже веришь, они удивительно естественны и убедительны — Тамара Плашенко (Грейс) и Константин Темляк (Кэмп).  Сам Станиславский не решился бы сказать им: «Не верю!»

Однако в этом спектакле почему-то не доверяешь именно ее добросовестной достоверности.  Потому что не в этой ли достоверности кроется то, что препятствует и театру, и публике прорваться к более глубокому, а не мнимому смыслу.

Вот один лишь пример: кто-то из персонажей берется рукой за оголенный электропровод.  Персонажа трясет от удара током, у нас на глазах.  В конце концов, все как в жизни.  Никто не скажет, что так не бывает.  Но пьеса все же не о технике безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов, а о той тысячевольтной энергии, которая скрыта в самом человеке и способна привести человечество к самоуничтожению...

Следующие показы спектакля «Наблюдатель» состоятся 13 и 14 ноября.

Иван БАБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ