Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Музыка для дамы с веером

Гости Музея Булгакова во время журфикса узнали о двух «японцах», живших в доме №13
17 ноября, 10:08
ГОСТЕЙ МУЗЕЯ ВСТРЕЧАЛА СТАРИННАЯ КУКЛА — ДАМА С ВЕЕРОМ, КАК И В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА, КОГДА НА ЖУРФИКСАХ МОЛОДЫЕ БУЛГАКОВЫ ИГРАЛИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ПЕЛИ, ТАНЦЕВАЛИ, СТАВИЛИ ШАРАДЫ... / ФОТО СВЕТЛАНЫ ПУГАЧ

Почему экспозицию Булгаковского музея украшает японская кукла, а музыкальная программа указала всем путь к Стране Восходящего Солнца — об этом и не только узнали гости журфикса, который на днях состоялся в Киеве. «Существует театральное волшебство!», — утверждал Михаил Булгаков. Человек театра, он сформировался как личность в киевском пространстве, благословенном музами. И сегодня в музее писателя на журфиксах, возрожденных на основе традиций семьи Булгаковых, происходят волшебные события...

«ЯПОНСКИЕ КУЗЕНЫ» И «БУЛГАКОВСКИЙ ТЕРРОР»

В семье Булгаковых было семеро детей — три брата и четыре сестры. После преждевременной смерти отца мать Варвара Михайловна сама растила их, получив в кругу родственников славу талантливой воспитательницы. Именно поэтому родной брат отца Булгакова, Петр Иванович, протоиерей Русской посольской церкви в Токио, попросил ее взять двух своих сыновей в киевскую семью, чтобы они получили образование на родине. Костя приехал в 1910 году, Коля — в 1913, и мама действительно заботилась о них, как о родных детях. «Японские кузены», как их прозвали в семье, принимали участие во всех «проектах булгаковского пансиона» — журфиксы, занятия музыкой и пением, чтение и обсуждение книг, поездки на дачу в Бучу. Как и сыновья Варвары Михайловны, мальчики учились в Первой Александровской гимназии, причем младший «японец» был тезкой и ровесником одного из киевских кузенов: в одном классе учились два Коли Булгакова. И в 1917 году, накануне Февральской революции, маме пришлось ехать в Петроград улаживать дела сына и племянника, потому что их документы перепутали, а учителя Первой гимназии с юмором называли эту ситуацию «булгаковским террором». В письме дочке Надежде Варвара Михайловна детально описывает свои ежедневные хлопоты, в том числе, связанные с «просвещением ума и сердца» младших детей, среди которых «Коля Японский требует большого внимания».

Старший «японец» Константин учился старательно, стал студентом Политехнического института, жил в одной комнате с Михаилом (в романе «Белая гвардия» — Николкина), где на печке можно увидеть карикатуры — такие в 1915 г. нарисовал Михаил на себя и Костю (21 ноября, в день именин св. Архистратига Михаила будут экспонироваться оригиналы карикатур). Об этом рассказывала на журфиксе во вступительном слове старший научный сотрудник Светлана Пугач.

Родственники из Японии передавали в Киев необычные подарки: на фотографии 1910 года сестра Вера наряжена в кимоно с зонтиком и очень напоминает Чио-Чио-Сан. А сегодня в экспозиции «комнаты Николки» представлена японская кукла, которую передала музею Наталья Кабанова, потомок семьи Позднеевых, от которой происходила мама «японских кузенов», София Матвеевна.

Недавно музей Булгакова посетил писатель, ученый-японист Борис Акунин и после экскурсии сказал: «Вообще я экскурсии не люблю. Но как вам удалось отгадать то, чего я не знаю? Вы рассказывали именно об этом, благодарю за прекрасный рассказ!». Признался, что среди всех произведений Булгакова его самое любимое — «Белая гвардия». А еще Акунин, знаток японской истории и культуры, рассказал о японской кукле то, чего не знали музейщики, и его консультация дополнила информацию, предоставленную Хироми Накано, советником Посольства Японии в Украине.

Такие куклы — традиционный подарок на праздник Хина-Мацури, или Праздник Кукол, который уже более 600 лет ежегодно отмечается в Японии. Дама-аристократка в парчовом верхнем кимоно с вышитыми хризантемами и цветами сакуры, с поясом-оби стоит, держа в руках раскрытый веер. Длинные рукава кимоно из дорогой парчи спадают почти до земли, а блестящие черные волосы выложены в стиле Эдо...

Первая мировая, революции, гражданская война опустошили «родное гнездо» Булгаковых, а «японские кузены» очутились за океаном. Константин занимался бизнесом в Мексике. Николай получил инженерное образование и звание «бакалавр машиностроения» в Калифорнийском университете, но любовь к музыке привела его в Голливуд, и как удивительно сложилась судьба! Музыкант, актер, композитор, он писал музыку для голливудских фильмов, а в 1947 году стал победителем конкурса композиторов имени Джорджа Гершвина. Вспомним, что наиболее проблемный воспитанник Варвары Михайловны начинал свою творческую карьеру в доме №13 на Андреевском спуске.

 ПУСТЬ ЗВУЧИТ МУЗЫКА

В музыкальной программе журфикса, которую вела искусствовед Ирина Богданова-Дашак, в исполнении ансамбля «AVANTI+» звучали произведения японских и китайских композиторов: «Цветы чертополоха» Кунихико Хашимото, Концерт для скрипки с оркестром «Влюбленные бабочки» Хо Жан Хао и Чан Ганга, «Ведьмина служба доставки» Дзе Хисаиси, а также европейских авторов, в творчестве которых присутствует тема Востока: фантазия «Турандот» Джакомо Пуччини, «Танец с зонтиками» Рейнгольда Глиэра, «Китайский тамбурин» Фрица Крейслера и другие. Впервые на музейном рояле три пианистки исполнили произведение Альфреда Шнитке «Посвящение И. Стравинскому, Д. Шостаковичу и С. Прокофьеву» для фортепиано в шесть рук. Лауреаты международных конкурсов Наталья Лебедева-Фивейская (фортепиано), Карина Микаелян (фортепиано), Екатерина Козачишина (скрипка), лауреат всеукраинских конкурсов Екатерина Рябова (скрипка), Татьяна Рябова (ударные, ксилофон), Паола Прокопенко (фортепиано) играли вдохновенно, создавая мерцающую ауру воображаемого мира — будто развернулся изысканный восточный веер и его экзотический видеоряд ожил в фантастическом движении.

Гостей пригласили посетить музей, и в «комнате Николки» встречала всех дама с веером, как в былые времена, когда на журфиксах молодые Булгаковы играли на музыкальных инструментах, пели, танцевали, ставили шарады и постоянно раздавался смех... Ведь что есть музыка, как ни самая совершенная машина времени, которая создает булгаковский «коридор тысячелетий» для установления магически реальной связи во времени и пространстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать