Перейти к основному содержанию

«Набукко» по-киевски

С большим успехом артисты Национальной оперы Украины выступили в Дании
04 апреля, 20:50
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ВОКАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ НАПОЛНЕНИЕМ КАЖДОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФРАЗЫ СОЗДАЛА ОБРАЗ АБИГАИЛИ СВЕТЛАНА ДОБРОНРАВОВА (НА ЭТУ ПЕВИЦУ СТАВИЛАСЬ ОПЕРА «НАБУККО») / ФОТО ИЗ КНИГИ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА УКРАИНЫ

Два года назад киевляне с триумфальным успехом показали в Дании шесть спектаклей оперы «Аида» Дж. Верди. Тамошняя пресса признала гастроли значительным событием в культурном пространстве страны, особо отметив, что коллектив Национальной оперы Украины, несмотря на высокий уровень исполнительского мастерства, еще избежал и характерной для западных театров модернизации произведения Верди, что было воспринято и с пониманием и с благосклонностью. Западному зрителю уже набили оскомину Альфреды на мотоциклах, и Джильды с мобильными телефонами... По-видимому, именно эти факторы и сыграли большую роль в том, что украинский театр опять был приглашен в северную страну, и опять с прекрасным вердиевским произведением.

На этот раз датчане посмотрели шесть спектаклей «Набукко» в различных городах страны. Гастроли в практике Национальной оперы Украины дело довольно обычное, поэтому нет резона говорить, что произошло что-то уникальное или исключительное. Ежегодно оперная и балетная труппа проводит по меньшей мере 3-4 зарубежных поездки, даря любителям оперного и балетного искусства прекрасные встречи с украинской хореографической и вокальной исполнительской школами. Согласно самым скромным подсчетам за годы независимости Украины, когда гастрольная деятельность стала обычной формой творческой деятельности, театр показал в различных странах Европы, Америки и Азии почти тридцать спектаклей, т.е. представлял половину своего текущего репертуара, не только интегрировавшись в мировое культурное пространство, от которого он был отлучен в течение почти шести десятилетий, но и в значительной степени еще и формируя это пространство своим исключительного уровня исполнительским мастерством классического наследия, о чем свидетельствует нарастающий интерес в начале века к театру, его спектаклям и, наконец, и к отдельным исполнителям, которые здесь сформировались как звезды оперно-балетного искусства, а сейчас украшают сцены прославленных европейских и американских театров. Вспомните хотя бы Анатолия Кочергу, Викторию Лукьянец, Михаила Дидыка, Алексея Ратманского, Елену Горбач, Максима Белоцерковского, Ирину Дворовенко, Марианну Талабу, Владимира Кузьменко... Такое явление наблюдалось в начале ХХ в., когда на сцены мира ворвалось созвездие оперных звезд — этнических украинцев, среди которых были Менцинский, Мишуга, Крушельницкая, Руснак, Тесеер-Донец и др.

Датские любители вокального искусства успели с 1996 года, когда театр здесь впервые выступил, хорошо с ним познакомиться, получив срез многостилевого репертуара. Здесь были показаны оперы итальянской классики — «Риголетто», «Аида» и «Травиата» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини, русского классического наследия — «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского... Поэтому весенние гастроли в этом году проходили в городах, где украинских мастеров уже хорошо знают и ждут, потому что практически все билеты на спектакли были проданы задолго до приезда нашей труппы. Надо сказать, что выступал коллектив в залах, которые вмещали по меньшей мере 2,5 тысячи зрителей.

Как и каждая европейская страна, Дания стремится к богатой и насыщенной художественной жизни, о чем свидетельствуют афиши и путеводители по культурным событиям года. Собственно, творческая жизнь в этой северной стране обогащается плотно насыщенными выступлениями художников зарубежных стран. Здесь считают за честь выступить прославленные симфонические и камерные оркестры из Берлина, Лондона, Праги, Вены, Пекина, Нью-Йорка, Варшавы, едва не ежегодно гастролирует Мариинский театр из Петербурга, знают здесь спектакли Московского Большого театра... И уже это показывает, что в большинстве западноевропейских стран уже давно исчезло понятие художественной провинции, о чем свидетельствуют и прекрасные театральные залы, рассчитанные на показ больших оперных и балетных спектаклей, концерты симфонических и камерных оркестров, не только эстрадные, но и классические сольные концерты, которые опять возвращаются в европейское музыкальное пространство. Людям не обязательно надо ехать в Копенгаген, чтобы посмотреть оперный или балетный спектакль, концерт Боннского симфонического оркестра или экзотический спектакль Шанхайской оперы... Городские муниципалитеты давно позаботились, чтобы приблизить элитарные жанры искусства к местному населению. Пишу это, а мысленно вижу Черкассы, Николаев, Луганск, Чернигов, значительно более крупные по количеству населения города, где гастролировала весной киевская опера.... Когда же там в последний раз был хотя бы один оперно-балетный коллектив? Не зарубежный, хотя бы родной, отечественный?... И есть ли там залы, где можно показывать оперы и балеты? И можно ли говорить о культурном провинциализме датских городов, которые хотя и не имеют оперных театров и балетных трупп, но постоянно могут смотреть лучшие мировые коллективы? Это так, для некоторых наших журналистов, которые любят обвинять украинские коллективы, которые, мол, гастролируют по «задворкам Европы». Пишу об этом после очередных гастролей, пытаясь убедить некоторых репортеров, которые ни разу не имели непосредственных контактов с гастрольной практикой в Европе, однако уверены, что киевская опера выступает исключительно в европейской провинции (которая якобы ниже рангом). И хотя датские города Ольборг, Орхус, Эзбиерг, Вейле, Гольстебро довольно отдалены от Копенгагена, в художественном плане они мало чем отличаются от столицы. Разнообразная выставочная афиша, плотный график гастрольных выступлений, большей частью театров с классическим репертуаром. Но главное даже не это. На каждом спектакле мы ощущали, что в зале неслучайная публика, которая пришла «потусоваться» во время антракта, а настоящие любители музыки, которые разбираются и в голосах, и в звучании оркестра, хора, понимают классическую итальянскую оперу.

Наши гастроли начались в Ольборге, где Киевскую оперу хорошо знают по ряду предыдущих выступлений. Зал был переполнен, блестяще принимал каждую сцену, арию, хоровую сцену. Уравновешенные датчане взрывались аплодисментами, а дирижеру Владимиру Кожухарю приходится молниеносно реагировать на тонус зала, чтобы сохранить ритм спектакля, обеспечить своевременное вступление певцов, оркестра, хора, не снизить динамику действия. Публика очевидно это понимала, но не могла побороть своего восторга вокальным мастерством наших солистов: Ивана Пономаренко (Набукко), Александра Дяченко (Измаил), Татьяны Пименовой (Фенена), Тараса Штонды (Захария), Виктории Ченской (Абигаила) — последняя певица недавно зачислена в труппу и для нее это были не только первые гастроли в составе театра, но и, собственно, еще и дебют в этой — одной из наиболее сложных партий в мировом оперном репертуаре. Исполнители главных партий продемонстрировали и в этом, и еще в двух спектаклях, в которых было выполнено в Эзбиерге и Ольстебро на высшем уровне трактовки одно из лучших произведений вердиевского репертуара. В рецензиях, которые появились сразу после спектакля в Ольборге, критики отметили «не только по-настоящему глубокую интерпретацию одного из лучших оперных шедевров ХIХ в., но и наличие в труппе Национальной оперы Украины действительно звездного ансамбля, которым сегодня может гордиться далеко не каждый даже первоклассный театр; прекрасный, выразительный по тембру мощный баритон Ивана Пономаренко». Можно вспомнить, что во время предыдущих гастролей показ «Аиды», где блестяще выступил Пономаренко, пресса написала о его партии, как исключительно совершенной в вокальном плане. Можно отметить, что все более известным становится в Дании и киевский тенор Александр Дяченко, высоко оцененный тамошними любителями оперы в «Евгении Онегине» и «Травиате», а теперь вот и в «Набукко». Глубоко раскрыла образ Фенени молодая певица Татьяна Пимонова, которая все более властно, а главное, в «звездном» русле творческих достижений входит в классический репертуар. Выше всяких похвал было исполнение партии Захарии Тарасом Штондой, певцом который достиг высот киевской басовой школы и продолжает ее высокохудожественные традиции.

На следующий день Киевскую оперу увидели зрители большого университетского города Орхус, где исполнителей ждал не меньший успех. Главные партии исполнял еще один состав певцов: убедительным и в вокальном, и в артистическом плане был Набукко Романа Майбороды, певца, не только с прекрасным баритоном, совершенным вокальным мастерством, но и глубоким внутренним пониманием действий и поступков вавилонского царя, что позволило создать целостный образ, который существенно выходит за рамки его традиционной оперной интерпретации. Прекрасно, выразительными вокальными красками, психологическим наполнением каждой музыкальной фразы создала образ Абигаили Светлана Добронравова, на которую, собственно, в свое время и ставился этот спектакль. Сегодня певица в расцвете творческих сил, о чем свидетельствует и такой красноречивый факт — исполнив партию Абигаили в трех спектаклях в Дании, она вылетела на гастроли в Португалию, где участвовала в нескольких концертных программах. Тепло принимала публика и одного из лучших наших басов Богдана Тараса, исполнителя партии Захария. Его мощный и в то же время гибкий, наполненный красивыми обертонами голос завораживал публику прекрасным тембром, умением акцентировать ведение своей партии на кульминационных моментах спектакля. Анжелина Швачка с вокальной виртуозностью раскрыла образ Фенени, которая является антиподом Абигаили в сюжетном развитии, и так же отличается наиболее сложной вокальной техникой, требует не только гибкости голоса, наполнения верхних нот, но и умения передать голосом несколько больше — драматизм, психологическое ощущение ситуаций, как видел это в партии Фенени композитор. Прекрасно выступил и Александр Востряков, один из лучших современных украинских теноров. Его Исмаил — драматический образ человека, который во имя любви предает свой народ, остается вне его, борется между двумя чувствами — любви к одноплеменникам и любимой, ради обоих он готов отдать жизнь. Певец продемонстрировал не только красивый голос, но и блестящую вокальную школу, то мастерство и опыт, которые позволяют выйти из любых вокальных и сценических ситуаций. Как всегда настоящий триумф вызвал хор Национальной оперы Украины под управлением Льва Венедиктова. Датская критика называет этот коллектив одним из лучших оперных хоров в мире. Каждый раз это подтверждают бурные аплодисменты зрителей по окончанию спектакля.

Завершались гастроли в городе-спутнике Копенгагена Альбертшлюнде, куда театр приезжает уже несколько весен подряд, и где постоянно встречает искренний и теплый прием у любителей музыки. На следующую весну датчане опять ожидают наш театр у себя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать