Наши родители были на полуслове оборванным поколениям. Весь этот ком несказанного и навранного сверху, накопившись за века, теперь криком кричит. Стране нужны писатели для психологической санации.
Оксана Забужко, украинская писательница, поэтесса, эссеистика

«Народное. Традиционное. Современное»

Так называется выставка Роксоланы Дудки, которая открылась в Национальном музее украинского народного декоративного искусства
27 июля, 2021 - 12:08

Экспозиция представляет декоративную живопись и авторскую керамическую игрушку полтавской художницы, которые были созданные за последние несколько лет. Но широкий круг увидит их впервые.

ДУШЕВНОЙ И ДУХОВНОЙ

Необычные цветы, фантастические звери - главные герои ярких, самобытных произведений художницы, которые вместе создают особый мир, в котором живет Роксолана Дудка и в котором хотела бы жить. Ее произведения душевные и духовные одновременно. По ее словам, не интересно создавать какие-то вещи для того, чтобы просто украсить интерьер.

Ее живописные работы - «Дерево життя», «Загадкова істота», «Файна кура», «Мрійливий баранчик, «Могутні рибини» и другие наполнены орнаментами, знаками и символами. И это не случайно, ведь характерная черта творчества мастера - это работа с канонами украинского народного искусства, она тщательно изучает, переосмысливает и представляет через призму современности.

 

Одна из выставочных работ «Зарождение» ярко это демонстрирует. Это своеобразный гимн жизни и ее продолжению. Водный мир, земля и воздух объединены между собой, как дерево бытия. Рыбы в нижней части композиции связаны между собой и образуют яйцо, что символизирует зарождение новой жизни. Цветок напоминает лоно, в котором и начинается зарождение. А посередине картины мы видим фантастических существ, которые как будто дерутся между собой рогами, но одновременно сливаются и образуют нечто новое - единый организм. И в завершение - птицы, как инициация. Цветовая гамма произведения подчеркивает веру автора в то, что борьба добра и зла завершится победой светлых сил и справедливости.

ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ

В определенный период своей жизни Роксолана почувствовала, что ей недостаточно создавать только образы на холсте. Поэтому и начала дополнять свои работы поэзией собственного авторства. А потом начала работать с керамикой, чтобы воображаемых существ сделать объемными и «живыми». Сейчас же и этого ей не хватает. Поэтому свои последние керамические произведения художница создает с дополненной реальностью, чтобы можно было посмотреть, как созданные ею существа становятся подвижными.

В общем полтавская художница все время в поиске нового, неизвестного. По ее утверждению, символика и орнаментика в украинском традиционном искусстве настолько богата, что работать только в живописи мало. Так и родилась новая серия работ - рисованные изразцы на тростниковом волокне. Они яркие, как и все работы мастерицы, и легкие, ведь автор увлекается экоматериалами и изучает их.

Роксолана рассказывает, что идея с изразцами пришла к ней благодаря свекру, который создает авторские изразцы из глины. Наблюдая этот волшебный процесс созидания, она решила попробовать сделать изразцы на бумаге в своем стиле. Получилось интересно, изысканно. Как – можно увидеть на выставке, просмотрев эту серию работ.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОДЫ

По специальности Роксолана мультидисциплинарный художник, а по сути – художник-экспериментатор. И, хотя она имеет степень кандидата искусствоведения, ученым себя не считает, потому что в действительности является практикующим художником.

Работать с декоративной живописью она начала в 2013 году.
Возможно, тяга к традиционной живописи художница унаследовала от своей бабушки, которая, подписывая открытки, украшала их орнаментами, а еще хорошо вышивала. Итак, образность и декоративность сидели глубоко в натуре ее внучки. «Я, пожалуй, генетически носила все эти коды в себе», - говорит художница.

У каждого художника есть свои секреты творчества. Имея открытый и искренний характер (как и улыбку), Роксолана охотно делится ими и рассказывает, что никогда не делает эскизов, зарисовок. И никогда не дублирует свои работы, это ее принципиальная позиция. Перенос эскиза на холст рассматривает как изготовление копии своего произведения.

«Маслом так не поработаешь, как акрилом, - говорит она. - Сначала краской заливаешь большие фрагменты картины, а потом декорируешь. Пока краска сохнет, появляются какие-то мысли. Поэтому в данный момент материал больше управляет мной, чем я им. С акрилом работаешь совсем по-другому: и пишешь, и сразу декорируешь».

ДЕТСКИЙ ВЗГЛЯД

Еще один секрет Роксоланы - это взгляд ребенка на окружающий мир, который она старается в себе сохранить. Поэтому ее керамические игрушки - зайчонок с цветами, свинка, лягушонок и другие животные – действительно очень напоминают детские игрушки: они добрые, милые и трогательные.

Сохранить такую «детскость» (в лучшем смысле этого слова) художнице не так просто. Ведь параллельно она является доцентом кафедры Луцкого национального университета, и темы, которые она обсуждает со студентами, - серьезные и важные. По ее мнению, главное – сохранить баланс между простым и сложным, между этническим и современным, и это тоже искусство.

Художница признается, что никогда не занимается творчеством, когда она не в настроении, хотя это бывает редко. Видимо, поэтому положительные флюиды ее работ передаются и зрителям.

«На этой выставке сразу улучшается настроение, ведь в произведениях художницы много оптимизма, любви, необычного взгляда», - говорит Ольга Зайченко, специалист по неформальному образованию. - Козочки, кабанчики, рыбки, зайчики, будячки на ее картинах и кафеле - все они наполнены радостью жизни. Особенно понравились керамические игрушки. Их сразу хочется коснуться или даже взять в руки. Они привлекают к игре, побуждают к взаимодействию, и это так интересно», - делится впечатлениями пани Ольга.

Итак, поднять настроение и «поиграть» керамическими игрушками смогут все желающие, если посетят выставку произведений Роксоланы Дудки, которая продлится до 8 августа.
 

Марина Марченко. Фото предоставлено музеем
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ