Перейти к основному содержанию

«Наша работа такая – садись и играй!»

Анатолий Баженов, скрипач-виртуоз, известный педагог отрывает читателям «Дня» секреты мастерства
30 мая, 16:14
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Почти пять десятилетий Анатолий Иванович является первой скрипкой легендарного струнного Квартета им. Лысенко, с которым связана отдельная страница его жизни. Баженов также сотрудничает со многими выдающимися музыкантами. Но главным творческим партнером считает свою жену, известную пианистку, педагога Наиду Магомедбекову, в тандеме с которой исполнены тысячи концертов. Это очень гармоничная пара  на сцене и жизни. Баженов является заведующим кафедрой Национальной музыкальной академии Украины, воспитал целую плеяду высокопрофессиональных скрипачей, которые продолжают украинскую исполнительскую школу в мире. Анатолий Иванович — член жюри международных конкурсов, активно гастролирует в странах Европы, Азии и Америки. О том, как приходит успех и как не потерять славу, почему нельзя разрушать начальное музыкальное образование, которое почти за 150 лет своего существования доказало свою эффективность, а нынешняя «реформа», инициированная Министерством культуры, может привести к разрушительным последствиям — наш разговор.

«ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ — СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

— У меня папа был контрабасистом, играл в Днепропетровском симфоническом оркестре, я рос в творческом кругу, а потому то, чтобы я занимался музыкой, — его идея, — признается Анатолий БАЖЕНОВ. — Кстати, он боготворил скрипку, и потому отдал меня учиться играть именно на этом прекрасном инструменте. Хотя не могу сказать, что с детства я мечтал о сцене. Мне повезло, что в Днепропетровское музыкальное училище им. Глинки приехал молодой преподаватель Матвей Борисович Либерман. Он родился в Украине, был в эвакуации во время Второй мировой войны, немного учился у известного скрипача-педагога Петра Соломоновича Столярского, а также у легендарного Давида Федоровича Ойстраха. И первые шаги в учебе я прошел под опекой Матвея Борисовича, который, кстати, также был концертмейстером Филармонии. Обучение музыке — сложный процесс. Знаете, через многие десятилетия мы вместе с женой ездили в Израиль на его юбилей — 80 лет, а затем уже с дочкой (Екатерина Баженова, пианистка, солистка Национального дома органной и камерной музыки Украины — Т.П.) летали на 90-летие маэстро, который много лет преподавал в Иерусалимской академии музыки. Его ученики выступают в самых престижных сценах мира. На юбилей прилетели 16 его самых известных учеников, чтобы поздравить. Так получилось, что я был одним из первых его учеников. Либерман умер в 2017 г., когда ему исполнилось 92 года... Светлая память! Чтобы учиться игре на скрипке, нужно иметь колоссальное терпение! В первую очередь нужно иметь терпение родителям, в широком смысле, потому что нужно найти какой-то баланс, иногда принуждать ребенка к занятиям, но и стимулировать его, чтобы не отвернуть от музыки. Знаете, очень жаль, что сейчас мы почти потеряли образовательные концерты для малышей, начиная с 5 лет, когда дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра. Сейчас в Доме органной музыки раз в месяц приглашают детей на встречи с Музыкой с большой буквы. Слушателям предлагают викторины, рассказывают об инструментах, и ребенок решает попытаться научиться играть. Хорошо, если родители имеют контакт с музыкой (даже не профессионалы, любители или просто любители музыки, которые семьями ходят на концерты) — это тоже вспомогательный способ привлечь ребенка к музыке. В музыкальной школе начинается будничный труд...

Я, например, почувствовал, что хочу стать профессиональным скрипачом, в музыкальном училище и когда начал в 5—6 классах выступать в школьных концертах. Мы ездили с ансамблем по разным городам и городкам, выступая в клубах, и тогда уже стало интересно, как слушатели воспринимают, какие произведения я могу исполнять, то есть появились зародыши чего-то артистического. Это были начальные, но очень важные побеги...

Сейчас у молодежи появилась мода принимать участие в конкурсах, и они выступают то в одном, то в другом, но исполняют одну и ту же программу. Я считаю, что это опасно, потому что не развивает музыканта, а конкурсы становятся похожими на спорт. Дети перестают себя чувствовать детьми, а дипломы о лауреатстве больше вредят, чем дают пользы. Нужно расти профессионально, постепенно усложнять программы, накапливать репертуар, учить разностилевую музыку, совершенствоваться на занятиях в консерватории или академии...

«МЫ ИМЕЕМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ — НАШУ ШКОЛУ ЦЕНЯТ В МИРЕ, И ЛОМАТЬ ЭТО НЕ НУЖНО»

— Я себя педагогом не чувствовал, хотя в музыкальном училище проходил педагогическую практику (в училище поступил в 13 лет, после 7 класса)... В консерватории была более серьезная работа. Считаю, что нужно, чтобы нормально функцию воспитывала такая схема: музыкальная школа — студия... Сейчас Министерство культуры своей «реформой музыкального образования» может привести к тому, что произойдет общий упадок культуры. Зачем разрушать то, что есть хорошо и полностью себя оправдало? Напомню, наше музыкальное образование складывалось с конца XIX в. — то есть около 150 лет. Новация чиновников зацепит судьбы тысяч музыкантов и миллионов любителей музыки. Зачем делать пустыню... музыкальную? Мы имели хорошую образовательную систему: три степени — общее музыкальное образование (музыкальная школа), перспективные выпускники учились дальше — в музыкальном училище (сейчас колледжи), а впоследствии лучшие поступали в консерваторию (сейчас академия). Я не понимаю, как может быть высшее учебное заведение I, II, III степени? Это похоже, как в анекдоте — «Осетрина второй свежести»...

Было время, когда в Украине было пять-шесть высших музыкальных заведений (Киев, Львов, Харьков, Одесса, Донецк), а теперь только в столице имеем приблизительно десять вузов. Что это за образование? Посмотрите на оркестры — там преимущественно работают выпускники НМАУ и Киевской муниципальной академии музыки им. Р. М. Глиэра, а где все остальные выпускники вузов? Нивелировка образования — неправильно!

Есть принципиальные вещи, которые касаются профессионализма. У нас есть хорошие профессионалы, а вот профессионального отношения к образовательному делу — не хватает! Мы имеем замечательные традиции — украинскую музыкальную школу ценят в мире, и ломать это не нужно. По книге научить человека играть, петь или рисовать — невозможно, потому что только от учителя к ученику передается опыт. Эта школа утверждалась десятками лет, и ломать все одним глупым приказом — это интеллектуальная диверсия! А еще такие «реформы» могут привести к тому, что более полмиллиона детей и учителей остаются без работы и не будут иметь возможности получить нормальное начальное музыкальное образование. Кстати, тысячи победителей международных музыкальных фестивалей и конкурсов — лучший показатель того, что существующая образовательная музыкальная система себя оправдывает.

Я считаю, что нужно возродить гастрольную деятельность по стране, потому что выступления наших мастеров часто несут и просветительскую миссию для людей, которые живут в разных уголках.

«МОЖЕМ СЫГРАТЬ ПОЧТИ ВСЕ!»

У Анатолия Ивановича огромный репертуар: от мировой и национальной классики до произведений современных композиторов. Он является первым исполнителем богатых произведений, которые специально для скрипача пишут известные маэстро. Когда у него спрашивают, есть ли любимый автор, то Баженов улыбается и говорит:

— Я люблю разную музыку: Моцарта, Чайковского, Бетховена, Лятошинского, Шостаковича, Стравинского, и этот список можно долго дополнять. Кстати, на недавней  встрече друзей газеты «День» весенний» я исполнил прекрасное произведение Ивана Карабица, моего товарища. Это был очень талантливый и интересный композитор, который, к сожалению, рано умер, и уже 17 лет, как смотрит на нас из Вселенной, но музыка его вечна! Пьеса для скрипки соло «Музыка» — это философия такого музыки, который умеет развеселить публику, взволновать до глубины сердца. Это не «Музыкант», а именно «Музыка» — образ и универсальный музыкант... Горжусь, что наши современники — Скорик, Сильвестров, Карабиц, Станкович — поручали нашему ансамблю и мне лично первыми исполнять их произведения.  А что касается  репертуара, то можно сказать, что мы из Наидой можем сыграть почти все! С 1970 года я возглавляю Квартет имени Н. В. Лысенко, много выступаю как солист и как артист камерного ансамбля, имею фондовые записи на радио, телевидении, записи на компакт-дисках. (В исполнении А. Баженова впервые прозвучали в нашей стране многие произведения, в частности, О. Респиги, А. Веберна, А. Берга, Е. Элгара, У. Пистона, А. Шнитке, состоялись мировые премьеры произведений современных украинских композиторов — Б. Лятошинского, М. Скорика, Е. Станковича, В. Сильвестрова, И. Карабица, В. Зубицкого и проч. — Т. П.)

— Любая скрипка, которую сделал мастер, уникальна! Это штучная работа, — подчеркивает А. Баженов. — На музыкальный фабрике могут по лекалам штамповать инструменты, а если за дело берется мастер, то это штучная работа. У меня старая скрипка, которая выполнена блестящим скрипичным мастером семьи Гальяно, которая принадлежит к неаполитанской школе. Этот инструмент не подводит и много лет дает прекрасное звучание. Новые скрипки — это дело времени. Страдивари при жизни не был модным мастером. Его скрипки считали странными, даже вычурными и громкими. Но прошло триста лет — и его инструменты являются украшением, и считается честью играть на них. Скрипка сама не играет, — смеется музыкант...

«МУЗЫКА НАС ОБЪЕДИНИЛА»

— Мы с Наидой поступили вместе в Московскую консерваторию и там познакомились. Наида приехала из Махачкалы (Дагестан), учились на одном курсе. У нас не была любовь с первого взгляда, а музыка нас объединила. Вместе начали играть и доигрались до свадьбы. Потом родились дети. Они продолжили музыкальную династию. Дочь Екатерина — пианистка, а сын Александр — скрипач (он давно живет и работает в Германии). Мы с женой всегда рассчитывали на собственные силы, «оранжерейной» жизни никогда не имели. Сами решали проблемы. В Киеве сначала снимали квартиру. Сына рожать Наида поехала к родителям, потому что меня забрали служить в войско. После того, как я с успехом выступил на Международном конкурсе скрипачей «Пражская весна», поступил в аспирантуру, стажировался в Киевской консерватории, в классе Олега Крысы, а затем меня пригласили в Квартет им. Лысенко. Кстати, благодаря этому коллективу наша семья получила свое жилье в столице. С первого дня работа была колоссальная, ансамбль существовал почти 20 лет, имел большой репертуар. Я спал по четыре часа. Мы жили на Борщаговке, репетировал ночью на кухне, когда детей укладывали спать, но у нас были прекрасные соседи, и они не жаловались. Наша работа такая — садись и играй! Мы много записывали на ТВ и радио, активно гастролировали. Даже не верится, что в следующем году исполнится 50 лет, как являюсь первой скрипкой Квартета им. Лысенко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать