Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Не чертова дюжина

Сегодня Госкино объявит окончательное решение о финансировании проектов Одиннадцатого конкурса (питчинга)
8 августа, 2019 - 13:13
РАБОЧИЙ МОМЕНТ СЪЕМОК ФИЛЬМА «С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО СЪЕМОЧНОЙ ГРУППОЙ ФИЛЬМА «С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ»

Этого события украинское киносообщество ждало не один год. Наконец летом Госкино запустило Одиннадцатый конкурс кинопроектов, претендующих на государственное финансирование — то, что в профессиональной среде называют питчингом.

Решающий второй этап питчинга проходил в одном из залов кинотеатра «Жовтень». Сначала оценки ставила Экспертная комиссия. Решающее слово — за Советом государственной поддержки кинематографии.

Конкурс разбит на категории: дебюты, национальные фильмы для широкой аудитории, авторское кино, детские фильмы, копродукции, фильмы о защитниках Украины (военная и историческая тематика). Всего набралось более 200 проектов.

Проанализировать все заявки невозможно. Однако некоторые тенденции за пять дней презентаций все же проявились.

Первое: у нас дефицит режиссеров. Регулярно повторялась ситуация: к экспертам выходили продюсер и сценарист, а режиссер при этом был представлен видеообращением, так как находился на съемках. Некоторые режиссеры даже подавались с двумя проектами одновременно. То есть — спрос больше предложения, что радует.

Второе — заметно возросло число женщин — режисерок и продюсерок; тем самым эффективно опровергается шаблон киноиндустрии как сугубо мужского бизнеса.

Третье — война и революция стали одной из тем. Постоянной, но не преобладающей.

Наконец, четвертое: наши режиссеры неохотно берутся за жанровое, развлекательное кино, хотя государство готово давать на него деньги. Преобладают или комедии, или исторические драмы/боевики. Первые привлекают продюсеров, потому что бюджета требуют небольшого, вторые — потому что патриотизм всегда в моде. То, что сделать реально смешную комедию или убедительную историческую драму очень непросто, никому, кажется, в голову не приходит. На выходе — или дикая пошлятина, или оглушительные коммерческие провалы. Но это отдельная тема.

Ниже — перечень 14 самых интересных, по моему мнению, заявок, которые с высокой вероятностью будут поддержаны государством. Проекты представлены в алфавитном порядке. Там, где не обозначена страна производства — чисто украинская продукция.

1 «Антропоцен» (Украина —США). Режиссер, сценарий — Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ.

Об этом проекте «День» уже писал (см. вчерашний выпуск — «Это для меня очень личная история»). При условии успешной реализации может стать одной из сенсаций Каннского фестиваля.

2 «Бабий Яр» (Украина —Франция — Литва). Режиссер, сценарий — Сергей ЛОЗНИЦА.

Сергей Владимирович отметил, что все его предыдущие работы — подготовка к этой картине. Тема Бабьего Яра близка режиссеру еще и потому, что он вырос в этом районе в Киеве. У Лозницы есть четкое видение фильма. Первые 15 минут — хроникальная съемка, остальное стилизовано под нее — быстрый монтаж, короткие планы. Уже полгода идут поиски киноматериалов в частных архивах. Цельного сюжета и одного главного героя, как и в предыдущем «Донбассе», не будет. Съемки начнутся в июне следующего года, продлятся 31 день. В массовках примут участие до 10 тыс. актеров. Как отметил Лозница: «Эпического кино на эту тему еще не было. А мы хотим сделать именно такое. Этот фильм об уничтожении. О спасении евреев Спилберг уже сделал «Список Шиндлера». Мы должны это знать, пережить это. Ведь кто не знает своей истории, обречен ее повторять».

Лознице предлагали снимать на английском, с западными звездами, но он хочет выполнить эту работу здесь. Вероятное продолжение проекта — выставка и книга.

Фильм уже ждут на зарубежных рынках, есть международный дистрибьютор.

3 «Отблеск». Режиссер, сценарий — Валентин ВАСЯНОВИЧ.

Идею для фильма выросла из рядового случая — голубь разбился об окно. Васянович хочет показать мир взрослых и смерть глазами 10-летнего ребенка. Главные герои — отец и дочь, сюжет — развитие их отношений после трагического события в семье. Это, впрочем, не вполне интимная история — она включает и общественные реалии. Проект участвовал в питчинге ОМКФ, где получил приз.

4 «Эрик Каменное Сердце» (Эстония — Украина). Режиссер — Ильмар РААГ (Эстония), сценарий — Андрис ФЕЛЬДМАНИС и Дион-Ливия УЛЬМАН (Эстония).

Рааг прославился триллером «Класс» о буллинге и стрельбе в средней школе (2007). Герой новой картины — 11-летний одиночка Эрик, который считает, что его сердце из камня, и отправляется в фантастическое путешествие с девушкой-ровесницей. Одна из задач — помочь зрителям проговорить с детьми потерю близких. Обещают яркие спецэффекты и много интересного для семейной аудитории, планируют задействовать двух рок-звезд: Дзидзьо со стороны Украины (как актера в том числе) и Рейнарса КАУПЕРСА (латвийская поп-группа Brainstorm) для саундтрека. В проекте уже собран весь бюджет — остался только вклад украинской стороны.

5 «Зелье». Режиссер — Владислав КЛИМЧУК (Влад Дикий), сценарий — Наталья ВОРОЖБИТ по мотивам повести Ольги Кобылянской «У неділю рано зілля копала».

Обещают эротический триллер с сильными женскими образами, сценами галлюцинаций и залитыми неоном Карпатами. Костюмы с этническими мотивами разрабатывает бренд NAVRO с расчетом, чтобы они после премьеры фильма вошли в повседневность.

6 «С завязанными глазами». Режиссер — Тарас ДРОНЬ, сценарий — Тарас Дронь, Якуб ПИРСАК.

Центральный образ — в украинском кино невиданный: молодая женщина, атлетка, занимающейся боями без правил. События разворачиваются в том желанном будущем, где война закончилась победой Украины. Героиню извещают, что ее любимый погиб на фронте. Она пытается наладить жизнь, но вскоре выясняется, что парень жив, и ему срочно нужны деньги на операцию. Тогда она и выходит на ринг, хотя собиралась бросить бои. Трейлер завораживает — сумасшедшая динамика, одаренная и точная актриса. Деньги, по сути, нужны на доработку фильма. Режиссер отметил:

— Идея фильма возникла после общения с моим другом, я был поражен его историей. Фильм рассказывает о навязывании роли женщине и давлении общества на сильных женщин. Мы думаем, что для украинского зрителя фильм интересен из-за национальной идеи, а для зарубежного — как история о сильной духом украинской девушке.

7 «Памфир» (Украина — Польша). Режиссер, сценарий — Дмитрий СУХОЛИТКИЙ-СОБЧУК.

Последняя работа Собчука — короткометражка «Штангист» — получила массу призов на фестивалях. «Памфир» — его игровой полнометражный дебют. Жанр — криминальная драма с элементами вестерна.

Главный герой по прозвищу Памфир — контрабандист от Бога. Живет на границе с Румынией и хочет оставить незаконные сделки. Однако, чтобы вернуть долги, вынужден снова и снова таскать сигареты через границу; чтобы выдержать нагрузки, принимает стероиды, звереет. Главных персонажей шесть — Памфир и его семья — «равно дорогих» режиссеру. Одним из мотивов фильма будет празднование Красной Маланки — уникального обряда, который встречается только в этом регионе и о котором Дмитрий снял документальный полный метр.

«Памфир» собрал награды уже на этапе сценария: участие в крупном рынке копродукции в Восточной Европе Sofia Meetings, в двух влиятельных сценарных мастерских — TorinoFilmLab (Script & Pitch) и MIDPOINT Intensive, а в мае этого года — приглашение в сверхпрестижную резиденцию для режиссеров Cinefondation Residence Каннского фестиваля. Наибольший бонус резиденции Cinefondation для всех, кто туда попадает: завершенный фильм первыми должны увидеть отборщики Канн.

8 «Первое сентября». Режиссер — Роман БОНДАРЧУК, сценарий — Анна ТЮТЮННИК.

Ректор провинциального университета, доктор химии живет в ежедневном бытовом аду. Сын презирает его как неудачника и устроил офис прямо в его квартире, жена скандалит, авторитет среди коллег тоже низок. 1 сентября протагонист решает начать новую жизнь и найти женщину, которую покинул ранее ради карьеры.

В чем-то это напоминает предыдущую картину Бондарчука «Вулкан», где герой тоже по сути начинал все сначала. Над фильмом будет работать та же команда: оператор Вадим ИЛЬКОВ, сам зарекомендовавший себя как интересный режиссер-документалист, и композитор Антон БАЙБАКОВ. Снимать собираются осенью 2020, традиционно для Бондарчука, в Херсоне.

9 «Пятница, 13». Режиссер, сценарий — Роман БАЛАЯН.

Ветеран отечественной режиссуры возвращается с трагикомедией про эксперта-эколога Георгия, от подписи которого зависит здоровье и жизнь многих людей. Конфликт начинается, когда протагониста пытается сбить с пути пара настоящих демонов. По мнению Романа Гургеновича, главную роль мог бы сыграть Станислав БОКЛАН.

10 «Стефа». Режиссер — Иван САУТКИН, сценарий — Ярослав ЯРЫШ.

Интерес к историческому боевика «Стефа» связан в первую очередь с именем режиссера. Сауткин собирался снять историческую сказку «Максим Оса», и по опубликованным предварительным материалам это могло бы быть невиданное на украинском экране зрелище. Не сложилось по вине компании. Теперь же Иван делает противоположное — черно-белую драму об украинском Сопротивлении на оккупированной Галичине в 1940-х. Хочет снять все очень достоверно, чтобы зритель почувствовал дух эпохи. Стефа — мать-одиночка, связная УПА — жертвует собственными интересами, выполняя очень опасное задание, чтобы защитить своих односельчан. Стилистика будет приближена к документальной.

11 «Стоп-Земля» (Украина — Литва). Режиссерка, сценарий — Катерина ГОРНОСТАЙ.

Проект находится в развитии уже два года. Катерина Горностай — одна из самых интересных молодых авторок, снимает как раз на наиболее сложную — молодежную тематику. В новом фильме будет много материала из жизни самой Катерины. Зима, «хрущобный» Киев — декорации, среди которых взрослеют 16-летняя Маша и ее трое друзей. У кого-то проблемы со зрением, у кого-то — с наркотиками, кто-то — переселенец из Луганска, кто-то влюблен безответно. Как подчеркивает режиссерка: «В фильме происходят «маленькие» события, но они для героев очень болезненны».

Чтобы сделать сценарий максимально жизненным, авторы провели огромное количество интервью с подростками, а отбирая актеров, ходили на уроки и наблюдали за учениками. Всего будет отобрано 30 тинейджеров и тинейджерок, и в течение двухмесячных интенсивных репетиций авторы превратят их в настоящий класс.

12 «Ты — космос» (Украина — Франция — Бельгия). Режиссер, сценарий — Павел ОСТРИКОВ.

Здесь будут и взрыв Земли, и астронавт, который отправляется в полет, чтобы найти другого выжившего человека — француженку Катрин. На роль последней планируют или Марийон КОТИЙЯР, или Шарлотту ГЕНСБУР. Знаменитость появится на пару минут в финале, остальное время будет звучать только ее голос. Съемки пройдут в украинских павильонах, там же построят корабль, причем к созданию макета привлекут украинских ученых, а графику нарисуют бельгийцы. Режиссер заметил: «Да, я раньше не снимал фильмы о космосе, но снимал трагикомедии. Это будет трагикомедия в космосе».

29-летний Остриков — один из самых перспективных молодых кинематографистов, с массой наград, в частности, за короткометражную черную комедию «Выпуск’97» (2017).

«УТОПИЯ» — ЭТО ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА И ПОЭМА

13 «Утопия» (Украина — Австрия — Нидерланды). Режиссер, сценарий — Юрий РЕЧИНСКИЙ.

Из-за таинственного инцидента все жители Киева получают просветление на одну ночь, бросают работать, ссориться и вообще начинают видеть мир, каким видели его в детстве.

Речинский называет «Утопию» одновременно и фильмом-катастрофой, и поэмой. Главным героем фактически станет современный Киев. Структура сюжета довольно сложная — 30 параллельных историй. Общий хронометраж — 120—140 минут. При этом актеры будут импровизировать.

Первая работа Юрия «Больныесукалюди» (2013) — документальная драма о бездомных наркоманах — получила награды на фестивалях в Канаде, Франции, Англии, Польше, Австрии, а премьера полнометражного игрового дебюта «Январь-март» (совместное производство Украины и Австрии ) состоялась в 2017 на Роттердамском фестивале. В последнем случае украинскому режиссеру существенно помог его именитый коллега — австриец Ульрих Зайдль, а одну из ролей в «Январе-марте» сыграла звезда фильмов Зайдля, выдающаяся европейская актриса Мария ҐОФШТЕТТЕР.

Очевидно, новая картина интересна уже тем, что будет представлять собой эксперимент на грани документалистики и насыщенного визуального поля, которое умеет создавать Речинский.

14 «ШТТЛ» (Израиль —Франция — Украина). Режиссер, сценарий — Адриэн УОЛТЕР (Франция). Один из продюсеров — француз  Олиас БАРКО, имеющий опыт работы в Украине.

Действие развернется в городке на Тернопольщине, за 24 часа до начала уничтожения местной еврейской общины нацистами. Главный герой — парень по имени Мендель — планирует похитить дочь раввина, которую должны выдать замуж за сына мясника. Продолжительность фильма — 85 минут, снимут его одним кадром: через построенное декораторами местечко пройдут проложенные «восьмеркой» рельсы, по которым проедет камера. Благодаря специальным объективам создан эффект старой пленки в мягких пастельных тонах. Одну из главных ролей может сыграть израильская актриса Шира ХААС, причем на украинском. Остальные актеры собираются искать в Украине, оператор — Евгений ГУБРЕНКО, художник-постановщик — Иван ЛЕВЧЕНКО, художник по костюмам — Елена ГРЕСЬ. Мировая премьера планируется на Каннском кинофестивале.

Окончательное решение по финансированию проектов Одиннадцатого конкурса Госкино огласит сегодня.

 

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ