Носители «конкурентного мировоззрения»
...О расстрелянном кобзарствеНекоторые страницы прошлого и доныне остаются «белыми пятнами». На одну из таких малоисследованных трагических страниц — массовые репрессии 1930-х годов против кобзарей и вольных лирников — обратила внимание «Дня» Леся Мельник из США. «Сотнями уничтожали кобзарей — душу украинского народа. И об этом мало кто сегодня говорит...» — написала она в письме в редакцию.
«НИЩЕНСТВУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ»
Едва ли не самым главным основанием для репрессий против кобзарей и бандуристов в начале 1930-х годов была их якобы причастность к «контрреволюционным бандам». Провозглашенный властью курс на борьбу с нищенством в действительности же был одним из способов уничтожить свободный дух украинской нации, олицетворением которого были кобзари. Апогеем массовых преследований странствующих музыкантов стал Кобзарский съезд в Харьковском оперном театре в середине 1930-х годов, на котором было арестовано и уничтожено около 300 музыкантов. Хотя официального подтверждения проведения этого съезда нет (исследователь Константин Черемский нашел лишь архивные доказательства инициирования этого мероприятия и многоразовое его перенесение во времени), свидетельства людей о мгновенном исчезновении с улиц и площадей кобзарей дают основания считать, что акции массового уничтожения таки состоялись. Усилиями большевистского режима кобзарство и свободное лирничество в середине 1930-х годов было практически уничтожено также путем одиночных репрессий. Подтверждением этому служит такой факт: в апреле 1939 года было проведено Первое республиканское совещание кобзарей и лирников, на которое со всей Украины, по утверждениям исследователей, собралось только... 37 кобзарей и бандуристов. Больше ехать было некому.
— Как только большевики утвердили свою власть на наших землях, они начали активную борьбу фактически против всего украинского. И едва ли не больше всего их раздражало значительное и влиятельное явление национальной культуры — кобзарство, к которому частично относим бандуристов и лирников, — рассказал «Дню» преподаватель истории кобзарского искусства студии по подготовке актерских кадров при Национальной заслуженной капелле бандуристов Украины имени Г. Майбороды Ярослав ЧОРНОГУЗ. — Поскольку кобзари вели странствующий образ жизни, они никому не были подвластны, вместе с тем своим творчеством «будили» национальное сознание народа. Большевистско-московская система сразу окрестила это явление «украинским буржуазным национализмом», «петлюровщиной» и поставила себе цель последовательно преследовать и истреблять народных певцов.
По словам Я. Чорногуза, фактов преследования певцов, даже несмотря на тщательные попытки их скрыть, достаточно. В 1920 году за подписью председателя особого отдела УССР Николая Скрипника вышел приказ об организации процесса регистрации нищенствующих. К нищенствующим приравняли кобзарей. В 1925 году административный отдел НКВД принял особый циркуляр №604 «О проведении учета нищенствующих», после чего члены специальных комиссий преследовали так называемый «нищенствующий элемент», к которому опять же отнесли народных певцов, которые вели странствующий образ жизни. В декабре 1932 года вышло постановление правительства УССР об установлении единой паспортной системы по УССР, которая каждого приезжего из другой местности человека на протяжении суток вынуждала зарегистрировать паспорт в райотделе милиции. А это фактически ставило крест на свободной деятельности странствующих кобзарей. В те времена активно осуществлялись централизованные проверки так называемого неорганизованного населения — тех, кто не работает в организациях и учреждениях, не является членом профсоюзов. Следовательно, иждивенцев, людей свободных профессий, всячески преследовали. Проводили конфискации бандур и лир. Немало кобзарей в таких условиях вынуждены были бросать свое ремесло и искать другую подработку.
Карательная машина целеустремленно уничтожала музыкантов сразу несколькими способами: странствующих старцев убивали поодиночке, а остальных сгоняли в музыкальные организации — капеллы, ансамбли и т.п, где можно было сломать их «вольный дух» и контролировать творческий репертуар.
— Студентов-филологов послали по селам записывать репертуар кобзарей, лирников и других певцов. Благородная идея сохранить фольклор в действительности оказалась средством сбора информации о кобзарях: после каждой записанной песни, студенты указывали в журналах, где и от кого ее услышали. Вскоре те люди исчезали бесследно, — продолжает Я. Чорногуз. — Одновременно начали активно создаваться капеллы в больших русифицированных городах. Это дало возможность, во-первых, держать под контролем кобзарей и через доносы шпионов бороться с наиболее патриотично настроенными, а во-вторых, опровергнуть мнение среди людей, что власть с ними ведет борьбу. Более того — их использовали в качестве средства пропаганды. С целью идеологического контроля в капеллы неофициально внедряют наблюдателей, а со временем уже официально «политруков». Не менее четверти репертуара должно было быть направлено на прославление советской власти. И даже в этих капеллах после доносов регулярно исчезали люди, которые хотя бы словом или песней обмолвились против советской власти. Пример — история Национальной заслуженной капеллы бандуристов Украины имени Г. Майбороды, где я сейчас работаю. В 30-х каждый год менялся руководитель капеллы. Лучших бандуристов Киевской капеллы — Андрея Слидюка и Федора Диброву — расстреляли как «контрреволюционный элемент». Какие еще нужны доказательства того, что кобзарство уничтожалось системно и сознательно?
Даже во время Второй мировой войны кобзари особенно «надоедали» власти. Большинство национальных художественных коллективов после объявления войны эвакуировали — театры, оперы, хор Веревки, ансамбль Вирского, а капеллу бандуристов в полном составе послали на фронт, где в первые месяцы войны погибло двое руководителей — Данила Пика и Николай Опрышко.
«В СЕРЕДИНЕ 1930-х ГОДОВ УКРАИНСКИХ КОБЗАРЕЙ УБИВАЛИ ДЕСЯТКАМИ»
— Для власти кобзари всегда были носителями «конкурентного мировоззрения», то есть они создавали конкуренцию новой мировоззренческой доктрине, которую пропагандировала власть. Кобзари — традиционные консервативные хранители древних традиций. Сам вид кобзаря подсознательно побуждал украинцев, еще сохранявших архетипы идентичности, гордиться своей нацией и историей, — рассказал «Дню» харьковский исследователь, бандурист, кандидат искусствоведения Константин ЧЕРЕМСКИЙ. — Именно это и насторожило власть, стоявшую на позициях системного уничтожения украинского крестьянства, национального духа. Во времена национально-патриотического подъема сознания украинцев кобзари играли важную роль. Хуже всего, что к расправе над сознательными кобзарями были причастны некоторые деятели кобзарского цеха. Я знаю немало фамилий, но не хочу называть по этическим соображениям. Назову одну фамилию — Михаил Полотай. Это был один из идеологических руководителей Киевской капеллы бандуристов. Есть свидетельства, что на нем непосредственно лежала обязанность организации и проведения учета зрячих и незрячих бандуристов по всей стране, подготовка печально известного съезда.
В середине 1930-х годов, по убеждению Черемского, украинских кобзарей убивали десятками. Но подтвердить эти уничтожения фактически невозможно, ведь они вели странствующий образ жизни. Исследователь собрал свидетельства нескольких очевидцев, которые обнародовал в книге «Возвращение традиции»: В. ВОВК, пенсионерка: «Кобзарей я любила с детства. Их можно было часто видеть в Харькове. А в середине 30-х вовсе не стало. Ходили слухи о каком-то кобзарском съезде, куда якобы свезли кобзарей со всей Украины, а затем поубивали».
К. Черемский также нашел подтверждение того, что еще в 1927 году была инициатива проведения кобзарского съезда в Харькове. После того съезд переносили несколько раз. «Я собрал свидетельства от людей, которые слышали о съезде, но точно не могут сказать, когда это было. Я ознакомился с тогдашними газетами: это событие не было афишировано. То есть, состоялся ли съезд, на котором расстреляли кобзарей, — точно не доказано. В настоящее время в Харькове бойко обсуждается версия о том, что съезд таки состоялся и после него кобзарей расстреляли неподалеку от границы с Россией. У нас есть незрячий певец Иван ИВАНОВ, который активно отстаивает эту мысль. Трудно добраться до архивов. То, что в свое время можно было изучить в архивах СБУ, я изучил. Сегодня, к сожалению, новые архивы не открывают. Очевидно, большинство документов, касающихся этого съезда и вообще сознательной политики уничтожения кобзарей, было уничтожено. Думаю, документальные подтверждения съезда можно найти, изучая отдельные уголовные дела бандуристов».
«КОЛХОЗЫ ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ»
«Приблизительно с середины ХІХ века понятие «кобзарь» приобретало в украинской культуре все более романтическую окраску, пока не превратилось в мифический образ наподобие «казака Мамая». Патриотические силы второй половины ХІХ — начала ХХ вв. стремились использовать образ кобзаря как символ в воспитании национального сознания украинцев. Их идеологические противники, в свою очередь, хотя и несколько позже — в первой половине ХХ века — создали, соответственно, образ кобзаря — классового борца-«комиссара» и музыканта космополита», — пишет исследователь Владимир КУШПЕТ в своей книге «Старцівство: мандрівні старці-музиканти в Україні». — В то время странствующее кобзарство и лирничество практически прекратило свое существование в связи с физическим уничтожением его представителей большевистской карательной системой. Однако со временем советские идеологи радикально изменили свое отношение к кобзарству. Были прекращены репрессии против желающих приобщиться к бандурному исполнительству, даже наоборот: активно открывались классы игры на бандуре — от музыкальных школ до консерваторий. Система взяла под контроль сам процесс подготовки и воспитания «советского кобзаря».
Следовательно, власть попробовала укротить свободомыслящих украинских музыкантов путем массового загона их в своеобразные «колхозы» — капеллы, ансамбли и т.п, где «народный бард превратился в политического подвирателя коммунистической партии, а капеллы, куда силой загоняли певцов, стали базой их перевоспитания» (Сергей Киндзерявый-Пастухив).
— Тех кобзарей, которые уцелели, советская власть стала использовать в качестве средства идеологической пропаганды. Их заставляли в своем репертуаре отдавать преимущество песням, которые бы возвеличивали советскую действительность, типа «Дума о Ленине» и т.д. Конечно, можно говорить, что это плохое явление, потому что таким образом ломали дух кобзарей, заставляли служить системе. Но вместе с тем определенному числу певцов это спасло жизнь. Исполняя песни во хвалу партии, кобзари обязательно имели в репертуаре народные и старосветские композиции и часто исполняли их, что помогло сохранить определенный дух традиции. Эти певцы не просто физически остались живыми, но и удержали по крайней мере ощущение иллюзии непрерывности кобзарства, — считает Константин Черемский. — Кстати, навязанный системой репертуар кобзари пели преимущественно на массовых концертах, организованных властью, а исторические песни и думы — около церквей и на площадях.
Сохранение традиций, духа кобзарства в Украине состоялось фактически благодаря нескольким людям. Одним из них был Георгий ТКАЧЕНКО. Он выжил только потому, что, купив в Харькове бандуру, выехал во время свирепствования репрессий в Россию. Проживая в Москве, где в те годы ко всему украинскому относились «сквозь пальцы», не обращали активного внимания, Г. Ткаченко десятилетиями берег традицию, а затем, вернувшись в Украину, начал ее возрождать.
Постепенное возвращение внимания украинцев к этому искусству началось в 1980-х годах. Власть даже способствовала открытию новых курсов игры на бандуре. Нашлись мастера, которые, не скрываясь, делали для продажи хорошие музыкальные инструменты.
***
Известный бандурист, участник Освободительных движений украинского народа за свою независимость в 1917—1920 гг., руководитель первой Киевской капеллы бандуристов Василий ЕМЕЦ писал: «Народ так долго живет, как долго живет его национальное искусство. Кобзарство — это наше удельное и наиболее свойственное нам национальное искусство... И так долго, как будет жить в Украине кобзарство, не страшны для украинского народа ни Соловки, ни Колымы, ни тюрьмы, ни пытки, ни сами расстрелы новейших рыцарей-кобзарей». Проведенный 2—3 июня этого года в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» художественный фестиваль «Кобзарская Троица», на который в столицу съехались лучшие кобзари страны, дает основания с оптимизмом смотреть в будущее.
КОММЕНТАРИИ
«ТАКУЮ СТАРУЮ ИНСТИТУЦИЮ МОЖНО НАЙТИ ДАЛЕКО НЕ ВО ВСЕХ КУЛЬТУРАХ МИРА»
Тарас КОМПАНИЧЕНКО, известный кобзарь:
— В советское время тема массовых расстрелов бандуристов в 30-х годах была табуирована, как и тема голодоморов. Об этом говорили потихоньку, поэтому прямых документальных свидетельств нет. То, что мы сегодня знаем, — рассказы уцелевших кобзарей, их зрячих учеников. Среди нынешних кобзарей доминирует мысль, что такой съезд, очевидно, состоялся в Харькове. Но даже если этого харьковского съезда в действительности и не было, общеизвестно, что бандуристов, кобзарей, вольных лирников преследовали по всей Украине. Еще в 20-х годах было начато движение против нищенства и так называемой «клерикальщины». Власть боролась против церквей и против нищенства. Под это попадали кобзари, большую часть репертуара которых как раз и составляли песни на религиозную тематику. Кобзари — выразители духа. Они пели на базарах и при церквях о том, что болело. Пели о чудотворных иконах, в частности о кресте на Подолье, в который стреляли большевики, а из него текла кровь. И об остальных новоявленных чудесах... В думах говорили, что эта власть от черта и т.п. Много песен о Гайдаматчине. Кучугура-Кучеренко — первый народный артист Украины, которому дал звание Симон Петлюра, а затем советская власть поддержала это звание. Он сложил думу «На смерть Петлюры». Такой кобзарский ответ на социальные несправедливости той поры, на поражение национальной революции, религиозный репертуар, да и вообще национальная память не могли не тревожить советскую власть. Репрессии и уничтожение кобзарей — неоцененная потеря. К началу ХХ века кобзари были носителями огромной эпической традиции. Такую старую институцию, носители которой исполняли старые песни времен барокко — можно найти далеко не во многих культурах мира. Старейшина Кобзарского цеха, наш учитель, Георгий Ткаченко склонялся к мысли, что много кобзарей погибло в Голодомор. Нищенствующие, как известно, всегда жилы на подаяния, а в те времена у людей не было что подавать. Как самый низший слой населения они первыми массово стали погибать. Кроме того, позже советская власть сознательно взялась на зрячих кобзарей.
«МЫ ДОЛЖНЫ СОХРАНИТЬ ИХ ТВОРЧЕСТВО»
София ГРЫЦА, этномузыколог, доктор искусствоведения:
— Свободно странствующие нищие в 1930-х годах пропадали массово. Это была специальная акция для того, чтобы полностью уничтожить кобзарей. Многие из них погибли от голода и холода, от того образа жизни, который они вели, не имея постоянного пристанища. Возможно, абсолютно достоверные сведения о сознательной акции уничтожения странствующих музыкантов науке сегодня неизвестны, но вместе с тем информация, что против них поодиночке осуществляли репрессии, общеизвестная. Понятное дело, для украинской культуры даже одиночные репрессии против кобзарей — большая потеря. Но вместе с тем не стоит забывать, что середина ХХ века — этап определенного угасания кобзарской традиции. В 1930-х годах не было уже активных центров, школ, где бы они могли учиться, передавать из поколения в поколение свои умения и опыт. Кобзари-одиночки продолжали эту традицию. Сама школа кобзарства угасала. В Европе этот процесс произошел более столетия назад, когда начала стихать деятельность певцов и вольных лирников. В связи с индустриализацией, изменениями в структурах сел и городов допускаю, что массовые исчезновения свободных певцов и музыкантов не были связаны лишь с сознательной акцией истребления. Уничтожали тогда всех кряду — голодом, преследованиями, расстрелами. Но, безусловно, кобзарей в первую очередь, потому что они были ораторами национальных идей. Сегодня мы должны сохранить их творчество. Чтобы кобзари, которые в настоящее время поддерживают традицию, имели тексты, Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского НАН Украины издает сборники текстов с нотами. Ныне в институте подготовили пятитомное издание по кобзарству, правда, сегодня к музыкантам оно тяжело идет, потому что денег не хватает.
Выпуск газеты №:
№113, (2012)Section
Культура