Судьба испытывает тех, кто вознамерился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со сжатыми руками упорно и смело идут к намеченной цели.
Екатерина Билокур, украинская художница, мастер народной декоративной живописи

О чем думает «Дама с горностаем»?

Как был создан первый психологический портрет кисти Леонардо да Винчи
8 апреля, 2021 - 10:00
ФОТО С САЙТА НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ (КРАКОВ)

Женский портрет «Дама с горностаем» (итал. Dama con l’ermellino) Леонардо да Винчи написал приблизительно в 1489—1490 гг. По мнению многих исследователей, изображает Чечилию Галлерани и написан в период, когда она была любовницей миланского герцога Людовико Сфорца, а Леонардо был у герцога на службе.

«Дама с горностаем» является одним из лишь четырех женских портретов, написанных Леонардо, — вместе с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой». Раньше картина находилась в Музее Чарторыйских (Краков, Польша) и вспоминалась в путеводителе музея как первый по-настоящему современный портрет. С 2017 года экспонируется в Национальном музее в Кракове.

Леонардо да Винчи знал, как разбудить интерес, считает «Мир знаний». Художник придумал много чего, в том числе и первый психологический портрет. Он написал не только лицо, но и ее внутреннее состояние. Даже перестав смотреть на даму, мы все равно о ней думаем — и именно в этом главная сила этого легендарного портрета.

На картине изображена Чечилия Галлерани, любимая миланского герцога Людовико Сфорца. На руках у девушки не горностай, а хорек-альбинос, но смысл здесь не в точности названий, а в расшифровке: на латинском горностай называется «гале», что очень близко к фамилии Галлерани. К тому же, хрупкая девушка смогла укротить непокорного зверя так же, как укротила строптивого герцога — Леонардо любил тонкие намеки.

Интересно, что да Винчи первым начал писать портреты в три четверти: до этого людей принято было рисовать четко в фас или профиль. Благодаря такой композиции черты дамы утончаются, и выглядит она особенно деликатно, хрупко и загадочно.

Существуют непрямые данные о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать ее портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки, Чечилия лично возглавляла эти встречи.

Достоверная письменная история картины «Дама с горностаем» прослеживается с конца XVIII века. Приблизительно в 1798 году полотно было привезено из Италии в Краков будущим российским министром иностранных дел, князем Адамом Чарторыйским. Его мать Изабелла Чарторыйская, которой он подарил полотно, поместила картину в музей, основанный ею в своем имении Пулавы в 1802 году.

Во время Польского восстания 1830 года имущество Чарторыйских было конфисковано Российской империей, но Чарторыйский отослал картину в Париж, и она находилась в гостинице «Лямбер», где жил князь и размещалась его коллекция. Внук Изабеллы, Владислав, спасаясь от франко-прусской войны, покинул Францию и вернул коллекцию в Польшу в 1876 году. В Кракове он открыл Музей Чарторыйских, частью которого стала картина. Судя по всему, идентификация авторства Леонардо состоялась достаточно поздно — в каталогах его работ XIX века она не вспоминается, а известный по письменным источникам портрет Чечилии считается потерянным. Картина была доступной для экспертов уже в Париже. Ее репродукция впервые была опубликована в 1889 году немецким историком искусства Мюллером-Вальди. Как портрет Чечилии Галлерани ее идентифицировал Ян Болож-Антоневич в 1900 году.

Во время Первой мировой войны картина для безопасности была отправлена в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны она опять была спрятана, но в сентябре 1939 года попала в руки нацистов.

После оккупации Польши Германией в 1939 году картина была вывезена с целью передачи ее в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (в настоящее время Музей Боде). В 1940 году генерал-губернатор Польши Ганс Франк приказал вернуть ее в свою резиденцию в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу. Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости.

Подготовила Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ