О кризисе слабой власти
В театре «Колесо» софокловскую «Антигону» прочитали по-новомуИдея постановки в театре «Колесо» спектакля «Антигона» по Софоклу зародилась еще в 2014 году. Во время фестиваля моноспектаклей «Відлуння», который театр проводит ежегодно. Тогда в жюри был гость из Греции — режиссер Эммануил Куцурелис (Аrt Syndicate, Афины). Именно он и стал автором идеи, продюсером и одним из режиссеров спектакля.
— События Майдана вдохновили меня на постановку в Украине именно классической античной пьесы. «Антигона» — антивоенняя трагедия. Она о войне и свободе, а главное — о человеке. Сейчас по всему свету ставится именно эта пьеса. «Антигона» очень актуальна для Украины и для Греции, где сегодня чувствуется определенный политический, общественный и моральный кризис, — считает греческий режиссер.
На этапе обработки пьесы с актерами роботу продолжила художественный руководитель театра Ирина Клищевская. Совместная постановка продемонстрировала более глубинный подход к материалу, приблизила к греческому менталитету. Так, режиссер Е. Куцурелис, который работает на пересечении драматического и хореографического театра, много внимания уделял жесту. Каждое движение актера в спектакле отображало определенный текст. Хореографом выступила Анна Лысенко. Музыка композитора Владимира Дадикина сочетает греческие мотивы с ощущением вневременности и вечности, усиливает космическую атмосферу и мифологизм.
Древнегреческий театр имел в архитектурной основе полукруглую площадку — орхестру, где собственно происходило действо, театрон — места для зрителей на склоне горы и небо над головой. Дополнительные детали появлялись для удобства. Главным творцом театра был драматург. Европейский театр на несколько тысячелетий был определен «Драматическим» благодаря греческой «Поэтике» Аристотеля.
«Антигона» поселилась в Каминном зале Киевского театра «Колесо». На маленькой сцене разворачивается уменьшенная копия античного времяпространства. Есть Земля (орхестра, круг на полу сцены), и есть Небо с Млечным путем, которое постоянно вращается на заднике, транслируя время. В этой вечной Вселенной есть Человек со своими проблемами и страданиями. Сценография — Мария Каламара (Греция), художники — Светлана Заикина, Валерий Софронов, Светлана Павличенко, художник по костюмам — Ласкарис Валаванис (Греция).
Е. Куцурелис следовал трактовке «Антигоны» немецкого философа Г. Гегеля, который рассматривал главный конфликт пьесы в противопоставлении принципов семьи и государства. И. Клищевская приближала этот конфликт к украинской ситуации. Таким образом в центре спектакля оказывается Креонт (Олег Коваленко), Антигона (Мария Груничева) всего лишь служит возбудителем для обострения (без)ответственности власти. Перед зрителями предстает совершенно неуверенный, постоянно сомневающийся и слабодушный правитель. Он переступает не только через моральный поступок Антигоны, которая почтила память о родном брате, но и через собственную семью. Вместе с Антигоной погибает сын Креонта Гемон (Александр Дидык), влюбленный в девушку, и жена Креонта Эвридика (Валентина Бойко). Креонт из-за собственной спеси и гордыни игнорирует советы вещуна Тиресия (Станислав Колокольников) и вестников. В первую очередь он игнорирует человеческий фактор как таковой, забывая, что сама жизнь человека формирует свободную страну. Прозрение приходит слишком поздно, оно обретается только через собственную боль, через смерть близких. Впрочем, уже совершенно нецелесообразно каяться, остается только отречься от власти и признать свою несостоятельность. Кризис слабой власти освещает украинский аспект в античной трагедии. А заданное театральное вневременное пространство в то же время напоминает о трагической сцене нашего народа — о Майдане.
Все персонажи спектакля — это одновременно и хор, все равны между собой и перед богами, все обычные люди. Обретя власть, нужно защищать, прежде всего, человека, а не собственные прихоти. Мизансцены в постановке строятся по принципу круга. На этой земле под вечным звездным небом ничего не меняется, человек сталкивается с теми же проблемами, решает те же вопросы. Черные хитоны с капюшонами и незначительные признаки греческих украшений выделяют среди темной толпы Антигону в белом платье. Антигона сбросит черный хитон, навсегда засвидетельствовав свою иначесть... Перед зрителем предстанет простая украинская девушка.
В этом спектакле царит вечная ночь, долгожданный день так и не наступает... Кажется, наше общество точно так же переживает темную эпоху, шагая по кругу одних и тех же вечных проблем.
Выпуск газеты №:
№235-236, (2016)Section
Культура