Судьба испытывает тех, кто вознамерился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со сжатыми руками упорно и смело идут к намеченной цели.
Екатерина Билокур, украинская художница, мастер народной декоративной живописи

Об участниках «ГРИ» из столицы и города Льва

В чем особенности IV Всеукраинского фестиваля-премии
6 апреля, 2021 - 10:24
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Члены экспертного совета IV Всеукраинского фестиваля-премии «ГРА/GRA» продолжают (см. начало в газете «День» №58—59, 2—3 апреля) делиться с «Днем» своими мыслями относительно недавно обнародованного лонглиста и особенностях проекта. Сегодня вашему вниманию предлагаем обзоры наиболее активных участников «GRA» — из Киева и Львова.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ (г. Киев), театровед, главный редактор журнала «Театрально-концертный Киев». Член Национального союза журналистов и Национального союза театральных деятелей и Роман ЛАВРЕНТИЙ (г. Львов), театровед, старший преподаватель кафедры театроведения и актерского мастерства факультета культуры и искусств ЛНУ имени Ивана Франко, куратор ежегодной научно-практической студенческой конференции театроведения.

КИЕВСКИЕ ТЕАТРЫ В ЛОНГЛИСТЕ

— Несмотря на то, что один из активнейших участников «GRA» Киева — Национальный театр имени Ивана Франко в этом году решил взять паузу, больше половины спектаклей в лонглисте — со столичной пропиской, — считает Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ. — Среди наиболее азартных участников фестиваля-премии — традиционно Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра, «Дикий театр» и «Золотые ворота»; их активность оказалась достаточно эффективной: пять спектаклей в нынешнем списке — именно из этих театров.

Радует, что рядом с полуфиналистами, которые имеют многолетнюю фестивальную историю, видим, например, театр украинского фольклора «Берегиня», работающий в последнее время креативно и интересно, пополняя свой репертуар спектаклями, которые достойно выглядят и в общей афише полуфиналистов Всеукраинского театрального фестиваля.

Несмотря на карантинные ограничения, плодотворно и качественно в прошлом году поработали наши театры кукол, обе премьеры которых «Зубастая потеря», «Замок на горе» и «Мюнхгаузен» Театра кукол на левом берегу эксперты признали достойными того, чтобы продолжать «ГРУ» в пятерке лучших детских спектаклей.

Киевская опера, которая в прошлом году с оперой-буфф «Vіva la mamma (Пусть живет мама!), или Театральные порядки и беспорядки» из-за минимальной разницы в баллах не попала в полуфинал, в настоящее время решила делегировать к участию в фестивале балет и не прогадала: «Щелкунчик» проходит дальше. Кстати, при случае хочу поставить главу Киевской оперы Петра Качанова в пример некоторым его коллегам из других театров: обижаться, надувать щеки или бойкотировать — это не конструктивно.

Самая чувствительная «столичная» доминанта — в номинациях «За лучший хореографический/балетный/пластический спектакль» и «За лучшее поисково-экспериментальный спектакль»: по четыре из пяти позиций в каждой — за киевскими постановками. Конечно, возникают мысли по поводу того, как бы выглядела и другая номинация, или если бы к нынешней «GRA» приобщились наибольшие столичные театры, но теперь остается только пожелать им выйти из собственного «домика» и осознать себя, наконец, частью театрального сообщества.

Впереди — следующий этап фестиваля, результат которого может быть неожиданным и для участников, и для экспертов, ведь «GRA» есть «игра». Единственное пожелание, чтобы в эту «ГРУ» меньше всего вмешивалась пандемия, от хода которой работа театра сегодня, к сожалению, зависит непосредственно.

ЛЬВОВСКИЕ ТЕАТРЫ В ЛОНГЛИСТЕ

— Из 89 нынешних заявок — 15 поступили из Львова, из восьми львовских коллективов-участников: спектакли четырех попали в лонглист, — говорит Роман ЛАВРЕНТИЙ. — Сравнивая, например, с прошлогодним «расширенным списком» конкурса, отметим позитивную тенденцию, связанную с ростом количества претендентов и определенным «укоренением» (Львовская опера и Театр «И люди, и куклы» опять присутствуют). Но невзирая на широкую репрезентацию и ощутимые достижения (на первом этапе) хочется выразить сожаление, что не все театры Львова приняли участие в нынешней «ГРЕ». Возможно, ситуация поменяется к лучшему в следующем «забеге»?

Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой, который представлял город в номинации «За лучший музыкальный спектакль в жанре оперы/оперетты/мюзикла», подал на рассмотрение экспертов «ГРЫ» две оперы — «Турандот» Дж. Пуччини и «Лис Микита» И. Небесного. В лонглист попала вторая, написанная современным украинским композитором специально на заказ театра и поставленная украинским режиссером Василием Вовкуном, возглавляющим Львовскую Оперу.

Львовский академический драматический театр имени Леси Украинки также разыГРАл два спектакля — «Филоктет. Античный рейв» по Софоклу и Г. Мюллеру и «Галдамаш» О. Мацюпы (обе в номинации «За лучший спектакль камерной сцены»), из которых в лонглист вошла первая.

Приятно удивил многих членов жюри Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой: из шести (!) поданных им на «ГРУ» спектаклей, — каждый оказался по-своему другим — по жанру и форме, глубиной поднятых проблем или способом актерского существования. «Калека из Инишмаана» М. Мак-Дони и «Сатисфакция» по В. Шекспиру — номинация «За лучший драматический спектакль»; «Буна» В. Маковей (вошла в лонглист), «Гра» по Б. Срблянович и «Жизнь P. S.» В. Бурлаковой — «За лучший спектакль камерной сцены»; музыкальная инсценировка «Золушки» по Ш. Перро с оригинальной и качественной музыкой, написанной самой режиссером, — «За наилучший спектакль для детей».

Львовский академический театр эстрадных миниатюр «И люди, и куклы» сделал ставку в нынешней «ГРЕ» на спектакль из вечернего репертуара и не ошибся: «Дети Ноя» Э.-Э. Шмитта уверенно занял место в лонглисте среди камерных представлений.

Отдельно стоит отметить театры Львова, которые хотя и не прошли в лонглист, но качественно изменились за последние годы. В частности, прошлогодний финалист — Первый академический украинский театр для детей и юношества (за спектакль «Алиса» Л. Кэрола), который теперь с представлением «Король-олень» К. Гоцци — достойно сыГРАл в номинации «За лучший спектакль камерной сцены».

Значительный творческий потенциал и креативные изменения были ощутимы и в работе Львовского областного академического театра кукол — на примере инклюзивного спектакля для самых маленьких зрителей «Как Нотки песенку сочиняли» И. Гарец.

Нужно отметить позитивную тенденцию, что большинство поданных на «GRA» львовских премьер появилась на основе произведений современных украинских и зарубежных авторов, а спектакли по более давним текстам — `предлагают осовремененное прочтение классики.

Буквально немного не хватило для преодоления проходного барьера пластическому спектаклю «Вечер пространственной поэзии «Тишина» («Пространство современного танца»), который очаровал многих сложными телесно-перформативными практиками, но из-за этюдного характера несколько проигрывал в «зрелищности». Хочется верить, что в следующей «GRA» этот львовский коллектив с его спонтанной телесно- пространственной поэзией сможет завоевать надлежащее признание и высокие позиции в рейтинге.

Как и студенты кафедры режиссуры и хореографии факультета культуры и искусств Львовского национального университета имени Ивана Франко, которые в этом году представили весьма симпатичный хореографический спектакль «Макс и Ло» в номинации «За лучший хореографический/балетный/пластический спектакль».

Остается открытым только один вопрос: почему в номинации «За лучший поисково-экспериментальный спектакль» не нашлось постановок и коллективов из Львова? Думаю, это, скорее, риторический вопрос, адресованный сейчас будущим участникам «ГРА/GRA».

Подготовила Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ