Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

...Она была Актрисой

Вчера в Международный день театра в Киеве на доме по улице Архитектора Городецкого, 17/1 открыли мемориальную доску Наталье Ужвий
27 марта, 20:37
У НАТАЛЬИ УЖВИЙ И ЕВГЕНИЯ ПОНОМАРЕНКО БЫЛ ГОСТЕПРИИМНЫЙ И ТЕПЛЫЙ ДОМ, И ЭТИ ЖЕ ТРАДИЦИИ ОНИ ПРИВИЛИ НАШЕМУ ОБЩЕМУ ФРАНКОВСКОМУ ДОМУ, ВСПОМИНАЕТ БОГДАН СТУПКА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Вчера во всем мире отмечали Международный день театра. Ну и мы — как все. Накануне деятелям столичной сцены раздали премии (подробности на стр. 8), вечером в Театре русской драмы прошел традиционный капустник. Поздравил работников театра с профессиональным праздником Президент Украины и, в частности, сказал: «Современный украинский театр — это животворный источник национального возрождения, творческого поиска и утверждения общечеловеческих идеалов». Далее, вспомнив корифеев, заметил: «И сегодня их наследие вдохновляет на поиски достойного места в европейском и мировом культурном пространстве». Трудно не согласиться. Однако, чтобы определиться с местом, хорошо бы осознавать и помнить собственное пространство. Таким шагом по его расширению стало вчерашнее негромкое событие на улице Архитектора Городецкого.

Что мы ныне знаем о примадонне украинской сцены? Счастливчиков, видевших ее триумф на сцене, не так много. Пленка запечатлела лишь крупицы из ее 212 театральных ролей и 24 фильмов. Наталье Ужвий посвящали стихи, для нее специально писали пьесы драматурги, а художники рисовали ее портреты. Сегодня, слушая записи, смотря фильмы с ее участием, кажется, что актриса не говорила, а словно напевала. Ужвиевскую манеру игры в спектаклях «Маклена Граса», «Дон Карлос», «Безталанна», «Загибель ескадри», «Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці», «Борис Годунов», «Украдене щастя», «Ревизор», «Без вини винуваті», «Поступися місцем», «Ретро», «Дядя Ваня», в легендарном фильме «Радуга» и других теперь изучают будущие театроведы и кинокритики. Благодаря своему природному таланту и мастерству Ужвий могла блестяще сыграть разноплановые роли — от трагедии до комедии. Среди ее сценических образов были благородные героини и низкие интриганки, подвижницы и ничтожества, женщины, окрыленные мечтой, и пустышки. Наиболее убедительна была актриса в роли страдающих женщин. Горе, отчаянье, боль матери она передавала с удивительно эмоциональной силой.

Листая пожелтевшие страницы ее дневника, ловишь себя на мысли, что слышишь ее удивительный голос, характерные интонации. Напряженная жизнь за фасадом благополучия и всеобщего обожания, душевная мука, недосказанность. С годами имя Натальи Михайловны постепенно обрастает легендами…

Ее носили на руках, и это не преувеличение. До встречи с актером Евгением Пономаренко были у Натальи Ужвий романы, два неудачных замужества. От брака с поэтом-футуристом Михайлем Семенко родился сын Михась. Его она буквально боготворила. Михась подавал большие надежды как литератор, учился в Киевском университете на факультете международных отношений. Внезапная смерть сына (в 21 год) от туберкулеза буквально подкосила Наталью Михайловну. Коллеги- франковцы вспоминали, что целый месяц Ужвий не приходила в театр, часами стояла на кладбище у могилы или сидела дома у портрета сына. О сцене актриса не хотела даже слышать. Из оцепенения она выходила мучительно... В тот период шли репетиции спектакля «На грані ночі і дня». Ужвий играла роль матери. Вся труппа переживала, как она справится со сценой монолога у портрета сына. Ужвий качнулась, но ни одна слезинка не покатилась с ее глаз, стала на колени и подавила личную боль... В аншлаговом спектакле «Без вини винуваті» она исполняла роль Кручининой, а ее сына — Евгений Пономаренко. Играла актриса так вдохновенно, никакой сентиментальности — на высокой трагедийной ноте, что публика в зале рыдала...

Наталье Михайловне повезло, что в трудную минуту с ней рядом был супруг, партнер по сцене Е. Пономаренко. Они были как единое целое, их называли идеальной семейной парой (прожили вместе душа в душу почти полвека)… Близкие актрисы рассказывали, что в быту никаких замашек примадонны у нее не было. Всегда Наталья Михайловна одевалась со вкусом.

Ужвий обладала даром парфюмера (умела так смешать запахи разных духов, эссенций, что придумывала собственные потрясающие ароматы). Актриса любила общаться с молодыми коллегами, и в их с Евгением Пономаренко доме часто бывали франковцы. Деловой костюм и звезду Героя соцтруда Наталья Михайловна одевала лишь когда ходила в высокие кабинеты хлопотать о помощи кому- нибудь из коллег. По характеру Ужвий была не властной, но с сильно развитым чувством справедливости. Досадным эпизодом сейчас кажется тот факт, что в 1963 году актрису уволили из Театра им. И. Франко. Она молча ушла, никого ни о чем не попросив, только домочадцы знали, как тяжело переживала разлуку со сценой... А вскоре чиновники сами пришли, повинились и актриса еще 23 года играла в театре. Работая над ролью, она читала горы литературы, считая, что обязана каждое слово пропускать через свое сердце…

— Я имел счастье работать с Натальей Михайловной в спектакле «Дядя Ваня», — рассказал «Дню» худрук Театра им. И. Франко Богдан Ступка. — Она играла маму Ивана Войницкого (это последняя работа актрисы на франковской сцене. — Т. П. ). Я запомнил ее внутреннюю силу и доброту в отношении к партнерам, необычайную профессиональную требовательность. Играем сцену, и вдруг Ужвий подходит ко мне вплотную, берет за подбородок, в ее руке чувствовался свинец: «В глаза надо смотреть, Богданчик»! После такого замечания нужно или не нужно, а смотрел, не отрываясь, на Наталью Михайловну. На последних в ее жизни гастролях мы выступали в Москве. Перед выходом на сцену Ужвий вдруг пожаловалась: «Что я тут играю? Фитюлечку…» Потом, после спектакля, оваций зрителей я напомнил наш разговор, на что Ужвий парировала: «Это за мои прежние заслуги...»

Наталья Михайловна была необычайно требовательна к себе, обладала настоящим актерским стержнем. Только такая могучая женщина могла прожить столь сложную творческую и человеческую жизнь. Мы сегодня не задумываемся о том страшном времени, когда все люди были колесиками и винтиками. Одно неосторожное слово — и будь ты хоть заслуженный, народный — любой мог оказаться в местах очень отдаленных. Не всем удавалось пройти ту «мясорубку» и остаться человеком.

Наталья Михайловна умерла от рака в 1986 году, а супруг Евгений Пономаренко пережил ее на восемь лет. Именно он привел в порядок архив Ужвий. В своем завещании Е. П. Пономаренко написал, что хочет быть похороненным у ног жены. Родственники выполнили волю артиста. Кремировали тело, а урна с его прахом лежит под могильной плитой на Байковом кладбище, где они покоятся оба.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать