Перейти к основному содержанию

Осеннее рандеву

В рамках фестиваля прошли «Дни музыки Андрея Петрова в Киеве»
14 октября, 19:29
ОСОБЕННО ЩЕМЯЩЕ ПРОЗВУЧАЛА ИСПОЛНЕННАЯ МАНАНОЙ (ВНУЧКОЙ АНДРЕЯ ПЕТРОВА) ПЕСНЯ «МОРОШКА» НА СТИХИ Н.РУБЦОВА, СТАВШАЯ ПОСЛЕДНЕЙ НА ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ МАЭСТРО / ФОТО ПРЕДСТАВЛЕНО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ РОССОТРУДНИЧЕСТВА В УКРАИНЕ

Композитору Андрею Петрову, который известен прежде всего как автор музыки к таким культовым фильмам, как «Человек-амфибия», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Жестокий романс», (список его киномузыки достигает 80 названий), в нынешнем году исполнилось бы 80 лет (1930 — 2006 гг.). К юбилею композитора Министерство культуры России, Фонд Андрея Петрова, Продюсерский центр «Арт-ассамблеи» (Санкт-Петербург) провели ІV Всероссийский фестиваль Андрея Петрова. В его программу вошли и «Дни музыки Андрея Петрова в Киеве», состоявшиеся при содействии Посольства России, Представительства Россотрудничества в Украине и Национального союза композиторов Украины. Киевские дни музыки А.Петрова составили часть программы крупнейшего в Украине международного музыкального форума «КиевМузикФест», проходившего в это же время в 21-й раз.

Одним из главных событий «петровских» дней стал приезд семьи композитора, представленной четырьмя поколениями, во главе с Наталией Ефимовной Петровой — известным музыковедом, тележурналистом, более 50 лет разделявшей жизненный путь композитора. Гостями киевских дней стали также дочь Ольга Андреевна Петрова, внучка Манана Гогитидзе и шестимесячный правнук Филипп. Все члены семьи, кроме (пока) самого младшего, — музыканты.

В фильме «Осенний марафон» главному герою — переводчику Бузыкину, говорят: «Вы, Андрей Павлович,.. зеркало». Вряд ли случайным оказалось совпадение имен киноперсонажа и автора музыки. Ведь творчество Андрея Павловича-композитора — тоже зеркало, отражающее время, музыкальные интонации и культуру его страны, тембры родного Ленинграда. В этом Петровском зеркале находят отражение и самые близкие ему люди. Каждый из них — удивительная личность, несущая неповторимую духовную тональность Ленинграда — Санкт-Петербурга.

Мне посчастливилось находится в эти дни с Наталией Ефимовной и наблюдать, как она слушает музыку Андрея Петрова. Во время исполнения симфонии-фантазии «Мастер и Маргарита» поразила ее застывшая поза с опущенной головой, поразили слова, сказанные после «стаивания» последних звуков симфонии: «Услышав впервые эту музыку, я целовала Андрею руки».

Благодаря Наталии Ефимовне, в Киеве вновь прозвучало это выдающееся произведение. Ведь так случилось, что слава Андрея Петрова как кино-эстрадного композитора оставляет в тени его симфонические творения. А ведь они поражают своей глубиной и силой воздействия. Достаточно окунуться в музыкальную стихию фантасмагории и гротеска, нежности и трагического разрушения симфонии «Мастера и Маргариты» или вслушаться в прощание с прошлым веком, в котором звучит щемящая грусть, ощущается угроза хаоса (симфония-фантазия «Прощание с...»); или погрузиться в симфонию-исповедь «Время Христа», чтобы понять, какого масштаба Мастер творил в музыкальной культуре ХХ века! Не случайно к творчеству Андрея Петрова так уважительно относился Дмитрий Шостакович.

Сложно назвать имя композитора, работавшего столь плодотворно и талантливо в диаметрально разных жанрах. Отдельной гранью светится оперно-балетное творчество Андрея Петрова: опера «Петр Первый», балеты «Сотворение мира», «Берег надежды», «Пушкин», опера-феерия «Маяковский начинается». И все же есть нечто объединяющее всю музыку Андрея Петрова — будь то жизнерадостная улыбка-мелодия юноши, бодро шагающего по Москве, или ностальгический, трогательный вальс чудаковатого Деточкина, или симфонические картины дьяволиады булгаковского романа — это особая лирическая интонация, наполняющая его музыку светом и благородством, которая придает ей эффект узнавания — качество, о котором мечтает каждый автор. Возможно поэтому киномузыка Андрея Петрова, покидая экран, продолжает свою самостоятельную жизнь.

Любимым жанром у Андрея Петрова всегда оставался вальс. В ритме вальса композитор решал самые простые и самые сложные образные задачи — от незатейливого мотива до предельного напряжения душевных сил. К слову, Андрей Павлович как-то признался, что на его выбор профессии повлиял фильм «Большой вальс» об И.Штраусе: «В этом замечательном фильме, — пишет А.Петров, — профессия и жизнь композитора были показаны так упоительно, так увлекательно (радость творчества, триумфы, овации, обожание женщин), что я решил во что бы то ни стало стать композитором».

Есть еще одна отличительная черта музыки Петрова, которую подметила Александра Пахмутова: «Герои песен Андрея Петрова, будь он рабочий или художник, где бы он ни был — в большом городе, на стройке, в тайге — этот герой всегда интеллигентен». «Его наружностью была интеллигентность», — продолжил мысль Даниил Гранин. Вот эту неброскую интеллигентность и донесли исполнители киевских концертов.

Песенную панораму Андрея Петрова раскрыли внучка — обладательница глубокого меццо-сопрано, талантливая актриса Манана Гогитидзе и, как будто созданный для музыки Петрова, артистичный Михаил Луконин. Оба солиста показали безупречный вкус петербургской вокальной культуры, в которой мелодия, как и слово, — средство не внешнего показа, а раскрытия внутреннего мира. Особенно щемяще прозвучала исполненная Мананой песня «Морошка» на стихи Н.Рубцова, ставшая последней на творческом пути композитора.

В одном из «киевских дней» прозвучал также вальс из популярного 60-серийного телефильма «Петербургские тайны». Музыку к нему создавали отец и дочь — Андрей и Ольга Петровы. В их же соавторстве написан мюзикл «Синяя птица» по сказке М.Метерлинка. Как оказалось, большая часть совместно написанной музыки принадлежит дочери. Внешне удивительно похожа на отца, Ольга давно приобрела статус известного композитора, автора многих камерных и музыкально-сценических произведений, которые звучат на родине и за рубежом.

По словам Ольги Андреевны, она шла самостоятельной творческой дорогой в поисках своего музыкального лица. И хотя Ольга, как выяснилось, брала у отца мастер-классы только в области инструментовки, отношение к музыке как искусству красоты и света у Петровых общее.

Исполнительской основой музыкальных «Дней Андрея Петрова в Киеве» стали Национальный академический оркестр народных инструментов Украины и Заслуженный симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины. В переложении художественного руководителя и главного дирижера оркестра народных инструментов Виктора Гуцало музыка Андрея Петрова неожиданно зазвучала в украинском колорите. Необычные тембры внесли бандуры и цимбалы, обогащенные к тому же хоровым пением самих музыкантов. Руководил оркестром коллега украинского дирижера — художественный руководитель и главный дирижер петербургского Оркестра народных инструментов «Скоморохи» Виктор Акулович. Оба маэстро скрепили Киево-Петербургский музыкальный союз, остроумно сменив друг друга за дирижерским пультом в финале концерта.

Этот инструментально-песенный концерт проходил в переполненном зале Национального союза архитекторов Украины. Слушатели чутко и бурно реагировали на хорошо знакомые им мелодии, не желая отпускать музыкантов со сцены. Эффект присутствия Андрея Петрова усиливали документальные кадры, в которых композитор общается со своими любимыми актерами и режиссерами. «Эта музыка, как глоток свежего воздуха!», — прокомментировал кто-то из публики по окончанию концерта.

Симфоническую музыку Андрея Петрова представлял в Национальной филармонии Симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины. Свои мелодии композитор облачил в симфоническое одеяние, подчеркнув это самим названием — Сюита для симфонического оркестра «Уличные мелодии в смокингах». Каким же образным контрастом прозвучала для слушателей упоминаемая выше симфония-фантазия «Мастер и Маргарита»! К чести талантливого дирижера Владимира Шейко, сумевшего мгновенно (концерт шел в одном отделении) перестроить, словно камертоном, руководимый им оркестр с феерической эстрадной музыки на симфонические фрески о Мастере и Маргарите.

По окончании «Киевских дней музыки Петрова» Наталия Ефимовна призналась, что рада осуществлению своей идеи — «чтобы музыка Андрея вновь зазвучала так, как она звучала когда-то». В связи с этим ее ждала приятная новость: в Национальной опере Украины в мае следующего года возобновят постановку балета Андрея Петрова «Сотворение мира».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать