От А до Д
Впервые в нашей стране издан первый том «Української музичної енциклопедії»Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины отметил 85 летний юбилей. К этой дате институт издал большое количество энциклопедических и исторических изданий, которые опровергают сфальсифицированные факты, а также дают информацию не только об украинских художниках, но и об украинской диаспоре. Среди последних трудов, изданных Институтом им. Рыльского, многотомные истории украинской фольклористики, этнологии , украинского театра, кино, музыки, история изобразительных искусств, справочник об украинских художниках, двухтомник, посвященный 125 летию со дня рождения Климента Квитки. Впервые в истории украинской музыкальной культуры Украины в ышел в свет первый том «Української музичної енциклопедії» (буквы А-Д).
Как признаются главные редакторы издания (кандидаты искусствоведения Ирина Сикорская и Анатолий Калиниченко), а также ответственный секретарь (кандидат искусствоведения Галина Степанченко), буквы первого тома А-Д действительно символизируют «адскую» работу над томами энциклопедии, которая продолжалась почти четырнадцать лет. Поэтому, когда вернулись к первому, многое пришлось перерабатывать, менять, дополнять. К тому же, возникла идея обязательно издать отдельный том дополнений, который будет содержать явления и имена, которые не вошли в энциклопедию, или которые нуждаются в определенных комментариях, уточнениях, дополнениях. Ведь с течением времени ежедневно происходят изменения и в личных судьбах, и в культурных течениях, и в повседневной жизни.
Первый том «Української музичної енциклопедії» — плод многолетнего труда авторского коллектива сотрудников отдела музыковедения ИМФЭ им. М.Т. Рыльского НАН Украины. Идея и разработка проекта Украинской музыкальной энциклопедии принадлежала академику НАН Украины, доктору искусствоведения, директору ИМФЭ Александру Костюку.
Текст Энциклопедии содержит около 2000 статей. В издание вошли материалы, связанные прежде всего с украинским музыкальным процессом. Так, энциклопедические статьи содержат информацию о персоналиях композиторов, музыковедов, педагогов, исполнителей, режиссеров, сценографов, балетмейстеров-хореографов и деятелей других сфер музыкальной культуры, в частности радиоведущих и телевизионных работников, которые создавали музыкальные версии спектаклей, авторские программы, посвященные музыке. Показательно, что в данной энциклопедии речь идет не только о музыке профессиональной и академической, но и народной, ее жанрах, видах, формах, стилях, течениях, направлениях, инструментарии; музыкальное исполнительство, творческие коллективы, театральная и концертная жизнь, музыковедение и его понятийный аппарат; творческие и научные школы; специальное образование; музыкальные учреждения и организации, отраслевые издательства, периодика. В статьях можно узнать не только о личностях украинских музыкантов, но и о связях зарубежных композиторов и исполнителей с Украиной (например, «Бетховен та Україна»), украинских особенностях определенных стилей (например, украинского барокко). В энциклопедии более 1100 фотографий, иллюстраций в тексте и на полях, нотных примеров, карт и тому подобное, размещенных на 680 печатных страницах, что в общем составляет более 2160 компьютерных страниц.
Основой для создания УМЭ стали итоговые музыкально-исторические труды, в частности, академическая многотомная «Історія української музики», монографические исследования, справочные издания, посвященные различным отраслям отечественной художественной культуры. Дополнительная информация искалась везде — в интернете и через переписку с зарубежными представителями, в ходе личных встреч и через воспоминания очевидцев.
Впервые к УМЭ привлечены материалы о культурно-художественном достоянии этносов нашего государства, украинцев, которые проживают в смежных регионах на своей этнической территории, в восточной и западной диаспорах, а также персоналии и явления мировой музыкальной культуры, связанные с Украиной.
В издание вошли новые материалы, которые освещают, кроме традиционных академических видов музыкального искусства, вопросы церковной музыки, музыкального творчества периодов национально-освободительных войн, традиционной музыкальной эстрады, джаза, современной массовой молодежной культуры, международных связей украинского музыкального искусства, сведения о народных музыкантах, мастерах по изготовлению музыкальных инструментов. В статьях, посвященных музыкальным инструментам, представлены сведения об исполнительских школах и украинском репертуаре.
Кроме «описательной» части, статьи содержат также «документальную» информацию: нотографию, дискографию, библиографию и тому подобное. Показательно, что в библиографии указываются даже статьи в периодических изданиях, а не только монографии и брошюры. Что же касается нотографии и дискографии — УМЭ едва ли не единственное справочное издание, которое дает эту информацию.
Отбор персоналий к УМЭ обусловливался не только формальными критериями (научные и художественные звания, награды, лауреатство), но и прежде всего их творческим вкладом в украинскую музыкальную культуру. Безусловно, Энциклопедия будет полезна не только музыковедам-специалистам, ученым и студентам гуманитарного профиля, а также работникам издательств, масс-медиа, государственным служащим, политическим деятелям и широкому кругу читателей.
Однако в нашем государстве ни одно позитивное явление не обходится без негатива. В данном случае главной проблемой остается невозможность распространения научными институтами собственных академических изданий. Существует закон, по которому книги, напечатанные за государственные средства, запрещается не только продавать, но и дарить. Многочисленная научная и справочная литература, которая издается, превращается в «вещь в себе». И пока альтернативный закон не будет принят, десятки и сотни томов крайне необходимой литературы будет лежать на полках институтов. К сожалению, этот нонсенс ярко демонстрирует парадоксальность нашего времени и нашей государственной политики.
Выпуск газеты №:
№3, (2007)Section
Культура