От пираний до Гарета Джонса
Вчера в столице Германии открылся 69-й Берлинский кинофестиваль
Нынешний Берлинале в определенном смысле является эпохальным, в первую очередь потому, что его в последний раз возглавит немецкий кинокритик Дитер КОССЛИК, проработавший на этом посту 18 лет. Его отход для многих наблюдателей является знаком обновления Берлинале, ведь не секрет, что в последние годы форум проигрывал своим конкурентам в классе «А» — Венеции и Каннам. Основной конкурс выглядел довольно бледно, в нем не хватало свежих имен и правдивых открытий, однако было более чем достаточно политически и социально заангажированным картин, которые, казалось, попадали в программу не так благодаря художественные достоинствам, как благодаря актуальной тематике. Прошлогодний фестиваль показался настолько слабым, что ведущие немецкие кинематографисты даже выступили с публичным обращением к Косслика, призвав его уйти. Очевидно, призыв был услышан.
В этом году в основном конкурсе, который будет судить жюри под председательством французской звезды Жюльетт БИНОШ, — 17 фильмов, 7 из которых сняты женщинами; еще 6 картин — вне конкурса. Далее — о самых заметных работах.
Фестиваль откроет «Доброта незнакомцев» соратницы Ларса фон ТРИЕРА, участницы легендарного движения «Догма 95», 59-летнего датского режиссера Лоне ШЕРФИГ. В новой картине четыре жителя и жительниц Нью-Йорка переживают сложный период жизни. У всех свои проблемы: на работе, в личной жизни, психологические, семейные. Собственно, они вместе и пытаются все эти неурядицы преодолеть совместно. В 2000 году «Итальянская для начинающих» Шерфиг, снятая как раз в рамках «Догмы», получила «Серебряного Медведя» Берлинале, поэтому и сейчас 59-летнего режиссера рассматривают как одну из фавориток.
Не меньшим вниманием будет пользоваться «Золотая перчатка» — новая работа обладателя «Золотого Медведя» (за фильм «Головой о стену», 2004) и завсегдатая Берлинале немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха АКИНА. На экране предстанет история о серийном убийце — экранизация одноименного документального романа Хайнца СТРАНКА о реальном маньяке Фритце Хонке, страдавшего от физиологичных и психических проблем. Главные роли исполнили Дайан КРЮГЕР, Денис МОСКИТТО и Нуман АДЖАР.
Вторую надежду немецкого кино на этом конкурсе зовут Анджела ШАНЕЛЕК. 57-летняя режиссер имеет равным образом театральную и кинематографическую подготовку. В новом фильме «Я был дома, но» она наблюдает за обыденной жизнью типичной немецкой семьи, которая находится на грани распада. Камера здесь остается подчеркнуто отстраненной, предоставляя матери и ребенку пространство и время, необходимое им, чтобы опять открыть и переоценить свои чувства.
Традиционно отметным на Берлинале является участие Франции. Так, Франсуа ОЗОН представит драму «Божьей милостью» — о сексуальном насилии над детьми со стороны католических священников в 1980-х. В основе сюжета, как и у Акина, реальная история — дело священника Бернара Прейна, которого обвинили в насилии над несовершеннолетними мальчиками во время работы в Лионской епархии с 1986 по 1991 год. Главного героя сыграл Мельвиль ПУПО, известный по фильму франко-канадца Ксавье ДОЛАНА «И все же Лоранс».
Обладатель нескольких «Сезарей» и Каннского приза за лучшую режиссуру Андре ТЕШИНЕ представит вне конкурса драму «Враги» с довольно провокативным сюжетом: Катрин ДЕНЕВ играет респектабельную госпожу Мюриель, чей любимец-внук увлекся радикальным исламом. Так же вне конкурса «Варда от Аньес» — документальная автобиография классика «французской волны» Аньес ВАРДА, которая передает историю послевоенного кинематографа через события своей жизни.
Имя франко-канадца Дэне КОТЕ хорошо знакомо украинским зрителям — его полнометражные работы имеют регулярные премьеры на «Молодости», а сам он в 2016 году возглавлял главное жюри киевского фестиваля. Его «Антология призрачного города» — об отдаленном селе в Квебеку. После смерти молодого парня по имени Саймон в селе начинаются странные события. Эта атмосферная, с привкусом мистики драма, снятая к тому же на 16-мм пленку, явно будет иметь сторонников среди фестивальной публики и в главном жюри. В 2013 Коте уже получил берлинскую награду — приз Альфреда Бауэра за открытие новых путей в искусстве.
Испанка Изабель КОЙШЕТ привезла сочетание мелодрамы и исторического фильма: черно-белая «Элиза и Марсела» — о двух молодых женщинах, влюбленных друг в друга еще со школы, но на дворе — 1900 год и консервативная католическая Испания, где лесбийская любовь считается святотатством.
Китай представляют живой классик Чжан ИМОУ и один из лидеров независимого кино 1990-х Ван СЯОШУАЙ. Имоу, который в последние годы прославился крупнобюджетними костюмированными зрелищами наподобие «Героя», «Дома летающих кинжалов» и «Большой стены», сделал камерную драму о временах маоисткого Китая «Одна секунда». Герой — крестьянин, который убегает из трудового лагеря, чтобы только посмотреть фильм. В те еще времена эту пленку крадет девушка-сирота. Чжан Имоу сам был сослан в трудовой лагерь во время «Культурной революции» и хорошо знает материал.
В «Так долго, мой сын» Сяошуая действие тоже начинается в эпоху Мао и в целом охватывает три десятилетия китайской истории: режиссер отслеживает жизнь супружеской пары, потерявшей единственного сына.
Ярким, грубым стилем отличается итальянская криминальная драма «Пираньи». Ее герои — шесть 15-летних головорезов — гоняют на скутерах по узким улицам своего района в Неаполе, торгуют наркотиками и без колебаний применяют оружие. Фильм снят по роману знатока обычаев южноитальянской мафии Роберто САВИАНО; фильм по его другой книге «Гоморра» (режиссер Маттео ГАРРОНЕ) получил в 2008 Гран-при Каннского фестиваля и номинацию на «Оскар». Режиссером «Пираний» выступил 41-летний сценарист и музыкант Клаудио ДЖОВАННЕСИ.
США представлены вне конкурса 8-разовым номинантом на «Оскара» — кинобиографией вице-президента Дика Чейни, которого возненавидели в Америке, «Власть» (Vice), выполненной режиссером Адамом МАККЕЕМ в форме иронической черной комедии. Кристиан БЕЙЛ ради этой роли до неузнаваемости изменил внешность, набрав 20 килограмм веса. Усилия не остались незамеченными: актер уже награжден «Золотым глобусом» и имеет реальные шансы на «Оскара». В эти же дни «Власть» выйдет и в украинском прокате.
Вторая обличительная история из Америки, тоже вне конкурса — неигровая: «Уотергейт, или Как мы научились останавливать президента, вышедшего из-под контроля», документалиста Чарльза ФЕРГЮСОНА, — очень некомплиментарный портрет Никсона и его эпохи, плюс еще более неприятные параллели с сегодняшним днем.
Радует, что довольно заметной в этом году будет участие Украины.
Во-первых, до 15 февраля на Европейском кинорынке (EFM), который является одним из важнейших в мире мест встречи профессионалов киноиндустрии, под традиционным слоганом #UkraineIsYourDestination будет работать наш национальный стенд Ukrainian Films.
Во-вторых, к участию в ежегодном форуме Berlinale Talents, который является индустриальной платформой фестиваля для 250 молодых представителей отрасли, отобраны два украинских режиссера — Алина ГОРЛОВАЯ и Никон РОМАНЧЕНКО.
В-третьих, в отдельной секции Berlinale Talents под названием India`s Nine, сфокусированной на 9 перспективных кинематографистах из Индии, будет принимать участие 29-летняя киевлянка Дария ГАЙКАЛОВА (см. интервью с ней в нашей газете «Можно сказать столько всех, но не быть грубой» — «День», 31.08.18). Она уже несколько лет живет в Индии, сняла там 2 полнометражных фильма, которые имели фестивальный успех. К тому же на берлинском рынке совместных продукций Co production новый замысел Дарии, семейная драма совместного производства Индии и Украины «In law», стал одним из 20 проектов-участников (отобранных из 2000 заявок); эта секция важна тем, что на ней молодые авторы и авторы получают международные связи с потенциальными продюсерами, дистрибьюторами и тому подобное.
И, наконец, впервые за время Независимости Украина примет участие в основном полнометражном конкурсе. Исторический триллер «Mr. Jones» (рабочее название — «Гарет Джонс», Польща-Велика Британия-Украина) — новая работа знаменитого польского режисссера Агнешки ГОЛЛАНД. Уже ее дебют «Провинциальные актеры» отмечен на Каннскому фестивале 1980 года, также она имеет приз Альфреда Бауэра прошлогоднего Берлинале за фильм «След» и в целом три номинации на «Оскар». Агнешка работала во Франции, Германии и США (в частности, над культовым сериалом «Карточный дом»), а «Mr. Jones» — это ее первый проект у нас. Общий бюджет ленты составляет 262,2 миллионы гривен, украинская часть — 25,9 миллионов.
Как уже понятно с названия, главным героем является реальная историческая личность — уэельський репортер Гарет ДЖОНС. в 1933 году он приезжает в Москву, где знакомится с журналисткой Адой Брукс, которая открывает ему глаза на настоящее положение вещей, и 28-летний журналист, несмотря на смертельную опасность, начинает расследование. Ему удается тайком от сталинской охранки пробраться на опустошенную Голодомором Украину и впоследствии рассказать миру правду о страшной трагедии. Сценаристка фильма, американская журналистка с украинским корнем Андреа ХАЛУПА дополнительно ввела мотив знакомства Джонса с британским писателем Джорджом ОРУЭЛЛОМ: по ее предположению, именно разоблачение Гарета стало основой для антиутопии Оруэелла «Скотный двор».
Джонс сыграет британец Джеймс НОРТОН; также в ролях Ванесса КИРБИ, Питер САРСГААРД, Джозеф МОУЛ, Яков ТКАЧЕНКО, Михалина ОЛЬШАНСКАЯ, Селин ДЖОНС.
Следует напомнить, что именно в нашей газете впервые была напечатана «Повесть о двух журналистах» Джеймсе МЕЙСЕ, из которой украинские читатели узнали о Гарете Джонсе и его подвиге.
Получит ли приз «Mr. Jones» — станет известно 16 февраля, когда во Дворце Берлинале вручат «Серебряных» и «Золотых медведей».
Выпуск газеты №:
№23-24, (2019)Section
Культура