Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант, немецкий философ, писатель, антрополог, физик, библиотекарь, педагог, родоначальник немецкой классической философии

От себя не убежишь!

«Прощальное танго» — бенефис Анны Варпаховской
3 ноября, 2011 - 20:33
АННА ВАРПАХОВСКАЯ — АКТРИСА-ФЕЙЕРВЕРК! СЕКУНДУ НАЗАД ЕЕ ГЕРОИНЯ ЭДДА ЗАДОРНО СМЕЯЛАСЬ, А ВОТ УЖЕ СЛЕЗА НАВОРАЧИВАЕТСЯ, И ПЕРЕД ЗРИТЕЛЯМИ УЖЕ НЕ МОЛОДЯЩАЯСЯ КОКЕТКА, А СТАРАЯ ЖЕНЩИНА, ПРОЖИВШАЯ НЕЛЕГКУЮ ЖИЗНЬ («ПРОЩАЛЬНОЕ ТАНГО») / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

В Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки состоялась премьера трагикомедии, поставленной режиссером Григорием Зискиным по пьесе итальянского писателя Альдо Николаи (в рамках международного творческого проекта «Канада — Украина»). Кстати, Николаи, разменявший десятый десяток (он родился 15 марта 1920 г.) является автором более шестидесяти пьес! В 1997 году в Линкольн-центре Нью-Йорка синьор Альдо был удостоен премии SIАЕ (Союза итальянских авторов и издателей) как самый популярный за рубежом итальянский драматург. А в 1999 г. Колумбийский университет Нью-Йорка учредил специальный курс, посвященный его творчеству. Кстати, в Русской драме несколько лет с успехом шел спектакль «Немного нежности», тоже поставленный по пьесе Альдо Николаи. И вот новая встреча с творчеством драматурга...

«Прощальное танго» переносит зрителей в 1960-е. Героев трое: богатая дама в возрасте Эдда (Анна Варпаховская), за плечами у которой была очень бурная молодость, ее простушка-служанка Фока (Анна Наталушко) и молодой парень Элио (Юрий Дяк), с появлением которого жизнь в доме буквально переворачивается. Синьора Эдда обожает покомандовать и вспомнить былые времена, когда ее «на руках носили» знаменитые любовники — магнаты, генералы, тореадоры и даже магараджа. Весь спектакль держится на трагикомичных диалогах. С первой минуты, буквально ворвавшись на сцену, Эдда тарахтит без остановки, но ей нужна аудитория, выливая потоки слов на меланхоличную Фоку. Ее раздражают пробки на улицах и забастовщики («Нет работы — пусть отдыхают!»), она критикует все на свете, в том числе и погоду («Сволочи! Что хотят, то и делают!»). Но если днем с фонтаном энергии героине как-то удается управлять, то ночью, из-за бессонницы, она не может справиться с потоком воспоминаний, где реальность и вымысел тесно переплелись. Выдержать такие бдения не каждому под силу, ведь надо поддерживать светскую беседу и не вставлять «пять копеек» если сто раз рассказанные истории не стыкуются в деталях. Может, неожиданный приход в дом красивого юноши украсит жизненный закат Эдды? Но почему Элио так настойчиво просит уточнять детали периода жизни, который Эдда давно вычеркнула из своей памяти, придумав историю красивей, нежели она была на самом деле. Зачем ворошить старое, которое так некстати напоминает о неблаговидных поступках молодости, разрушая так долго создаваемый «будуар грез»? Это история об одиночестве и расплате за грехи, которым нет прощения. Сюжет закручивается так лихо, что только в финале зрители поймут, кто есть кто.

Спектакль «Прощальное танго» можно назвать бенефисом Анны Варпаховской — примы Театра им. Л. Варпаховского, Канада. Она — актриса-фейерверк! Секунду назад ее героиня задорно смеялась, а вот уже слеза наворачивается, и перед зрителями уже не молодящаяся кокетка, а старая женщина, прожившая нелегкую жизнь (и таких пограничных состояний, балансируя между комедией и трагедией, несколько, с ними Варпаховская прекрасно справляется). А вот ее киевские коллеги по сцене — Анна Наталушко и Юрий Дяк — словно тушуются перед харизматичной актрисой и выглядят на ее фоне несколько бледновато. Эту постановку стоит посмотреть тем, кто мечтает связать свою судьбу с театром, чтобы побывать на мастер-классе, который дает Анна Леонидовна Варпаховская. Актрисе не нужны сложные декорации (действие происходит в одной комнате с минимумом мебели), два часа глаза зрителей неотрывно следят за ее героиней, а от потока слов Эдды порой даже впадают в некий транс... Но когда отзвучат аплодисменты, вы забудете про длинноты (премьера не показатель и со временем спектакль наберет обороты), а через несколько дней вспомните эту постановку, в который поднимают очень важные темы: одиночество, особенно в старости, — страшно, и то, что, поступая определенным образом, всегда нужно помнить о последствиях, к которым может привести ваш неправильный выбор...

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments