Перейти к основному содержанию

Отголосок верности и любви

28 февраля, 19:25
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВЛАДИМИР ИВАСЮК И НЫНЕ ВДОХНОВЛЯЕТ ПОЭТОВ И КОМПОЗИТОРОВ К ПЕСЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ / ФОТО ИЗ ЧЕРНОВИЦКОГО МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ В.ИВАСЮКА

4 марта — день рождения Владимира Ивасюка — одного из самых талантливых представителей украинской музыки ХХ века.

Его ровесники — Николай Мозговой, Игорь Поклад, Александр Злотник, Геннадий Татарченко и другие успешно работают в жанре украинской лирической песни. Владимиру же судилось уйти из жизни очень рано. Подлое убийство композитора, осуществленное при загадочных обстоятельствах, заставило содрогнуться весь мир. Протест против этого преступления был высказан в день похорон композитора, когда на улицы Львова вышли десятки тысяч людей, которым не хотелось верить в то, что молодой и красивый юноша уже не с нами, что даже нельзя попрощаться с ним по-человечески, потому что Ивасюк был изуродован до неузнаваемости. Но в мае 1979 г. об этом нельзя было сказать вслух. Тот, кто осмелился — друг Владимира, его соавтор поэт Ростислав Братунь, заявил возле могилы композитора, что народ хоронит не студента, а выдающегося композитора, который убит. За эти слова Братунь поплатился должностью во Львовской областной организации Союза писателей и пять лет его произведения не печатались...

На могиле Ивасюка родители часто находили стихотворения, посвященные Владимиру. Это писали те, кто не верил в навязанную тогдашней властью версию смерти композитора — самоубийство. В 1982 году Михаил Ивасюк получил письмо от правозащитника Иосифа Терели, которым тот отозвался на роман «Баллада о всаднике на белом коне». В конце письма Тереля написал «Реквием», в котором сравнил страдание композитора со страданиями Христа.... Только после 1989 года поэтическая Ивасюкиана» — интересная, разнообразная, оригинальная и богатая именами и талантами, среди которых произведения Игоря Калинца, Степана Пушика, Валерия Герасимова и десятки других — стала открытой...

ЭПОХА ИВАСЮКА

На сегодня существует не один десяток песен-посвящений Ивасюку, созданных на волне всенародного движения за возрождение украинской культуры в конце 80-х — начале 90-х гг. Способствовали этому благородному делу и всеукраинский и областной конкурсы «Червона рута», конкурс юных композиторов «Мандрівний музика», другие импрезы, тем или иным образом связанные с именем Ивасюка. По большей части в этих песнях выражалось восхищение творчеством композитора и печаль по поводу его трагической и преждевременной гибели. Песни преисполнены патетики и плакатности, особенно это касается тех авторов, которые родились и выросли в пост- ивасюковскую эпоху и имеют достаточно ограниченное представление о фигуре композитора, его роли в жизни Украины и украинцев в 70-е годы ХХ века. Но все это было намного позже. Боль от потери Ивасюка была такая большая, что, казалось, плакали даже горы, которые он так любил и воспел. Невозможно было молчать, невозможно было высказаться откровенно. Опять, уже в который раз за советские времена, нужно было обращаться к «эзоповскому языку», и на этот раз не по поводу государственного устройства или других политических проблем, а чтобы вспомнить и почтить имя погибшего на поле битвы с бездарностью и завистью.

22 мая 1979 года, в день своего рождения отнес на Лычаковское кладбище друга и соавтора поэт Юрий Рыбчинский. С Владимиром он написал всего три песни — «Кленовий вогонь», «Мой Киев» и «У долі своя весна». Рыбчинский много работал с другими молодыми композиторами, особенно с Игорем Покладом, чьи песни «Ой летіли дикі гуси», «Сіла птаха сизокрила на тополю» в исполнении Нины Матвиенко были чрезвычайно популярными. Стихотворение «Минає день, минає ніч» Рыбчинский отдает композитору Николаю Мозговому — земляку Ивасюка. Песню, рожденную этим творческим дуэтом, взяла в свой репертуар София Ротару. В ее исполнении это был монолог Музы, которая уже никогда не сможет радовать вдохновением Композитора, потому что его нет — он ушел навсегда, а печаль и беда в том, что разлюбить его невозможно. Музыка исполнена элегической печали в запеве и поднимается к высотам трагизма в припеве: «Біда не в тім, що свище лютий вітер, // Що січень на вікні малює мертві квіти».

Образ «застоя» (брежневской эпохи) передан точно и лаконично, и времени течение не остановить, но на самом деле есть маленькая надежда, хотя и видится в этом «біда, що я тебе не можу разлюбити». Приблизительно так раскодировали песню в 1979 году, но прошли годы, и как настоящее творение искусства песня живет и ныне. И только глубокий трагизм чувств, заложенный в мелодии и тексте, не позволяет примерять для нее рамки обычного произведения о любви и разлуке и поднимает ее над суетой будничности и серости, которой противостоял в своем творчестве Владимир Ивасюк.

В 1994 году на вечере памяти в Черновицком областном театре Юрий Рыбчинский рассказывал, как в 70-е годы они с Покладом гастролировали по Северу СССР и на одном из концертов получили записку с просьбой исполнить «Червону руту». Рыбчинский ответил, что это — песня Владимира Ивасюка, и они с Покладом не имеют ее в своем репертуаре. Неизвестный автор не успокоился и опять передал записку с такой же просьбой. Закончилось все тем, что поэта и композитора не отпустили со сцены, пока они не выполнили «Червону руту» Ивасюка...

Немногие в 1979 году поверили, что Ивасюк покончил жизнь самоубийством. Как говорил Игорь Поклад, Ивасюк «был зверски замучен». И у него возникла мысль песней почтить память товарища, коллеги, друга. Сначала родилась музыка, а впоследствии Рыбчинский принес стихотворение. «Слова выходили за пределы музыки, особенно в припеве», — вспоминает Поклад: «Скрипка грає, сердце крає», которую прекрасно исполнил Василий Зинкевич. В музыке песня имеет глубинную фольклорную основу, ближнюю к восточноукраинской. Она преисполнена сожаления и тоски за тем, что никогда не вернуть...

Песни Ивасюка любили и знали, поэтому внимательный слушатель сразу узнавал и «желтый лист» из песни, которую знали именно по этому названию, — она впервые прозвучала в фильме «Червона рута» в исполнении Софии Ротару. А «полон хмарних днів» очень хорошо « прочитывался» на фоне знакомых до боли «полону печалi» из песни «Червона рута» и «полону пісень» из «У долі своя весна». Тоску прощания, несказанную боль вечной разлуки — вот что удалось высказать авторам в песне «Скрипка грає». Потому что уже даже в сны не придет певец — его звезда гаснет. Звезда таланта и жизни...

Еще одно произведение 1979 года — песня Арнольда Святогорова на стихотворении Виталия Близнюка «Відлуння вірності». Как утверждает композитор, стихотворение он прочитал в какой-то местной газете. Жалко, что не запомнилась ему газета, потому что для 1979 года, когда даже соболезнование семье по поводу гибели сына и брата рискнула напечатать только газета «Літературна Україна», печатание такого стихотворения было смелым поступком. Можно допустить, что стихотворение напечатали без посвящения. Но ведь текст настолько прозрачный!

«Чар-зілля червона рута// Зорею упала в серце.// Здавалось, що це навіки,// Здавалось, на все життя».

Премьера этой песни состоялась в музыкальном фильме при участии Софии Ротару «Монолог о любви» (режиссер Лариса Маслюк). Это была единственная на весь фильм украинская песня. Ротару исполняла ее, держа свечу в ладонях. Владимир Ивасюк показан в песне как олицетворение единственной на всю жизнь любви. Собственно, так оно и есть, потому что песни композитора и сегодня с нами.

ИСТОЧНИК ЛЮБВИ И... ПЕЧАЛИ

Песни Ивасюка вечны — это было понятно уже тогда, когда он создавал их в полете своего вдохновения. Когда спешил сделать как можно больше и работал, как однажды сказал отцу, «как электростанция, непрерывно», часто оставляя на сон два-три часа. Да, у него часто были красные глаза, но совсем не от алкоголя, что было бы так приятно обывателю, для которого творчество всегда имело намного меньшую ценность, чем образ жизни, одежда или быт художника. Не секрет, что о Владимире распускали сплетни и препятствовали уже с юных лет, то «подставляя» его под бюст вождя, то приписывая отцу тексты его песен, то унижая на занятиях в мединституте, а впоследствии и консерватории. Это достоверные факты, зафиксированные в документах и воспоминаниях. И он был беззащитен против этого. И в 1979-м все хорошо осознавали, кого потеряла украинская песня в лице Владимира Ивасюка — она потеряла будущее на долгие годы. Мозговой, Поклад, Святогоров в своих песнях передали ощущение огромной потери для песни, которая принесла гибель композитора Ивасюка. Они создали образ гениального музыканта, чей талант не сотрет даже «времени течение» и которого нельзя разлюбить. Их произведения так же, как песни Ивасюка, — настоящий вклад в песенную сокровищницу Украины. Это не эпитафии на надгробии, — это живой источник любви и печали.

На первом Всеукраинском фестивале «Червона рута» прозвучала песня отца и сына Лищин из Канады — Леонида (слова) и Владимира (музыка) «Пам’ятай!» — о том огромном влиянии, которое оказывало творчество Владимира Ивасюка на украинцев, которые живут далеко от родной земли. Его песни возродили их души, подарили надежду на лучшее. Песня глубоко лирическая, в ней — множество аллюзий из песен Ивасюка. На концерте «До вогню і води Батьківщини» не нужно было и объявлять, что это посвящение Ивасюку, зал все понял с первых тактов, все встали и зажгли свечи...

В 1994 году на концерте памяти Владимира Ивасюка в Черновицком областном музыкально-драматическом театре, который проводился по случаю 45-летия композитора и присуждения ему Шевченковской премии, прозвучала премьера песни Геннадия Татарченко на стихи Юрия Рыбчинского «Реквием». Ее с листа исполнил Назарий Яремчук: «Без тебе всі роялі мертві,// Без тебе всі скрипки мовчать»... «Реквием» звучит торжественно, в музыке — надежда на то, что певца как ангела примут на небеса.

Есть и инструментальные произведения, посвященные память Ивасюка. Это импровизация на темы «Червоної рути» канадского композитора Бориса Базаля, а также пьеса «Мандрівний музика», написанная одним из учителей Владимира Ивасюка — скрипачом и композитором Юрием Гиной.

Пробуют свои силы в воссоздании образа Ивасюка участники конкурса юных композиторов «Мандрівний музыка», который с 1997 года проводится Черновицким мемориальным музеем композитора. Это произведения начинающих.

В общем же, тема «Владимир Ивасюк в музыке» нуждается в профессиональном анализе и более широкой популяризации, ведь произведения, посвященные композитору, как мы убедились, создавались талантливыми людьми и стали достоянием украинской музыки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать