Настоящий способ отомстить врагу — не быть похожим на него.
Марк Аврелий, римский правитель, принадлежал к династии Антонинов, философ-стоик.

Перерождение души

В Киеве состоялся знаковый проект американки украинского происхождения Оли Рондяк «МЕТЕМПСИХОЗ»
4 марта, 2020 - 10:23

После триумфа в МВЦ Музея истории города Киева (15.01.2020—6.02.2020) он до сих пор вызывает активное обсуждение и интерес. Часть произведений сейчас можно увидеть в рамках артфеста «Точка G» при участии художественного агентства Art Soul и Chameleon Art Space с 14 февраля по 1 марта. Артфестиваль проходит одновременно на двух локациях: в пространстве «VeSpace» (ул. Богдана Хмельницкого, 16/22) и в культурном центре «Жить легко» (ул. Михайловская, 24).

Художественный проект Оли Рондяк «Метемпсихоз» подымает несколько тем, объединенных идеей перерождения души. Художница родилась в США, но сделала сознательный выбор вернуться на родину. В каждом произведении она словно пытается найти свою идентичность и осмыслить собственную «украинскость». Серьезно заниматься живописью начала во время Помаранчевой революции. Автор вспоминает: «Это стало моей разрядкой, выражением чувств». В дальнейшем тема поиска идентичности стала очень важной для художницы. В одном из интервью она высказалась так: «Возобновляя эту связь между прошлым и настоящим, Украина пересмотрит свою идентичность. Я считаю это важным для построения и формирования новой, независимой нации, поскольку без культуры идентичность нации будет потеряна и та окажется пустой».

Проект Оли Рондяк является международным и содержит три условных действия, которые объединяет единственный замысел и современные средства коммуникации. Так, 11 января 2020 года в 19.00 по киевскому времени состоялась трансляция групповой дискуссии с автором и общественными деятелями Киева и Нью-Йорка. 

Понятие «метемпсихоз» буквально означает «переселение душ», реинкарнацию. Вера в бессмертие души и ее перевоплощение в новые формы после смерти встречается во многих религиозных учениях мира. Краеугольным камнем таких убеждений является то, что во время переселения душа теряет память о своем предыдущем опыте, полностью очищается, начинается новая жизнь. Однако в трех темах проекта Оли Рондяк историческая память и традиционные верования являются структуроформирующими. Возможно, тем самым автор хочет подчеркнуть, что это настолько важно, что не может быть стерто и забыто даже при наиболее кардинальных изменениях во времени, пространстве и сознании. Изучая исторические места страны, проживая обостренные социально-политические обстоятельства со своим народом, мастерица воплощает впечатление и эмоции от этого в ошеломляющие изображения. Часто она обращается к теме украинской нации 18 века, когда Украина в который раз испытала поражение от трех империй и с тех пор боролась за самоопределение.

Экспозиция в МВЦ Музея истории города Киева представила две составляющие из трех. «Действие 1» посвящено украинской народной кукле-мотанке, которая появилась из талисманных, традиционных кукол, защищающих от злых духов и оздоравливающих. Импульсом для этой части проекта стала мотанка бабушки Оли Рондяк, созданная в концлагере. Материалов там не хватало, поэтому кукла-оберег была сделана из выдернутых из одеяла ниток. Эта кукла, по словам мастерицы, вселила в Ольгу привязанность к этому духовному искусству. Экспозиция демонстрировала несколько больших скульптур на тему украинских мотанок. Мастерица использует разные приемы для отделки своих скульптур: краску, ткань, бечевки и даже металлические элементы. «Мотанка не только оберегает Украину, но и объединяет украинцев для исцеления от ран прошлого. Поэтому я создала мотанки из гипса — материала, который применяют для исцеления сломанных костей», — говорит художница. Некоторые мотанки в себе несут вербальные послания на двух языках, одна из них буквально «сплетена» из слов стихотворения Тараса Шевченко «Мені однаково». Мотанки Оли Рондяк — это не просто вариация на тему народных верований и оберегов, это наша воплощенная история и культура, трансформируемые через призму творческого сознания. Безусловно, маленькая кукла не может защитить от зла, но несокрушимая сила духа, вера и надежда позволяют пережить наиболее темные времена. Сама эта идея воплотилась в скульптуре Оли Рондяк.

«Народное искусство Рондяк окунает в размышления. Рафинированное глобальное ощущение навеивает нам — чтобы быть современным, человек должен покинуть прошлое. Однако социальный личностно значимый опыт часто утверждает противоположное. Работы Рондяк становятся для зрителя успокоительной пилюлей от этого исторического дискомфорта, превращая прошлое в современную влиятельную образность. Визуальные приемы Рондяк дарят зрителю редкое искусство с историческим сознанием», — делится впечатлениями нью-йоркский галерист Хуан Пунтес.

Очерченная как «Действие 3» часть проекта — это станковое искусство, живопись. Две главных темы: обобщенные, силуэтные или контурные тела и женские головки в веночках. Мастерица говорит, что они отображают местную символику, одухотворенную историей и проработанную в современном стиле с использованием минимальных постмодернистских техник. В работах этого цикла также ощутим отголосок жестких обстоятельств и неурядиц, которые украинский народ испытывал во времена советской и позже российской идеологизации. Символично трактуются черные цифры внизу каждого «портрета»: словно серийный номер несправедливо заключенного. 

На киевскую экспозицию откликнулась выставка в Art space WhiteBox в США (29.12.2019—19.01.2020), очерченная как «Действие 2. Нью-Йорк». В ней зрителям были представлены нео-поп-скульптуры, сделанные из старой, детской одежды мастерицы. «Конденсируют в себе детские впечатления — первые рисунки, ранние работы, сказки детства и первое письмо. Манифестируют, что пришли лучшие времена, новое понимание ушедшего времени», — сказано об этой части проекта.

Оля Рондяк так говорит о своем творчестве: «Как художница рассматриваю в подсознании внутренние чувства тех, кого рисую. Рисую, пока не выкристаллизуется личность, и путем сочетания коллажа, монтажа и живописи настраиваю связь со своим внутренним миром и тогда позволяю этим образам увидеть мир». Традиция и новация, поиски собственного пути, переживание горького опыта — это все в «переселении душ», в удачной попытке найти себя на перепутье.

СПРАВКА «Дня»

Ольга Рондяк родилась в штате Огайо в 1966 году. Искусствовед, бакалавр психологии и педагогики, магистр клинической психологии и консультирования сообществ. Работала психотерапевтом, дизайнером одежды.

Художница вместе с мужем Петром вернулась в Украину в 1995 году, с тех пор она работает в своих студиях в Киеве и Нью-Йорке. С 2013 года создает женские портреты, делает коллажи и скульптуры-мотанки, ее работы называют фольклором и поп-артом. Работы Оли Рондяк демонстрировались на многих персональных выставках в Украине, США и странах Европы — Риме, Париже, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Львове, Каневе, Киеве. Несколько работ мастерицы приобрел Музей революции достоинства.

 

Надежда ПАВЛИЧЕНКО, кандидат культурологии. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ