Пианисты правят бал!
Впечатления от ХХV «Харьковских ассамблей»По сложившейся традиции, каждый год Международный фестиваль «Харьковские ассамблеи» меняет героев своего музыкального праздника: Моцарт, Чайковский, Берлиоз, Шуберт, Бетховен, Брамс... Но такого героя (точнее героини) еще не было на фестивальных афишах! Ныне вспомнили о Кларе Жозефине Шуман-Вик (1819-1896 гг.), жене великого классика, которая была знаменитой пианисткой, первой исполнительницей сочинений Роберта Шумана, а также она сама писала музыку. В этот раз девиз музыкального форума: «Женщина в искусстве: муза, мастерство, легенды...»
Действительно есть множество легенд, связанных с Кларой Шуман (как пианистка она выступала под девичьей фамилией Вик) и почти все — правдивы. Судебный процесс против родного отца, который запретил ей брак с Робертом Шуманом, Клара выиграла. Доказала, что женщина может сочинять хорошую музыку. Родив множество детей от Шумана, и будучи Музой маэстро, дала повод говорить о своей явной, но, вероятнее, платонической связи с юным композитором Йоганнесом Брамсом. Разгадки этой тайны мы уже не узнаем: Брамс после смерти Клары утопил в Рейне всю их переписку. А раньше уже безумный Роберт Шуман туда же бросил обручальное кольцо перед попыткой покончить жизнь самоубийством...
Разумеется, в течение трех фестивальных недель в концертах звучали и произведения Клары (ее музыку очень тонко воплотила Мария Бондаренко) и музыка Шумана, Брамса, их современников и соотечественников. Акцент в репертуаре был очевиден: на этих ассамблеях бал правили пианисты. Ведь фортепианной была и музыкальная аура ХIХ ст., которой прониклись нынешние ассамблеи, начиная с открытия, где солировал в фортепианном концерте Брамса Вольфганг Манц из Нюрнберга и до закрытия, где дирижировал и играл концерт Шумана пианист и дирижер из Швейцарии Константин Лифшиц. Кстати, к последнему концерту протянулась арка с первых «Харьковских ассамблей»: К. Лифшиц играл там пятнадцатилетним подростком, а сейчас он значительно вырос как музыкант — в истории фестиваля таких примеров много. Кстати, его брат, виолончелист Евгений Лифшиц, ныне проживающий в США, перед концертом на Ассамблеях тоже добрым словом вспоминал Харьков, и своих родителей, давших ему превосходное музыкальное воспитание.
Видимо, у слушателей будущих концертов не раз будет повод вспомнить победителей нынешнего конкурса пианистов и вокалистов, проходившего в рамках фестиваля. Как всегда, были на высоте воспитанники класса Татьяны Веркиной, организатора и вдохновителя музыкального форума. А члены жюри пианистов — Уильям Фонг (Великобритания), Юстас Дварионас (Литва), Стефания Аргентьери (Италия),Пабло Гальдо (Испания) были на «Харьковских ассамблеях» не только судьями, но показали себя блестящими концертирующими музыкантами — каждый продемонстрировал свой стиль, школу, подход к репертуару.
Так, С. Аргентьери сделала слушателям прекрасный подарок, сыграв в клавира бенде пьесу выдающегося украинца Сергея Борткевича (его сейчас чтут во всем мире, а в Италии даже издали монографию о нашем композиторе). Напомнили о себе и яркие пианистические таланты Украины — киевлянин Юрий Кот и представитель более молодого поколения Антоний Барышевский. Его выступление на «Харьковских ассамблеях» вызвало небывалый ажиотаж и стало настоящим творческим событием. Барышевский, признаваясь в пристрастии к творчеству современных композиторов, с не меньшим успехом играет произведения позднего Бетховена, уже почти глухого и выдержавшего сложные жизненные испытания. Безусловно, это новый взгляд на произведения классика, пронизанный эмоциями современного человека и собственным опытом познания мира.
Конечно, «Харьковские ассамблеи» — фестиваль не только для любителей фортепиано. Так его постоянный участник, виолончелист Денис Северин устроил яркое и оригинальное музыкальное действо, на которое пригласил четырех мастеров из разных стран и назвал «Виолончельный вернисаж». Звучал гитарный оркестр под руководством Владимира Доценко, орган Станислава Калинина, голоса наших и зарубежных вокалистов, проводились камерные тематические вечера, в том числе Шубертовского общества.
Фестиваль, названный старинным словом «ассамблеи» действительно открывает окно в музыкальную Европу, ежегодно подтверждая репутацию Харькова, как крупного центра художественной культуры и образования.
Выпуск газеты №:
№198-199, (2018)Section
Культура