По-«ИГРА»ем
Эксперты определили номинантов Всеукраинского фестиваля-премии. Какие тенденции новейшего театра отметили после просмотров спектаклей?Театральный сезон 2017—2018, кроме многочисленных премьер, фестивалей, юбилеев, очарований, разочарований и тому подобное, запомнится событием, которое непременно должно послужить будущему украинского театра. Фестиваль-премия «ГРА», который как будто и назревал уже давно, но до конкретики все никак не доходило, наконец стартовал. После многомесячного марафона, когда из семи десятков (!) заявок эксперты отобрали двенадцать наилучших, имеем определенную паузу до начала финального действа фестиваля, который состоится в конце ноября. Поэтому, пока достойники со всей страны собираются в Киев, уместно проанализировать некоторые тенденции новейшего украинского театра, вырисовывающиеся в контексте этого проекта.
КЛАССИКА, НОВЫЕ ИМЕНА, НЕУДОБНЫЕ ТЕМЫ...
Вспоминается, еще несколько лет назад художественный руководитель одного столичного театра уверял меня, что «Гамлет» сейчас несвоевременен. Мол, ну, нет у нас сейчас Гамлетов (!), не поймет нынешний зритель колебаний героя, его договариваний с собственной совестью, пусть даже самые авторитетные шекспироведы мира называют их актуальными для всех времен и народов. А тут в лонг-листе «ГРЫ» были представлены сразу два «Гамлета». Один — кукольный от Олексы Кравчука (Львов, театр «І люди, і ляльки»), другой — экспериментально-музыкальный в постановке Ростислава Держипильского (Ивано-Франковский театр им. Франко). Два взгляда на извечную историю, два теста на творческую смелость в работе с классикой, два прекрасных доказательства того, что даже драматургия, выдержанная веками, может и должна обретать современное звучание.
Вообще, если проанализировать лонг-лист премии, то очевидно, что классику наши театры уважают: Леся Украинка, Мольер, Куприн, Тютюнник... Вместе с тем в сборной афише «ГРЫ» немало драматургов, которых вряд ли можно назвать популярными для современного украинского театра. Так, художественный руководитель столичного театра «Золотые ворота» Стас Жирков познакомил театралов с творчеством современного белорусского драматурга Дмитрия Богославского — спектакль «Папа, ты меня любил?» по его пьесе является одним из самых популярных в репертуаре «Золотых». Днепропетровский театр «Віримо!» окунул в чрезвычайно сложный, жесткий и трагический текст Тадеуша Слободзянека «Одноклассники» (постановка Владимира Петренко). Национальная оперетта вместе с режиссером Тамарой Труновой вывели на украинскую сцену одного из самых интересных современных драматургов Британии, Дэвида Элдриджа (спектакль «Под небом синим»). Открывая новые имена, поднимая неудобные темы, экспериментируя с творческим составом (несколько спектаклей были созданы в копродукции), режиссеры не только расширяют собственную территорию творчества, но и демонстрируют здоровый авантюризм, который может трансформироваться в интересный результат. Хотя среди постановщиков-первопроходцев таки подавляющее большинство — молодежь. Их старшие коллеги продолжают стоять на позициях неприятия современной драмы.
ГЕОГРАФИЯ
Несмотря на все нюансы дебютной «ГРЫ» — стремительный старт, определенное недоверие некоторых театров, которые заявили, что сначала убедятся в непредубежденности проекта, а уже потом подадутся, кое-кто просто не успел сделать качественное видео и тому подобное — можно с уверенностью говорить, что идею поддержала вся театральная Украина. Безусловное первенство лонг-листа — за Киевом, который продемонстрировал высокую активность и в котором, в конце концов, больше всего театров, по несколько спектаклей — из Львова, Днепропетровской области, Чернигова, Закарпатья... А вот по итогам финального списка стоит выделить, в первую очередь, Чернигов, который смог закрепиться здесь сразу двумя театральными постановками («Вій. Докудрама» для взрослых и детский спектакль «Ангелик, що загубив зірку»). Об уровне театральности того или иного города, по-видимому, корректно говорить, оперируя результатами определенных исследований. Но на уровне эмоциональном возникают замечания к, например, той же Полтаве или Запорожью — качество представленных спектаклей из этих городов не позволило им преодолеть даже первый этап фестиваля.
ДВОЙНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
В финале фестиваля-премии оказались два спектакля молодого режиссера Тамары Труновой («Под небом синим» Национальной оперетты и «Дидона и Эней» ОО «Open Opera Ukraine») и два — Максима Голенко («Виталик» Дикого театра и «Белая ворона» Николаевского театра драмы и музыкальной комедии). Такая вот двойная конкуренция, из которой можно выделить сразу несколько выводов. Во-первых, Тамара и Максим сегодня — одни из самых интересных и востребованных театральных режиссеров.
Кроме спектаклей, указанных экспертами премии, каждый из них имел в прошлом году и другие достойные работы. (Моя личная претензия к Молодому театру, который по каким-то причинам не подался со спектаклем Т.Труновой «Саша, вынеси мусор»). Во-вторых, эти двое не застывают в найденных когда-то формах, не «прописываются» на одних и тех же сценах, не эксплуатируют одни и те же жанры, темы, интонации, открывая собственные творческие пространства, они, простите за пафос, обогащают украинский театр. Новыми фамилиями, историями, героями, принципами работы, новыми объемами и мыслями, новыми сочетаниями и противопоставлениями. В-третьих, если раньше молодые режиссеры учились у педагогов возрастной категории «60+», то сейчас к их услугам — молодые, талантливые, динамичные, сверхсовременные финалисты фестиваля-премии «ГРА», у которых точно есть чему поучиться.
КОЛИЧЕСТВО — В КАЧЕСТВО!
Еще одно наблюдение первых этапов фестиваля-премии: высокая конкуренция драматических спектаклей для взрослых и достаточно скромная в номинации спектаклей для детей. Несправедливость, которую стоит исправлять. И стремиться, чтобы в следующем году вопрос перехода количества в качество в этой номинации наконец решился. Яркий, но противоречивый и не всегда удобный для детского восприятия «Али-Баба» столичного кукольного театра, изобретательный спектакль Театра марионеток «Про Коника стрибунця та Великий стрибок», в котором, чтобы найти главную мысль, малышам приходится консультироваться со взрослыми, спектакли из областных театров для детской аудитории, где постановка драматургического произведения часто сводится к его банальному иллюстрированию, а картинка на сцене выглядит так, как будто ее скомпоновали из элементов других спектаклей... Высказывание К.Станиславского о том, что для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше, не утратило своей актуальности. И не только играть, но и ставить, художественно и музыкально оформлять, четко и правильно расставлять акценты также.
Выпуск газеты №:
№169, (2018)Section
Культура