Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Поблагодарим династию Якутовичей!

В Доме кино прошла презентация документального фильма из серии «Избранные временем»
28 мая, 2008 - 19:54
ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ ЯКУТОВИЧ РАБОТАЛ НАД ИСТОРИЧЕСКИМИ ФИЛЬМАМИ «МОЛИТВА ЗА ГЕТМАНА МАЗЕПУ» И «ТАРАС БУЛЬБА»

Ленту «Якутовичи» сняли режиссер Юлия Лазаревская и оператор Николай Мандрич. В 1960— 1970 гг., когда Якутович- старший создавал свои графические и киношедевры, а Якутович- младший только учился быть художником, в те времена документальный фильм можно было посмотреть в каждом кинотеатре перед демонстрацией фильма художественного. Сейчас все изменилось...

Таких фигур, как Георгий и Сергей Якутовичи, в украинской истории много. Но знаем мы о них мало. Фильм Юлии Лазаревской помогает расширить и углубить свои знания. Георгий Якутович — последователь выдающегося графика ХХ века Георгия Нарбута. Он сделал в своей профессии столько открытий, что ими и сегодня пользуются художники-графики. А однако больше всего мы знаем Георгия Якутовича как художника знаменитого фильма «Тени забытых предков». В фильме Юлии Лазаревской Сергей Георгиевич рассказывает, как его отец, находясь в эвакуации в городе Уфа, начал свое знакомство с украинским языком и литературой с повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков». Через 20 лет вместе с Сергеем Параджановым он работал над фильмом, который ныне критики называют вершиной украинского поэтического кино.

Сергей Якутович также работает в кино. Он, в частности, был художником в фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу». Для этой ленты он изготовил километры декораций, которые потом сожгли. Сергей Георгиевич, как и его отец, очень ответственный художник, он умеет в совершенстве воспроизвести эпоху, так, чтобы зритель почувствовал себя в том времени... Но, как грустно по шутил художник, его отец родил украинское поэтическое кино, а он сам присутствовал при его гибели. После «Молитвы...», которую неоднозначно восприняли зрители и критики, у Сергея Якутовича возникла целая серия работ «Мазепиана». Она представлена в документальной картине Юлии Лазаревской. Это как своеобразный эмоциональный и творческий всплеск, боль художника, возможно, по утраченному времени. Недавно Сергей Якутович закончил работу с известным режиссером Владимиром Бортко над фильмом «Тарас Бульба».

— То, что мы попали на съемки «Тараса Бульбы», — настоящая удача, — говорит Лазаревская.

И действительно интересно наблюдать за тем, что делает художник. Вот он одет в рабочий комбинезон, немного странно выглядит в этой одежде на фоне интерьера ХVП века, который сам же и создал. И трудно поверить, что хата, двор, все во дворе — декорации, и это не взято из какого-то музея, настолько достоверно все воспроизведено.

— Это же Божий дар — так рисовать, как он рисует. Он очень виртуозный, буквально на наших глазах, под его пером рождались и характер, и образ, — говорит Юлия Лазаревская.

Для кинорежиссера как раз один из самых ценных кадров фильма о Якутовичах тот, где Сергей рисует. Интересно, что в семье Якутовичей не только отец Георгий и сын Сергей — художники. Жена Сергея Георгиевича Ольга — тоже художник (она работала в издательстве «Веселка», и иллюстрированные ею книги, особенно же произведения Александра Пушкина, получили признание украинских и международных специалистов). Сын Сергея и внук Георгия Антон, вобрав в себя талант и опыт отца и деда, живет и работает во Франции. У него свой взгляд на мир, его живопись — очень современная и довольно интересная. Время от времени он электронной почтой посылает родителям в Киев открытки из своих новых произведений — для обсуждения и оценки...

В творческой биографии режиссера Юлии Лазаревской «Якутовичи» не первый фильм о художниках. Так, две киноработы она посвятила братьям Нарбутам — выдающемуся графику Георгию и поэту Владимиру. Мечтала снять фильм об уникальной художнице Татьяне Яблонской, когда еще Татьяна Ниловна была жива и писала свои картины левой рукой, но, к сожалению, не успела этого сделать. Она очень жалеет, что не снимала свой фильм тогда, когда еще был живой Георгий Вячеславович Якутович.

— Есть такое понятие, как «уходящее время», — говорит Юлия Леонидовна. — И те художники, которые сейчас еще работают, могут стать «уходящими объектами». Моя душа за это болит. Я знаю нескольких людей, тех, кто не маячит на телеканалах — их туда не приглашают, и тех, кого нет среди великих украинцев. Но на самом деле они есть, и нужно что-то делать, нужно как можно быстрее сохранить живые воспоминания этих уникальных людей...

Юлия Лазаревская почти 30 лет работает в документальном кино. Она сотрудничала со знаменитым Феликсом Соболевым (была музыкальным редактором его фильмов). Наблюдала за киномастером и считает его своим учителем. Первый фильм Лазаревской был о композиторе Лесе Дичко, в котором она выступила как сценарист. По твердому убеждению Юлии Леонидовны, «режиссер документального кино получает такие подарки, на которые «игровик» (режиссер игрового кино) никогда не может надеяться, сама ситуация может завести режиссера совсем в другую сторону. Вот я разговариваю с человеком, слушаю его внимательно и вдруг задаю какой-то такой вопрос, и человек раскрывается по-другому, неожиданно»...

Мне повезло видеть Юлию Лазаревскую, когда она снимала цикл музыкальных фильмов «Песни сердца» — о десяти шлягерах конца 60-х начала 70-х годов. Фильмы, посвященные истории конкретных песен, превратились в творческие портреты талантливых композиторов и поэтов, в своеобразные портреты эпохи. Например, на съемках картины «Червона рута» ей удалось разговорить композитора и основателя легендарного ансамбля «Смеричка» Левка Дуткивского, который почти не дает интервью. Много снято о Владимире Ивасюке, но фильм Юлии Лазаревской — лучший. Он сделан вдохновенно, мастерски и с глубоким знанием материала. Знаете, если об Ивасюке и Покладе (авторе песни «Кохана») снято немало, то, например, о Василии Михайлюке, авторе «Черемшини», песни, которая в свое время была признана самой популярной в мире, именно Юлия Лазаревская сделала очень поэтический фильм. То же можно сказать о лентах, посвященных «Чорнобривцям» Верменича, «Летять, ніби чайки» Рожавской, «На долині туман» Буевского...

Характерной чертой фильмов Лазаревской является отсутствие закадрового текста — это ее принципиальная позиция: режиссер не хочет, чтобы между героем и зрителем был переводчик. В ее «Песнях сердца» Лазаревская так выстраивает сюжет, монтирует материал, что фильм смотришь на одном дыхании. Режиссер филигранно вмонтировал в только что снятый материал кадры кинохроники (а в «Песнях сердца» показаны уникальные материалы), фотографии. «Песни сердца» были сняты на киностудии «Контакт» по заказу телеканала «1+1» и демонстрировались в эфире. А после премьеры фильма «Якутовичи» Юлия Лазаревская сосредоточилась на работе в своей мастерской потому что она еще и талантливый скульптор, художник, у нее титул «Художник года».

Прасковья НЕЧАЕВА, специально для «Дня»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments