Поднесем свой народ культурно, давайте учит его. Не только учитель может обучать, но может его учить и воспитывать и чиновник, солдат, промышленник или другой.
Августин Волошин, украинский политический, культурный и религиозный деятель Закарпатья

Поиски, находки и эксперименты

Поиски, находки и эксперименты О легендарных годах управления Богданом Ступкой главной сценой Украины в монографии Анны Веселовской «Больше чем театр»
5 августа, 2020 - 10:13
НАВЕРНОЕ, САМЫЕ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ МОНОГРАФИИ — ЭТО ВОСПОМИНАНИЯ О ТВОРЧЕСКОМ ВЕЧЕРЕ БОГДАНА СТУПКИ, КОТОРЫЙ СОСТОЯЛСЯ К 70-ЛЕТИЮ АКТЕРА 7 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА, ГДЕ ЛЕГЕНДАРНЫЙ АКТЕР СИДЕЛ ЗА УДАРНОЙ УСТАНОВКОЙ, ЗАДАВАЯ ДЕЙСТВУ НУЖНУЮ ЕМУ ДИНАМИКУ

Из-за карантинных ограничений проект празднования 100-летия Национального театра имени Ивана Франко претерпел существенные изменения. Пришлось отложить запланированные праздничный вечер, фестиваль национальных театров, что обещал стать украшением художественного сезона в столице, большинство премьер также получили новые даты. В то же время театр продемонстрировал похвальную ответственность не только перед своей историей, но и перед будущим украинского театрального искусства и успел заполнить тематическую нишу новыми изданиями, которые будут хранить память о юбилейном сезоне и быть полезными для исследователей украинской сцены. Среди таких — книга доктора искусствоведения, профессора Анны Веселовской «Больше чем театр». Из условных трех периодов истории первой сцены — этапы Гната Юры, Сергея Данченко, Богдана Ступки — автор остановился на одиннадцати годах, когда театр возглавлял Богдан Сильвестрович (2001—2012).

«От романтика до прагматика» — так называется вступительная часть, в которой читатель получает первичное объяснение факта появления актера Богдана Ступки во главе франковцев. «Как бывало и раньше, театральное сообщество... в опасные моменты жизни сплотилось, — отмечает автор. — Коллектив уподобился единому монолитному телу, которым хотели его видеть Гнат Юра и Сергей Данченко, и назвал имя безальтернативного преемника — Богдана Ступки». Театр имени Франко в период 2001—2012 годов засвидетельствовал свою готовность быть активным и в то же время взвешенным, открытым к новым вызовам и творчески гостеприимным (свыше тридцати режиссеров из Украины и других стран ставили здесь свои спектакли). Исследуя этот период новейшей истории франковцев, Анна Веселовская пользуется как собственным опытом театрального критика, так и впечатлениями коллег: в книге собраны фрагменты из отзывов о спектаклях Валентины Заболотной, Олега Вергелиса, Аллы Подлужной, Анны Липковской, Сергея Васильева и других. (Учитывая, что в настоящее время профессиональные рецензии в СМИ появляются значительно реже, можно только порадоваться за нынешних и будущих студентов-театроведов, которые благодаря этой книге, по крайней мере, будут иметь представление об активной, системной и профессиональной театральной критике). 

Скрупулезно изучая эти одиннадцать лет, Анна Веселовская пытается уделить максимум внимания каждой премьере, которых за это время появилось свыше восьмидесяти. Жизнь некоторых из них длилась один-два сезона, и их помнят лишь специалисты. В то же время некоторые из спектаклей — «Кайдашева сім’я», «Одинока леді», «Грек Зорба», «Наталка Полтавка», «Назар Стодоля», «Перехресні стежки» и другие — до сих пор присутствуют в афише театра.

Для тех, кто был активным поклонником театра именно в этот период, не самыми ли трогательными моментами монографии являются воспоминания о творческом вечере Богдана Ступки, который состоялся к 70-летию актера 7 октября 2011 года, где легендарный актер сидел за ударной установкой, задавая действу нужную ему динамику. Роскошное иллюстрирование книги, в котором использованы архивные фото театра и некоторые личные фотографии Богдана Ступки, помогают почувствовать — или вспомнить — как эстетику невероятно теплого того вечера, так и все эти одиннадцать лет из жизни театра-юбиляра.

«Личное стремление Богдана Ступки представлять на сцене исторических фигур разных времен и народов — Царя Эдипа, Мефистофеля, Зигмунда Фрейда, Льва Толстого, Ивана Франко само по себе привело к тому, что киевский театр имени Ивана Франко, словно корабль, вышел из родной гавани и бесстрашно направлялся в мировой океан театральных образов и идей, — подытоживает Анна Веселовская. — И хотя с самого начала это плавание по далеким мирам не представлялось безопасной прогулкой, оно оказалось настоящим бурным испытанием и для художественного руководителя, и для франковцев».

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ