Не жалуйтесь, что народ бедный, но делайте, чтобы был культурный и тогда будет и материально счастливее!
Августин Волошин, украинский политический, культурный и религиозный деятель Закарпатья

Последняя весна Мирослава Скорика

Сегодня Киев прощается с гениальным композитором
3 июня, 2020 - 10:14
«МАЭСТРО» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Несколько месяцев выдающийся композитор, которому в июле исполнилось бы 82 года, известный педагог, искусствовед, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель, Герой Украины, лауреат Шевченковской премии, академик Академии искусств Украины тяжело болел, лечился в Феофании, но врачи не всесильны... О смерти маэстро сообщила жена маэстро Адриана Ярославовна Скорик, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Национальной музыкальной академии Украины. Прощание с покойным состоится 3 июня в Киеве в 11:30 в Патриаршем Соборе Воскресения Христова УГКЦ (метро Левобережная), во Львове — 4 июня во Соборе Св. Юра в 11:30, а похороны 5 июня на Лычаковском кладбище.

Тяжело смириться, что смерть оборвала жизненную страницу композитора. Мы были современниками гения, который оставил нам в наследство свою прекрасную музыку...

 Мирослав Михайлович Скорик родился 13 июля 1938 во Львове. Происходил из интеллигентной семьи (его бабушка была родной сестрой знаменитой оперной певицы Соломии Крушельницкой, которая первой заметила выдающееся музыкальное дарование мальчика). Начал учиться музыке в музыкальной школе во Львове в 1945 году. В 1947 году семья Скориков была репрессирована по политическим мотивам и выслана в Сибирь. Там Мирослав Скорик учился игре на фортепиано у ученицы Рахманинова Валентины Канторовой.

 После смерти Сталина семья смогла вернулась во Львов, где Мирослав в 1955—1960 годах учился во Львовской государственной консерватории (ныне — Львовской музыкальной академии им. Н. В. Лысенко) под руководством профессоров Станислава Людкевича, Романа Симовича и Адама Солтыса (класс композиции А .Солтиса, класс истории и теории музыки С.Людкевича). Его дипломной работой стала кантата «Весна» на слова Ивана Франко. В 1960—1963 годах учился композиции в%аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского под руководством проф. Д.Кабалевского. Завершил обучение в 1964 году с диссертационным исследованием на тему «Особенности лада музыки Сергея Прокофьева» и получил научную степень кандидата искусствоведения.

С 1963 года работал во Львовской, а с 1966 — в Киевской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (ныне Национальная музыкальная академия Украины им. Чайковского), преподавал теорию музыки и композицию (с 1971 — доцент, с 1985 года — профессор).

Мирослав Скорик — учитель многих известных композиторов. Среди них — Евгений Станкович, Иван Карабиц, Анна Гаврилец, Освальдас Балакаускас, Олег Кива, Виктор Степурко, Александр Козаренко, Богдана Фроляк Виктор Теличко, Иван Небесный, Леся Горовая, Владимир Зубицкий и многие другие. Был почетным сопредседателем Национального Союза композиторов Украины.

В творчестве композитора представлены самые разнообразные музыкальные жанры: опера, балет, «Реквием», концерты (для оркестра, для виолончели с оркестром, три фортепианных, два скрипичных), произведения для оркестра, камерных ансамблей разного состава, фортепиано. Поколение 60-х знает его знаменитые эстрадные песни: блюз-танго «Намалюй мені ніч», первый украинский твист «Не топчіть конвалій». Маэстро Скорик непосредственно участвовал в создании эпохального фильма «Тени забытых предков» Сергея Параджанова. Его опера «Моисей» — единственное произведение в Украине, получившее благословение Папы Римского Иоанна Павла II, а легендарная «Мелодия» считается «духовным гимном Украины».

ФОТО ЮРИЯ ПРИЯЦЕЛЮКА

Мирослав Скорик совершил редакции оперных произведений украинских классиков, среди которых «На русалчин Великдень» Николая Леонтовича, «Купало» Анатолия Вахнянина, «Роксолана» Дениса Сочинского.

В композиторской стилистике Скорик продолжал традиции львовской школы, придал модерну авторское видение украинского, в частности карпатского, фольклора и львовского городского и салонного музицирования, а также современной популярной музыки, прежде всего джаза. Его произведения с успехом исполняются в Украине, Германии, Франции, Австрии, Швеции, Голландии, Болгарии, Чехии, Словакии, Польши, Великобритании, США, Канаде и Австралии.

«МУЗЫКА МИРОСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА ОБЪЕДИНИЛИ ВСЕХ — И ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ НОТ, И МУЗЫКАНТОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ»

— Любое произведение Мирослава Скорика очаровывало, прежде всего, мелодичным звучанием. Эта особенность музыки Мирослава Михайловича объединила всех — и тех, кто не знает нот, и любителей, и музыкантов-профессионалов... Один из гигантов культуры ХХ века, Дмитрий Шостакович после просмотра фильма «Тени забытых предков», автором музыки которого является Скорик, написал в письме к маэстро: «с большим восторгом слушал вашу удивительно прекрасную музыку!»... Духовность и благородство заложены были в Мирославе Михайловиче генетически, ведь Скорик был потомком старинных галицких родов, все представители которых принадлежали к художественной, научной и духовной интеллигенции, — подчеркнула искусствовед Леся ОЛИЙНЫК. — Корни отца  уходили в старинный казацкий род, сам отец окончил философский факультет Венского университета, был заместителем Филарета Колесси в отделе львовской Академии наук. Со стороны матери родословную ведут несколько поколений священников. Прадед по материнской линии, Григорий Савчинский, является автором одного из первых стихотворений, написанных на украинском языке. Отец матери, Владимир Охримович — известный фольклорист и политический деятель. Тетя, Анна Крушельницкая — певица и профессор Львовской консерватории, а сестра бабушки — легендарная Соломия Крушельницкая. Много лет спустя Мирослав Скорик создаст посвящение своей «бабушке Соломие» — балет «Возвращение Баттерфляй» о ее творческом и жизненном диалоге с Дж. Пуччини...

С творчеством Мирослава Михайловича на украинскую эстраду ворвались авангардные ритмы и жанры. Старшие поколения помнят, какой популярностью пользовались шлягеры Скорика — твист «Не топчіть конвалій», танго-блюз, фокс-танго «Намалюй мні ніч», «Я тебя почекаю», «Нічне місто» и другие. Оказалось, что украинская поэзия, галицкая песня-романс и гуцульский фольклор прекрасно сосуществуют с ритмами американского рок-н-ролла, хали-гали, танго, босановы! Маэстро организовал и стал руководителем первого украинского ВИА «Веселые скрипки»...

«ТАЛАНТЛИВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ, ПРЕДСТАВЛЯВШИЙ СОВРЕМЕННУЮ МУЗЫКУ»

В 1963 г. М. Скорик стал самым молодым в то время членом Союза композиторов Украины и самым молодым педагогом! Когда ему исполнилось двадцать пять лет, начал преподавать сначала в Львовской, а с 1968-го — в Киевской консерваториях. Одним из его первых учеников стал Евгений Станкович, который был моложе своего учителя только на пять лет...

— Случилось так, что мы, ученики Бориса Лятошинского — Освальдас Балакаускас, Вячеслав Лиховид и я после смерти нашего незабываемого учителя, должны были завершать обучение у других педагогов. Тогда на кафедре композиции преподавали такие мэтры, как Андрей Штогаренко, Глеб Таранов, Николай Дремлюга, Анатолий Коломиец, — вспоминает композитор Евгений СТАНКОВИЧ. — Скорик, который только начал работать в Киеве, уже проявил себя очень хорошо такими произведениями, как «Гуцульський триптих»... Он был блестящий профессионал, получил прекрасное музыкальное образование. И студенты это хорошо чувствовали. Для нас, учеников Лятошинского, было очень важно и то, что Мирослав прекрасно знал, что происходит в современной мировой музыке. Ведь в классе Бориса Николаевича мы уже были хорошо знакомы с ее новыми направлениями. Поэтому мы, его воспитанники, отдали предпочтение молодому, талантливому профессионалу, который представлял современную музыку... Не могу смириться с мыслью, что Мирослав Скорик умер. Очень больно...

ОТ НАСЛЕДИЯ ДО «Я С ТОБОЙ»

По словам музыковедов, внимание к классическому наследию было важной частью деятельности Мирослава Михайловича. В частности, он расшифровал Львовскую февральскую табулятуру — уникальную нотную рукопись XVI в., которая содержит образцы итальянской, французской, польской, немецкой и английской музыки. Благодаря Скорику вернулась «Юнацька симфония» Н. Лысенко, оркестрованная и завершенная опера «На русалчин Великдень» М. Леонтовича, отредактированная и оркестрованная опера «Купало» А. Вахнянина. А знаменитые скрипичные каприсы Н. Паганини Скорик превратил в современный симфоническое произведение, которое впоследствии стало балетом «Каприсы» в Национальной опере. Знаковым оказался и новаторский балет «Перекресток» на музыку его трех скрипичных концертов (постановка Раду Поклитару с танцовщиками «Киев модерн-балета» раскрыли языком жеста, танца, каждую интонацию музыки М.Скорика, неповторимость красоты ее мелодий и образов)...

«День» также писал о знаковом событии, которое произошло марте 2019-го в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины — гранд-концерт, посвященный 80-летию со дня рождения композитора (в рамках международного проекта «Год музыки Мирослава Скорика»). Уникальность действа заключалась в том, что на одной сцене собралось около 200 музыкантов! Впервые в одной программе прозвучали все три концерта Мирослава Скорика для фортепиано с оркестром. Первый— «Юношеский» исполнила 13-летняя Анна Небаба, второй — Йожеф Эрминь (Львов) и третий — Станислав Христенко, который живет и работает в США. Во втором отделе в концертной версии винницких музыкантов прозвучала опера Николая Леонтовича «На русалчин Великдень» в авторской редакции Мирослава Скорика...

АВТОР ПОРТРЕТА — ВЛАДИМИР СЛЕПЧЕНКО

«Я с тобой» — так называется последнее произведение легендарного композитора, которое он написал в средние февраля и посвятил китайским медикам, которые борются с эпидемией нового коронавируса (COVID-19), а также всем людям, пострадавшим от вирусной инфекции... На создание композиции ушло десять дней, а на новую мелодию были положены слова на украинском, китайском и английском языках...

«СКОРИК — ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА НА МОЕМ ПУТИ»

— Первые мои воспоминания о Мирославе Михайловиче Скорике относились к 1972 г., когда впервые увидел на авторском концерте в Днепропетровской филармонии и звучала его сюита из фильма «Кам’яний господар» в исполнении симфонического оркестра под руководством Гургена Крапетяна — главного дирижера — который очень поддерживал украинскую музыку, — вспоминает Игорь ЩЕРБАКОВ, председатель Национального союза композиторов Украины. — Потом я поступил в Киевскую консерваторию, и гармонию на первом курсе у нас вел Мирослав Михайлович. До сегодняшнего дня во мне остались тетради с его задачами, он вместо задач по гармонии задавал написать прелюдии с модуляцией, скажем, из до-минора в фа-диез мажора. Это было и необычно, и интересно, он — послушав, сказал «Ну добьет, добьет» со своим знаменитым грассирующим «р». И еще — через один — два урока говорил: «Ребята, следующего урока не будет, потому что я еду (в Японию, Чехию, Германию....)». К сожалению, со второго нашего курса он ушел в докторантуру. Надо сказать, что его кандидатская работа по гармонии Бартока и Прокофьева была блестящей, докторскую он написал, но так и не защитил...

Но прежде всего была музыка! Его «Карпатский концерт» для оркестра и Виолончельный концерт в исполнении Марины Чайковской просто ошеломили нас, с одной стороны, а с другой, мы приобрели гордость, что тоже будем украинским композиторами и есть на кого равняться...

Всю мою жизнь Мирослав Михайлович поддерживал меня своим тихим словом и был всегда (как и Е. Станкович, и В.Сильвестров) путеводной звездой на моем пути. Я могу многое вспомнить, но сейчас прошло только три часа после его смерти, и меня охватывает очень большая грусть, Украина потеряла еще одного гиганта духа, признанного во всем мире, и я соболезную его дочери Милане, его внукам, его жене Адриане, и всем нам в связи с большой утратой украинского народа, который он так любил...

«МЫ ИМЕЛИ ЧЕСТЬ БЫТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ ГЕНИЯ»

— Неожиданно, горько, тяжело, а перед глазами у меня улыбающийся Мирослав Михайлович, — признается Владимир СИРЕНКО, главный дирижер Национального симфонического оркестра Украины. — Со Скориком нас объединяла большая творческая дружба и хорошие личные отношения. Мы с оркестрантами имели возможность не просто исполнять его произведения, а быть и первыми исполнителями. Недавно вместе с известным скрипачом Андреем Беловым записали 9 концертов Мирослава Скорика и за эти произведения получили прекрасные рецензии. Мирослав Михайлович — это уникальная личность в истории Украины, обладатель многих государственных наград и отличий. Значительное творческое наследие композитора включает оперу, балет, концерты, произведения для оркестра, различных ансамблей, фортепианные соло, музыку ко многим фильмам и театральным спектаклям, джазовую и популярную музыку. А его знаменитая «Мелодия ля-минор». Кинорежиссер Владимир Денисенко, который имел проблемы с цензурой во время съемок фильма «Высокий перевал», рассказывал, как попросил Скорика создать такую музыку, которая могла бы передать то, чего нельзя показать в фильме... Мирослав Михайлович с задачей справился, а со временем «Мелодию «Скорика стали называть «духовным гимном Украины», и это самое узнаваемое и чаще всего исполняемое его произведение. На гастролях в разных странах нам приходилось часто исполнять «Мелодию», и всегда звучали восторженные аплодисменты, будь то в Японии, Америке или в Европе... Мы рады, что и «Симфонию колядок» маэстро поручал играть нашему оркестру, а также свои прекрасные обработки фольклора... незабываемыми стали и два юбилейных концерта маэстро в Большом зале НМАУ, когда в одной программе впервые прозвучали три концерта Скорика для фортепиано с оркестром! Солистами выступили виртуозы: Первый — «Юношеский» исполнила 13-летняя Анна Небаба, второй — львовянин Йожеф Эрминия, а третий — экс-харьковчанин Станислав Христенко, США. Знаете, творческих мгновений было немало... Мы имели честь быть соотечественниками гения. Cкорик был музыкальной душой Украины!

«ИМЕЛА СЧАСТЬЕ БЫТЬ УЧЕНИЦЕЙ МИРОСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА»

— Для творческой интеллигенции, музыкантов, для всех украинсцев и не только нашей страны, но и мира, смерть Мирослава Михайловича — огромная утрата, которую еще мы не можем понять, — говорит Анна ГАВРИЛЕЦ, председатель Киевской организации НСКУ. — Мне почему-то казалось, что такие светлые и талантливые люди, как Скорик, никогда не умрут, а будут всегда жить... Мы имеем легендарное наследие композитора. Чувствую большую боль, потому что имела счастье быть ученицей Мирослав Михайловича. В 1984 году поступила в аспирантуру в Киевскую консерваторию, в класс профессора Скорика. Он был председателем государственной комиссии во Львовской консерватории, которую я окончила, и дал мне рекомендацию на продолжение обучения в Киеве. Очень благодарна Мирославу Михайловичу за уроки не только профессиональные, но и человеческие. Он поддерживал в трудные моменты жизни — прежде всего морально и духовно, а также не потеряться в этом мире. Скорик был жизнелюбом, высокий профессионал, автор гениальной музыки, которую мы будем еще долго и внимательно изучать. Он умел писать музыку в разных жанрах: симфоническую, камерную, инструментальную, вокальную, мелодии к кино, оратории, песни, романсы, джаз... все делал прекрасно! Его произведения будут жить и исполняться потому что они — прекрасны. Мирослав Скорик был и остается мастером мирового масштаба. Это был прекрасный педагог и основатель целой композиторской школы ХХ века: Иван Карабиц, Евгений Станкович, Олег Кива, Ярослав Верещагин, Виктор Степурко, Владимир Зубицкий и другие. Все его ученики такие разные. На уроках он очень осторожно делал замечания, когда по несколько раз прослушивал произведения студентов. Никогда не делал поспешных выводов. Говорил немного, по сути, и это всегда было в десятку, предлагал, как лучше проблему решить, и от этого произведение только выигрывал. Его методика казалась отстраненной, но каждый акцент был очень ценным. Он никогда не навязывал свои взгляды...

Мы знали, что последние месяцы Мирослав Михайлович имел проблемы со здоровьем, даже пришлось лечь в больницу, но верили, что все будет хорошо... а тут страшная весть — смерть унесла легендарного маэстро, человека-творца, человека-мелодию. Светлая память!

«День» выражает соболезнования родным и близким, ученикам и коллегам Мирослава Михайловича. Вечная память!

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ