Прерванная песня
30 ноября знаменитому эстрадному певцу Назарию Яремчуку исполнилось бы 55 летОн родился в маленьком селе около Вижницы, (в то время, когда об этих местах знали разве что в органах НКВД — как о ячейке сопротивления советской власти). А уже в 70-е годы об этом карпатском городишке узнали даже в далеком Бодайбо, что в Забайкалье. И к этому был причастен именно он — Назарий Яремчук, юноша, рожденный в селе Ривня на берегу Черемоша, в большой семье с украинскими традициями.
Дед будущего певца участвовал в строительстве церкви в селе, отец был достаточно образованным человеком (хотя имел 7 классов школы и любил читать — на протяжении всей жизни прятал на чердаке книжки, за которые можно было угодить в Сибирь). Старший брат Дмитрий воевал в отрядах УПА, попал в немецкий концлагерь, а потом выехал в Канаду. В 50-е годы ХХ века люди с такими традициями в бывшем СССР назывались «врагами народа»...
Зато на берегу Черемоша никто не запрещал петь. Назарка с детства слышал красивое пение отца и матери. У них были прекрасные голоса. И именно это наследие передалось ему. Как впоследствии он признался, «не с той ли народной песни «Копав, копав криниченьку», которой научила меня мать, начался мой путь на эстраду»?
ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ЭСТРАДЕ
В конце 1966 года в Вижнице Левко Дуткивский — тогда методист районного Дома культуры, а нынче — известный композитор — создает вокально-инструментальный ансамбль, которому судилось осуществить настоящий переворот в украинской эстрадной музыке. Ансамбль получил название «Смеричка», и первое его выступление прошло в новогоднюю ночь. Попасть на концерт этого самодеятельного коллектива было тогда мечтой многих юношей и девушек, ну а чтобы петь в «Смеричке»…
В 1968 году солистом ансамбля стал Василий Зинкевич. А в 1969-м начал приходить на репетиции молодой рабочий геологоразведочной экспедиции Назарий Яремчук (после занятий на шоферских курсах, на которых учился за направлением военкомата).
— На сцену вышел чудесной красоты юноша, — вспоминает Левко Дуткивский. — И полилась «Кохана» Игоря Поклада… Должен сказать, что я сразу почувствовал врожденный талант Назария. Его особый голосовой тембр отличался от других. Он имел хорошие естественные вокальные данные, чисто интонировал и хорошо ощущал ритм.
Для нового солиста Л. Дуткивский написал песню «Незрівнянний світ краси», которая стала своеобразной визиткой Назария Яремчука. С нею он участвовал в знаменитой в те времена телепередаче «Камертон доброго настрою».
ШЛЯГЕРЫ С БУКОВИНЫ
13 сентября 1970 г. — именно тогда впервые на всю Украину прозвучали ивасюковские «Червона рута» и «Водограй», а впоследствии снятые в первом украинском музыкальном фильме «Червона рута» (1971 г.). Название песни получила первая пластинка-гигант, вышедшая в 1980 г., которую он подарил отцу Владимира Ивасюка, сделав такую надпись: «Пісні Володi покликали мільйони людей. Покликали і мене. Бо вони зроняють у серце радість, сум і гордість».
В сознании людей того поколения навсегда осталось в памяти выступление на сцене концертной студии «Останкино» знаменитого буковинского трио: Владимира Ивасюка, Василия Зинкевича и Назария Яремчука, которые исполняли «Червону руту». Именно тогда, 1 января 1971 года, телезрители всего огромного СССР услышали о том, что на краю света, в Карпатах, есть городок Вижница, в котором живут эти талантливые юноши. Интересно, что все письма, поступавшие тогда в адрес автора песни и ее исполнителей отовсюду, а их было тысячи, почтальоны доставляли адресатам. Иногда были даже курьезы с адресами, например «Череповецкое телевидение. Ансамбль «Смерічка», или еще интереснее — «Карпатское селение Вижница. Автору песни «Червона рута».
Затем Назарий Яремчук в паре с новой солисткой ансамбля Мирославой Ежеленко исполнил «Водограй» В. Ивасюка в «Останкино». И опять был огромный успех у публики. Кстати, Владимир Ивасюк с глубоким уважением относился ко всем исполнителям своих песен. Назария он выделял за его удивительной красоты голос. Именно для Яремчука в 1979 году, накануне своей трагической гибели, композитор написал песню «Я ще не все тобі сказав», которую певец должен был исполнять в телеконкурсе «Песня года» на тогдашнем Центральном телевидении. К сожалению, после убийства В. Ивасюка пострадали и его песни — их редко кто осмеливался тогда исполнять. Только Назарий Яремчук все свои концерты всегда начинал с «Червоной руты»! А созданную для него «Я ще не все тобі сказав» впервые исполнил на Конкурсе памяти своего большого друга Владимира Ивасюка...
ВЕТЕР ПЕРЕМЕН
Всю свою творческую жизнь Назарий провел в «Смеричке». Менялись (а иногда их просто устраняли от работы) руководители ансамбля, музыканты и певцы, а Яремчук оставался неизменным лидером коллектива. Ему не было сладко в этой роли. От него требовали, но совсем не почитатели его творчества: даже не руководство Черновицкой филармонии, в которой он работал, а руководство области в лице работников обкома партии (они контролировали все процессы — даже в музыке и ваянии!), чтобы он навсегда оставался Назарчиком, который поет о «смерічках-чічках». А Яремчук вырос в могущественную творческую личность и стремился к самовыражению. Когда же предпринял шаг, предложив новую эстетическую концепцию, этого просто не допустили. В 1980 году на Украинском телевидении вышла концертная программа «Смерiчки», которая впоследствии была предана обструкции (с распоряжения Министерства культуры). Было строго-настрого приказано — подобных программ далее не готовить и все согласовывать с художественным советом!
Нечасто концерты «Смерички» проходили в Черновцах — коллектив гастролировал по всему необъятному пространству бывшего Советского Союза. Зрителей всегда было много, потому что Назария Яремчука любили — за его голос, красивую внешность и украинскую песню. Рассказывают о таком случае. Как-то «Смеричка» выступала в Казахстане. На одном из концертов привлекла к себе внимание женщина в зале — она все время плакала. Впоследствии выяснилось, что женщина эта — с Украины, и не по собственной воле приехала в казахскую степь, а была принудительно переселена...
Как написал один мужчина из Днепропетровска в 1995-м, у Назария «была большая душа гуманиста». Вероятно, именно это побуждало его ехать к нашим воинам в Афганистан и, рискуя здоровьем, выступать перед ликвидаторами Чернобыльской катастрофы.
Особый взлет творчества Назария Яремчука начался в конце 80-х годов, когда над Украиной повеяло ветром перемен. Певец словно сбросил с себя какой-то груз. Он был вдохновленный и смелый. В сентябре 1989 го в Черновцах состоялсяI Всеукраинский фестиваль «Червона рута», который стал откровением и для его участников, и для гостей. В Украину впервые приехали певцы диаспоры. Они исполняли на фестивале песни, которые совсем не нравились тогдашней власти, потому что в них пелось и о голоде 1933 года, и о репрессиях, и правде тогдашней жизни. Во время фестиваля с обкома партии поступило распоряжение: показать тексты песен, которые выполняли барды Андрей Панчишин, Эдуард Грач, рок-певцы Виктория Врадий и группа «Браты Гадюкины». Дошло даже до того, что приказали организаторам феста принести текст стихотворения Тараса Шевченко «Розрита могила» (песню на него создал Андрей Середа). А по окончании фестиваля было выдано распоряжение — все произведенные на фестивале аудио- и видеозаписи в эфир не выдавать !
На то время Назарий Яремчук на Черновицком телевидении вел музыкальную программу. Невзирая на запреты, он представил в этой программе телезрителям Украины запрещенные обкомом песни. А впоследствии, уже в 1990 году, Яремчук и ансамбль «Смеричка» дали благотворительный концерт в фонд возрождающегося тогда общества «Просвіта». Это также не всем нравилось...
Насколько певца любили в родных Черновцах свидетельствовало то, что где бы он ни появился, вокруг собирались люди и просто хотели с ним говорить. В жизни Назарий был очень скромным (и это стоит особенно подчеркнуть), безотказным человеком. Он мог запросто прийти в гости к выпускникам на школьный вечер. Мог приехать с концертом в наиболее отдаленное село, наиболее отдаленный колхоз. Яремчук ездил агитировать за демократических кандидатов во время избирательных кампаний. Он никогда не пренебрегал людьми.
Любила Назария очень разная публика. В его адрес приходили тысячи писем, причем не просто заявок, мол, выполните песню — это были исповеди, рассказы об успехах и поражениях, это были приглашения приехать в гости. Письма со всех областей Украины...
«КОЛИ СПІВАЮ — МЕНІ ЛЕГШЕ»
«Межа життя — 43. Лежу в лікарні після операції на шлунку. Все як крізь сон: лікарі, спілкування, відчуття безодні. П’ять годин проходила екзекуція. Лікар Haire сказав, що раку більше нема», — написал певец в дневнике. Друзья Назария помогли ему выехать в Канаду на лечение, надеясь, что западная медицина сможет ему помочь. Певец прошел обследование, знал свой страшный диагноз (рак желудка). Но операцию сделали с опозданием — она не помогла. Но даже будучи тяжело больным Яремчук продолжал выступать. После возвращения из-за границы Назарий появился на творческом вечере Юрия Рибчинского, и все отметили, как он похудел — только глаза, словно костер. Поэт Вадим Крищенко с грустью вспоминает, как зашел за кулисы сцены Певческого поля, где проходил концерт, посвященный Дню Киева, и увидел Назария. Тот извинился за недомогание, поставил несколько стульев и прилег на них, но быстро поднялся, превозмогая свои силы, улыбнулся: «Нічого, мине: коли я співаю — мені легше»... На сцену вышел стремительно, пел легко. Но когда поприветствовал публику рукой, то у него вышло как-то неуверенно, движения стали вялые, словно певец прощался со своими слушателями...
К сожалению, судьба неумолима. Жизнь выдающегося певца оборвалась очень рано. Но, может, действительно Господь ему «краще життя напророчив, щоб у райськім саду він співав», как написал поэт Степан Галябарда.
30 июня 1995 года певца нестало. Он лежал в вишиванке, а вокруг гроба стояло, скорбя, море людей... Его похоронили на центральном кладбище Черновиц. Посмертно Яремчуку присуждена Шевченковская премия.
ПАМЯТЬ
Сегодня во Дворце «Украина» состоится вечер памяти Назария Назаровича, на котором известные украинские эстрадные певцы исполнят его популярные песни и произведения, специально написанные для Яремчука.
Выпуск газеты №:
№209, (2006)Section
Культура