Президент Кукляндии
«Все — в НАТО!» — провозглашенный со сцены Киевского городского театра кукол лозунг насторожил зрителей: опять политика?
Ведь пришли на юбилей главного режиссера театра Сергея Ефремова. Со сцены актер успокоил публику и виновника торжества, расшифровав аббревиатуру: Национальный Академический Театр Отечества, т.е. НАТО. Таким захочет быть любой театральный коллектив Украины.
Городской театр кукол давно приобщает детское поколение к искусству. На вечере чествования «трижды» первого в своем деле Сергея Ефремова, на сцене красовались две цифры — «70» и «50». Семьдесят лет жизни, пятьдесят из которых отданы Театру кукол... Просто золотая свадьба. Только с кем целоваться под дружные возгласы «горько!» Сергею Ефремову? Например, с театральной кукольной ширмой (ей мастер верен многие годы). А первенство юбиляра, без сомнения, уникальное — первый украинский профессиональный режиссер кукольного театра, первый народный артист Украины среди кукольников и первый президент УНИМА (Международный союз деятелей театров кукол, существующий с 1929 года).
Юбилейный вечер Сергея Ефремова собрал дружное кукольное братство. Его поздравляли не только коллеги и его студенты кукольного факультета Киевского театрального университета, но и представители театров Донецка, Хмельницкого, Одессы, Днепропетровска. Было весело и по-семейному тепло. Верная спутница жизни Ефремова, одна из лучших актрис украинской кукольной школы Элеонора Смирнова вышла на сцену в пушистых домашних тапочках, да так и осталась в них до конца вечера...
Юбиляр, принимая поздравления, вспоминал и рассказывал о своем «кукольном» пути, который, оказалось, по затратам сродни шахтерскому труду. Ефремов продемонстрировал свои знаменитые концертные номера с кукольными ежиками, псом, дирижером... а еще вспоминал Сергей Иванович о самой любимой игрушке и с чего театр начался в его жизни:
— Если говорить о куклах, то я их любил с того момента, как помню себя. Так, с любимым тряпичным зайцем не расставался — спал с ним, таскал с собой повсюду, пока не затаскал настолько, что мама решила: дальнейшая жизнь зайца не соответствует никаким гигиеническим нормам и сожгла его остатки в печке. Для меня это стало трагедией... Только со временем появлялись новые кукольные любимцы. После войны наша семья из Ташкента переехала в Черновцы. Детство я провел в этом красивом буковинском городе. Вместе со своим племянником мы устраивал кукольные представления (у него было много красивых кукол, мы их потрошили, надевали на руки и делали спектакли за импровизированными ширмами на стульях). Я придумывал истории, сочиняли сценки. Однажды мама подарила мне настольный картонный кукольный театр, где была «Сказка о рыбаке и рыбке». Я сам склеил кулисы, занавес, фигурки двигались во время действия, я все это запускал, ставил по бокам две свечки и играл. Но как-то случился мини-пожар (сгорели кулисы и занавес), и мама запретила играть со свечками... Без моего театра было тоскливо, и я начал фантазировать, делал новые декорации, вырезал фигурки, продолжая играть. Наверно, уже тогда я хотел достичь того впечатления, которое поразило меня, когда в Ташкенте в шесть лет впервые увидел кукольный спектакль. Я был потрясен: ежик не только шел самостоятельно, но еще и открывал ротик, разговаривая! Это было открытием — куклы могут вести себя как живые. — У нас в Черновцах был кинотеатр, в котором я пропадал, участвовал в конкурсах; руководительница, видя мою активность, предложила заниматься в детском кукольном театре. Повела в мансарду и показала куколок, жутко примитивных, как я сейчас понимаю, но, увидев их, я влюбился навсегда. Ведь это были настоящие театральные куклы, они двигались, ими можно было делать настоящие чудеса. Сначала я участвовал в спектаклях как артист, а потом стал помогать реквизит делать. А однажды, когда не смогли прийти кружковцы, мы вдвоем с руководительницей кружка сыграли целый спектакль. Я решил, что стану настоящим кукольником.
— Вы решили пойти учиться?
— В то время ни одно учебное заведение в бывшем СССР профессионально не готовило кукольников, да и в мире только в Пражской академии был факультет театра кукол. Я решил освоить драматический театр, а потом работать в кукольном. Поступил в культпросветучилище, закончил его с отличием и решил поступать на режиссуру. Поехал в Киев с рекомендательным письмом комиссии по отбору талантливой молодежи, но на первом экзамене провалился. Обиженный уехал домой...
— Отказались от своей мечты?
— Наоборот, развил бурную деятельность, писал в кукольные театры, просил взять меня учеником. Откликнулся директор Львовского театра, и я в 1956 году уехал туда работать. Хорошо проявил себя как актер, но мысль о режиссуре меня не оставляла. Решил поступать на этот раз в Харьковский институт. Попал в замечательные условия, где поддержали мое стремление к кукольному театру. На практику ездил в Москву к знаменитому Сергею Образцову. Моими педагогами были ученики Таирова, Мейерхольда, Курбаса, которые рассказывали об этих мастерах театра. Учиться было интересно. У меня появились и режиссерские отрывки, но в какой-то момент я испугался — вдруг меня научат только драматическому, а кукольное искусство так и не освою? И я твердо решил — буду работать только в кукольном театре, и свое слово держу уже пять десятилетий.
— Вам пришлось общаться со множеством кукольных персонажей, а тот тряпичный заяц остался все же самым любимым?
— Конечно, помню его до сих пор, у меня фотография сохранилась: стою с ним в руках. Этот простенький зайчик, сам не ведая того, благословил меня на путь в прекрасную кукольную страну, которой я посвятил жизнь.