Прислушиваясь к камню
Накануне карантина в Национальном театре имени Леси Украинки состоялась резонансная премьера пьесы известного ирландского драматурга Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан»
Успешные лондонские гастроли Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки уже третий раз откликаются в активе этого коллектива. В советские времена считалось хорошим тоном ставить пьесы, которые имели успех в Москве, правда, часто истинным мотивом таких заимствований было завоевание художественной независимости, а иногда демонстрацией справедливости формулы: нет провинции в культуре.
Режиссер Кирилл Кашликов смело берется за воплощение лондонских хитов и ловко доказывает спектаклями «Вид с моста» по А.Миллеру, «Загадочное ночное убийство собаки» по роману М.Хелдона самоценность собственных сценических прочтений этих текстов в столице Украины.
Шотландский драматург М.Макдонах хорошо известен киевским театралам — «Человек-подушка» в КАМТМ «Сузір’я» (2014 г.), «Однорукий» в Киевском национальном академическом Молодом театре (2015 г.), «Братья» в Театре «Срібний острів» (2016 г.), «Кицюня» в Диком театре (2017 г.).
Премьера Театра им. Леси Украинки по пьесе М.Макдонаха «Калека с острова Инишмаан» радует глубиной прочтения (даже при некоторой философской перегруженности). Признанная среди театроведов как черная комедия, эта пьеса стала, скорее, трансцендентной драмой существования, которое, в отличие от трансцендентального, не относится к познанию через опыт.
ОБРАЗ ТІТКИ КЕЙТ ОСБОРН СТВОРИЛА НАТАЛІЯ КУДРЯ
Кажется, мощное движение жизни происходит в связи с приездом группы кинодокументалистов на соседний остров. До того, находясь в тяжелой стадии агорафобии, жители Инишмаана будто спарены на случай потопа. Заспиртованная старуха, которая общается проклятиями (Наталья Кудрявцева сумела придать ей черты симпатичной пьяницы) и ее сын-ньюзмейкер, который выменивает новости на продукты. Она пьет, он закусывает. В трактовке Виктора Сарайкина этот продавец новостей — ремесленник духовного производства, чем-то подобен А. Энштейну, в финале ошеломляет неожиданной душевностью.
Брат и сестра МакКормик — он будто сошел с ума -сладкие смоктушки и звездное небо заполняют смысл его существования. Рыжеволосый Александр Валюк придает этому персонажу черты солнечного романтика. Его рыжая сестра Ирина Бучко свою героиню привела на сцену ну прямо с улицы, и ее брутальность подается актрисой так, что вызывает улыбку сочувствия.
Врач (Петр Сова) и лодочник Малыш Бобби Беннетт (Александр Кобзарь) существуют в сосредоточенном ожидании — первый сдерживает кипение презрения, второму все же крышу срывает.
Тетушка главного героя (Наталья Кудря) — словно в тюрьме жизни, из которой живым не выбраться, в вечной немоте камня ощущает знаки судьбы. Взгляд ее, кажется, вмещает океан нежности вокруг островка ее жизни.
АНДРІЙ ПОНОМАРЕНКО (БІЛЛІ КЛЕЙВЕН) — ГОЛОВНИЙ ГЕРОЙ ВИСТАВИ «КАЛІКА З ОСТРОВА ІНІШМААН»
Тетушка у Елены Стефанской скоординирована в душе, внешне строгая, нежная и даже беззащитная хозяйка тайны острова-ковчега. Именно раскрытие этой тайны — трагедии рождения калеки — является скрытой, но главной пружиной развития детективного сюжета.
Слово «калека» на программке спектакля в форме почтового конверта выделено канцелярским штампом. Понятное дело, такой акцент режиссера настраивает на размышления об уродстве физическом и уродстве духовном.
В лондонском спектакле калеку играл исполнитель роли Гарри Поттера, симпатичный мальчик, сейчас атлетичный мужчина Д. Рэдклифф.
Внешние признаки увечья Билли Клейвена у героя Андрея Пономаренко одинаковые — дисплазия плеча и вывих ноги. Хотя в других прочтениях его играют и на костылях, и в инвалидном кресле, с признаками даунизма, часто педалируя инклюзивный аспект авторской характеристики персонажа. Пономаренко играет гордого изгоя. Говорят, что «поцеловать его согласилась бы только слепая девушка», а он смело отправляется в Голливуд, уверен в способности своим увечьем заинтересовать мировой кинематограф. Этот одиночка ищет диалога с каждым, но почему-то даже душевные тетушки как будто каменеют при нем.
Всему виной тайна его рождения, о которой узнают и зрители, и персонажи в финале. И для этого в танце островной жизни надо только один раз подпрыгнуть — в хореографии этот скачок подчеркивает волнение спектакля.
Сценография и костюмы Дмитрия Разумова с самого начала дают эмоциональную наводку, которая вызывает из памяти рисунки Ф. Гойи из серии «Капричос», иллюстрации Г.Сеймура к книгам Ч.Диккенса.
Конструкция из оконных рам и дверных проемов острова на сквозняке открывает каменную гряду, то ли кладбище, то ли защитный мол — кто как эти камни услышит.
Группа «чудиков» (на фото в программке-конверте их представляют прекрасные Гелена Сергутина и Екатерина Стариченко) приковывает глаз молчаливым и подвижным соучастием в эмоциональном узоре спектакля, который проявляется сначала медленно как фотонегатив под светом и постепенно набирает захватывающей яркости.
Проявление человечности в черной комедии о серой жизни происходит за счет смеха.
Марк Твен говорил: «Юмор приводит в действие механизмы мысли». С его тонким пониманием режиссер Кирилл Кашликов с осознанием клинча времени внимательным взглядом ведет сквозь его закоулки к вере в освобождение счастья из окаменения.
Выпуск газеты №:
№61-62, (2020)Section
Культура