Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Присвоение чуда

Итальянский режиссер Маттео Спиацци поставил в Киеве спектакль «Семейный альбом/Album di famiglia», билеты на который уже раскупили на несколько месяцев вперед!
17 января, 11:02
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КИЕВСКИМ ТЕАТРОМ ДРАМЫ И КОМЕДИИ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА

Маттео Спиацци — известный режиссер, актер, преподаватель драмы и организатор театральных событий. Работал в театрах Италии, Польши, Словении, Эстонии, Австрии, Беларуси, России, Эквадоре. Он специализируется на современной «Commedia dell’Arte» («Комедия масок») —  вид итальянского народного театра, спектакли которого создаются методом импровизации, с участием профессиональных актеров, одетых в маски. Маттео один из основателей проекта «THEAOMAI» (театр, университет, город) совместно с Университетом Вероны, неоднократно принимал участие в семинарах для «Театрального биеннале» в Венеции. «Семейный альбом/ Album di Famiglia» — первый спектакль итальянца Маттео Спиацци в Украине, и этот дебют оказался очень удачным.

После просмотра спектакля в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра во мне боролись два удивительно противоречивых желания: о своих впечатлениях хочется кому-то рассказать и в то же время хочется хранить в секрете увиденное, чтобы это чудо принадлежало только тебе. Ты прекрасно понимаешь, что это невозможно, потому что сам видел на премьере до отказа заполненный зал, то есть ты там был не один. Но то ревностное желание присвоить чудо — сильнее логики.

А впрочем, если захочешь таки поделиться с кем-то этим чудом, то тебя ждут не меньшие хлопоты.

Поскольку спектакль совсем без слов — ее чары сложно выразить словами! Это почти так же, как пересказывать музыку. Хотя, казалось бы, что здесь пересказывать? Все вроде бы элементарно: 1990-е годы, маленькая квартирка, где уживаются три поколения одной семьи. Привычный быт, привычные истории, привычные песни по радио и мексиканские сериалы по телевизору, привычные вареники и даже ароматы кухни. Художник Юрий Ларионов выстроил на сцене обычную двухкомнатную квартиру, стены которой при необходимости становятся прозрачными на всю глубину, следовательно, от вас ничего не скрывают. Вы видите именно то, что тысячу раз в своей жизни видели. Все просто как двери, при этом — открытые. Стоп, а где же чудо? Оно явно ощутимое — и в то же время неуловимое.

Можно попытаться войти с другой стороны и говорить о том, что это — современная интерпретация старинной итальянской комедии дель-арте (commedia delle’arte), где актеры в масках разыгрывают нехитрые импровизированные сюжеты на заданную тему (ах, ностальгические 1990-е годы!). Все это будет правильно — только все равно до конца не объяснит, где же пряталось ощущение чуда.

Возможно, секрет здесь вовсе не в ностальгии за прошлым и не в узнаваемости нашей недавней истории («ах, все это и в самом деле так было!»). Секрет — в магии игры, очищенной от быта. Следовательно, это спектакль не о том, что было, а о том, чего уже нет. Разница вроде бы и небольшая, но существенная — она делает зрелище счастливо мистическим, как сон, в котором сидишь за одним столом с теми, кого потерял.

Автор этих строк видел тот состав спектакля, где и мужские, и женские роли играли только мужчины (Олег Стефан, Антон Вахлиовский, Михаил Досенко, Александр Пискунов). Другая, женская версия (Татьяна Круликовская, Екатерина Качан, Анастасия Пустовит) говорят, получилась тоже замечательной.

Следующий показ спектакля состоится 24 января.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать