Прокофьев и Украина
Размышления, навеянные юбилеем нашего гениального землякаНа 120-летний юбилей выдающегося композитора в село Красное Донецкой области (раньше Сонцовка Екатеринославской губернии), где родился Сергей Сергеевич Прокофьев, приехало немало людей: известных певцов, музыкантов, дирижеров, представителей власти, просто почитателей выдающегося композитора, произведения которого чаще всего исполняются в мире. А еще из Лондона пожаловали внучки композитора, дочки младшего сына — художника и скульптора Олега Прокофьева (Корделия Прокофьева и Беатрис Форест-Прокофьева).
Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. Анатолия Соловьяненко задолго до даты начал готовиться к выдающемуся событию, поставив обновленный балет Прокофьева «Ромео и Джульетта». Как отметил директор театра Василий Рябенький, «мы возвращаем Прокофьева Украине». Парадоксально, но музыка «композитора планетарного масштаба», самая исполняемая в мире, сегодня нечасто звучит в Украине и, в частности, в Донецке. Хотя, по словам автора биографии Прокофьева Игоря Вишневецкого, опубликованной издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» (2009), «своей истинной родиной он считал Украину». Тем не менее, хочется верить, что после празднования юбилея нашего знаменитого земляка, ситуация изменится, ведь торжества в Донецкой области впервые прошли масштабно. Мероприятия под несколько длинноватым названием — Международная музыкальная резиденция «Музыка на века», организованная в рамках программы «Донецкая область — родина композитора Сергея Прокофьева» — проходили в селе Красное, где родился и рос композитор. Основное действо проходило в Музее Сергея Прокофьева, открытом в 1991 году и отреставрированном к юбилею, и на специально построенной сцене под открытым небом на фоне чудесной природы.
В музее, который размещен в помещении бывшей школы, где преподавала мать Сергея — Мария Григорьевна, открылась выставка фотографий и архивных материалов о жизни и творчестве Прокофьева. Один из экспонатных раритетов — рояль, клавишей которого касались чувствительные пальцы композитора. Многих гостей заинтересовал концерт, составленный из произведений молодых композиторов — студентов Донецкой государственной музыкальной академии им. Прокофьева — и учеников областной музыкальной школы-интерната для одаренных детей. Демонстрировались документальные фильмы о жизни композитора.
Запомнился публике концерт талантливой молодежи области — победителей конкурсов юных пианистов, лауреатов и дипломантов конкурса «На родине Сергея Прокофьева». А вот открытие художественной выставки под открытым небом на площадке около сцены едва не испортил дождь. Но все же акция состоялась. Свои работы продемонстрировали художники и лучшие студенты Донецкого художественного училища и школ искусств, мастера декоративно-прикладного искусства.
Отслужили молебен памяти Сергея Сергеевича Прокофьева в местном храме Петра и Павла, который был построен на пожертвования его родителей и в котором крестили будущего композитора. Божье благословение получили внучки композитора Корделия Прокофьева и Беатрис Форест-Прокофьева, а также все присутствующие. К памятнику Прокофьеву — первому памятнику композитору в мире, построенному в 1991 году, были возложены цветы.
Главное же мероприятие юбилейных торжеств — концерт вокально-симфонической музыки. Интересно, что дождь, который то накрапывал, то лил как из ведра целый день, перед концертом закончился, будто сама природа чествовала гения. В первом отделении звучали произведения Прокофьева, во втором — музыкальные шедевры украинских и западноевропейских композиторов. Бурю аплодисментов публики вызвал «Монолог Богдана» из оперы Данькевича «Богдан Хмельницкий» в исполнении солиста Большого театра Юрия Нечаева. В концерте принимали участие два симфонических оркестра — Донецкой областной филармонии и Донецкого театра оперы и балета им. Анатолия Соловьяненко с солистами из Донецка: Людмилой Шемчук, Анной Максудовой, Евгением Удовиным и Светланой Таран, а также приглашенные из России артисты — Юрий Нечаев из Большого театра, Виктор Коротич из Мариинского театра (Санкт-Петербург), Сергей Шеремет из Московского театра «Новая Опера».
Символично, что эти яркие исполнители, как и Прокофьев, — выходцы из Украины: Юрий Нечаев — из Антрацита Луганской области, Сергей Шеремет — из Новоазовска, Виктор Коротич — из Доброполья Донецкой области. Причем Шеремет и Коротич окончили Донецкую государственную музыкальную академию им. Сергея Прокофьева, а начинали свою вокальную карьеру в местном оперном театре.
— Музыка Прокофьева — космическая: осознание ее гениальности приходит постепенно. Она связывает ХХ и ХХІ век, причем в настоящее время звучит очень современно, по-новому, еще актуальнее и модернее, — подчеркнул Виктор КОРОТИЧ. — Я с радостью принял приглашение участвовать в концерте и посетить эти места. Очевидно, они имеют какую-то особенную энергетику, если дали жизнь гениальному человеку.
Кстати, украинская тема раскрывается в «Скифской сюите», опере «Семен Котко», которые, к сожалению, редко звучат в наших театрах. Да и вообще, истоки романтизма, лирического, эпического, душевной сказочности, образов, овеянных дымкой таинственности, а вместе с тем экспрессии музыки Прокофьева — в украинских народных песнях, легендах, сказках, обворожительности окружающей природы.
Трудно поверить, что о музыке молодого Прокофьева в начале ХХ века писали как «о ритмичном наборе звуков», а раздраженная публика в 1913 году покидала зал во время Концерта № 2 для фортепиано с оркестром!
— В Германии музыку Сергея Прокофьева знает каждый ребенок, но немногие представляют, что композитор родом из Украины, из Донецкой области, — рассказывает Клаус ЦИЛЛИКЕНС, Генеральный консул Посольства Германии в Донецке. — И, вообще, существует ошибочное мнение, что этот регион — промышленный край, где интересуются только футболом. В действительности, это не так. Прокофьев — большой капитал этого региона, и его нужно использовать для укрепления имиджа Донбасса и Украины за рубежом.
— В масштабах музыкальной вселенной музыка Прокофьева — это отдельная галактика, которая светится и восхищает нас своим неповторимым сиянием, поражает оригинальностью музыкального языка, яркой театральностью, — говорит главный дирижер Донецкой оперы Василий ВАСИЛЕНКО. — Продолжая традиции Мусоргского, Прокофьев открыл миру новую систему музыкальных координат, где органически сочетаются слово и музыкальная интонация.
Открытие музыкальной резиденции — это прекрасное начало, считает маэстро Василенко, первое зерно, из которого должен прорасти в Украине и, в частности, в Донбассе, целый комплекс культурологических мероприятий, связанных с чествованием памяти Сергея Прокофьева. Наряду с присвоением имени Прокофьева Донецкому аэропорту, стоило бы построить в столице Донбасса художественный комплекс «Прокофьев-холл», который объединил бы под своей крышей консерваторию, оперный театр, а также большой концертный зал, где звучало бы все музыкальное наследие композитора. Чтя память своего великого сына, Украина достойно заявила бы о своей европейскости.
Хочется верить, что так оно и будет относительно Прокофьева. Мы, украинцы, очень талантливый народ, а наша земля во все времена давала миру гениальные таланты, которые подпитывали другие культуры: русскую, австрийскую, польскую, чешскую... Может, не нужно ждать юбилея? Пора научиться ценить и уважать наши таланты при жизни, создавать им надлежащие условия для творчества, чтобы они не убегали из Украины.
Выпуск газеты №:
№115, (2011)Section
Культура