Перейти к основному содержанию

Путешествие по следам бойчукистов

06 января, 13:02

В Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины сделали проект о представителях славной художественной школы

В экспозиции выставки «Плеяда бойчукистов» - документы, письма, эскизы работ Михаила Бойчука и его учеников. Впервые это наследие представлено столь комплексно: данных о художниках мало, и они очень разрознены. Дело в том, что в конце 1920 годов бойчукизм попал в опалу советского режима. Поэтому некоторых художников, включая основателя течения, расстреляли, а их произведения были уничтожены.

«Мы не можем говорить о Бойчуке отдельно от его школы. Он работал вместе с учениками, даже некоторые работы они подписывали "Мастерская Бойчука"», - рассказывает научный сотрудник ЦГАМЛИ Оксана Олейник. Именно ученики Бойчука сохранили кое-что из его наследия, прежде всего эскизы работ. Советская власть уничтожила три этапных произведения Михаила Бойчука: росписи Луцких казарм в Киеве, фрески в санатории имени ВУЦИК в Одессе и росписи Червонозаводского театра в Харькове. Наброски и черно-белые фотографии этих фресок есть на выставке в Центральном архиве-музее.

Падалка "Праздник урожая", вариант эскиза, 1932-1933, фотокопия

Герои бойчукистов - «советские люди», прежде всего крестьяне. Впрочем, художников обвиняли, что красноармейцев они рисовали «неправильно», как апостолов. «Современники писали, что в санаториях, которые расписывали бойчукисты, «хорошо, как в церкви». Художники создавали определенное сакральное пространство», - отмечает Оксана Олейник.

Некоторые представители школы спаслись от репрессий в Москве - так получилось с художницей Оксаной Павленко. В 1960-70 годах с художницей общались исследователи, она стала основным источником информации о бойчукистах. Интересные письма Оксаны Павленко с воспоминаниями, представленные на выставке в ЦГАМЛИ. Так, художница пишет, что Бойчук неохотно принимал в ученики женщин - считал, что впоследствии те выйдут замуж и забросят искусство.

Фотокопия работы учеников Бойчука, 1920-1930

Произведения бойчукистов и сегодня под угрозой уничтожения. Во время подготовки выставки в Центральный архив-музея обратились представители Новокаховского общества охраны культурного наследия. Активисты прислали фотографии зданий, которые в 1950 годы украшал последователь Бойчука Григорий Довженко. Оксана Олейник рассказала: «В центре Новой Каховки хотят снести старые здания с отделкой Довженко, чтобы построить что-то новое. Представители местного общества охраны культурного наследия стремятся сохранить эти работы и привлекают к проблеме внимание общественности».

В свое время бойчукисты поразили Европу, где их творчество назвали неовизантизмом. Сам Бойчук учился и работал в Польше, Германии, Франции - часть его документов и произведений хранится там. Бойчукисты колоссально повлияли и на украинское искусство. Художественные работы Михаила Бойчука, его учеников Василия Седляра и Онуфрия Бизюкова есть в экспозиции Национального художественного музея Украины. С идеями школы перекликается творчество шестидесятников, сегодня они вдохновляют студентов Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука.

Седляр "В школе ликбеза", рисунок 1924-1925, отпечаток

«Сначала хотели представить на выставке и работы студентов института имени Бойчука, но не получилось. Эта молодежь «варится» в теме, исследует ритмику монументальной живописи. Искусствоведы тоже интересуются бойчукистами, но персоналии этих художников еще не раскручены. Надо рассказывать о бойчукистах, популяризировать их наследие. Это - самобытная украинская школа с богатыми европейскими традициями», - убеждена Оксана Олейник.

Выставка «Плеяда бойчукистов» продлится в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины в Киеве до 6 февраля.

Текст Марии ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать