«Рафинированный» интеллигент
Так бывшие власть имущие советской эпохи называли Павла ТычинуНакануне 120-летнего юбилея о выдающемся поэте и ученом, музыканте и художнике, чиновнике советской эпохе и незаурядной личности рассказывает его правнучка Татьяна Сосновская, которая ныне является директором Литературно-мемориального музея-квартиры Павла Тычины в Киеве.
Перед началом нашей беседы Т. Сосновская показала рисунок-эскиз юбилейной монеты из серебра, номиналом в пять гривен, которую на днях выпустил Национальный банк Украины. На ней необыкновенный образ молодого Павла Тычины воплотил художник Владимир Атаманчук. Перед работой он погрузился в творчество поэта, побывал в музее, перечитал много его стихов и сам подобрал слова, которые вычеканил на монете. По словам Татьяны Викторовны, образ удачный: «Тычину-поэта мы знаем хорошо, можем себе представить человека академических знаний — Тычина-художник представлен здесь частью картины. Но, к сожалению, нигде не вместилась музыкальная грань дарования Павла Григорьевича. Может быть, хотя бы к 125-летию со дня рождения мы покажем и Тычину-музыканта».
Павел Тычина родился в селе Пески на Черниговщине 23 января 1891 года (традиционная дата 27 января является датой крещения, так записано в найденной в Киевском городском архиве по делам Коммерческого института выписке из церковной книги), он был седьмым ребенком сельского дьяка Григория. То, что отец был дьяком, являлось свидетельством не только серьезного религиозного воспитания в семье, но и, прежде всего, воспитания музыкального. Ведь, кроме церковных и общественных дел, Григорий Тычина находил себя в музицировании. Мать и все дети также имели музыкальные способности. Павел был прирожденным музыкантом, у него был абсолютный слух, и прирожденным художником... С 1912 г. Тычина начинает печататься в журналах «Літературно-науковий вісник», «Рідний край», «Український дім», «Основа» и др. В 1913—1914 гг. он публикует рассказы «Вавілонський полон», «Богослів’я»... Разные критики пробовали отнести ранние произведения Тычины к определенной литературной школе, однако поэт не причислял себя к какому-либо направлению. При этом соглашался, что на его произведениях сказались влияния поэтики символизма, импрессионизма, даже футуризма и имажинизма.
Заметное место в творчестве Павла Тычины занимает стих «Памяти тридцати», впервые опубликованный в газете «Нова Рада» в марте 1918 г. и посвященный памяти погибших в бою с войсками Муравьева под Кругами киевских студентов, впоследствии похороненных на Аскольдовой могиле:
На кого завзявся Каїн? Боже, покарай! — Понад все вони любили Свій коханий край. Вмерли в Новім Заповіті З славою святих. — На Аскольдовій могилі Поховали їх.
К сожалению, этот поэтический реквием после 1918 г. вплоть до нашего времени никогда больше не печатался. Критика эпохи тоталитаризма сделала все, чтобы обеднить творчество Тычины, похоронить в безвестности или исказить некоторые его произведения, выставляя в школе напоказ и предлагая детям для изучения некоторые и вправду неудачные строки поэта. Основными произведениями мастера являются «Сонячні кларнети», «Замість сонетів і октав», «Плуг», «Вітер з України», «Похорон друга», «Сковорода» и другие. Сегодня, к счастью, стихотворения поэта возвращается к читателям в неискаженном виде.
ЦВЕТНАЯ МУЗЫКА
— Не все знают, что Павел Григорьевич был непревзойденным дирижером, — рассказывает Татьяна СОСНОВСКАЯ. — Во время учебы в Черниговской духовной семинарии он дирижировал сводными хорами в Черниговском народном доме, ныне Черниговская филармония. В семинарии Тычина играл в оркестре на флейте, кларнете и гобое. Сам научился играть на фортепиано и бандуре. Хорошо разбирался в музыке. Его друзья-композиторы приходили к нему домой, чтобы подобрать последний аккорд к его же поэзии. Тычина в каждом звуке видел цвет. Он говорил: «Эта музыка — сизо-фиалковая», или: «Эта поэзия свеже-зеленого цвета». Так что, несомненно, не случайными были его путешествия с хоровой капеллой Кирилла Стеценко по Правобережной Украине, создание хора рабочей молодежи, неслучайным был и рояль в доме Тычины. Когда к нам в музей приходили пожилые киевляне, они рассказывали, как, в детстве гуляя у дома, слышали из окон прекрасную музыку. И думали, что в том доме жил композитор или музыкант. Но рояль в доме был только у Павла Григорьевича. У других жителей музыкальных инструментов не было...
В музее выставлено более десяти рисунков Павла Григорьевича. Сохранившиеся после его смерти рисунки супруга поэта, Лидия Петровна разместила в интерьере. Учителем рисования в Черниговской гимназии у Тычины был Михаил Жук, который закончил Краковскую академию искусств с двумя серебряными медалями. Он готовил Павла к поступлению в Петербургскую академию искусств. Но у мальчика рано умер отец, мать осталась с девятью детьми на руках и не могла собрать средства на поездку. Сегодня искусствоведы признают, что у Тычины было безупречное ощущение пространства, гармонии. Так что если бы он только доехал до Петербурга, обратный билет ему бы уже не понадобился.
В 1924 году Павел Григорьевич рассказывал Ивану Сенченко о своем детстве. Дело в том, что когда мальчик приезжал домой на каникулы, то привозил с собой краски от Михаила Жука и какой-нибудь инструмент, который давал ему руководитель хора. Один из преподавателей семинарии рассказывал, что Павлуша был настолько одаренным, талантливым мальчиком, что хотел научиться играть на всех 36 инструментах, которые были в оркестре. Мать, радуясь приезду своих сыновей-семинаристов — в семье учились сразу четверо детей, — одалживала деньги по селу, чтобы как можно лучше накормить гостей. Но односельчане не давали взаймы, говоря: «Что же ты нищенкой прикидываешься? А где твой сын берет деньги на краски и музыкальные инструменты»? Мать умоляла Павла избавиться от его любимых вещей, потому что односельчане попрекают ее этим. Ему было невыносимо слышать, как его любимую маму называли «нищенкой». Так что приходилось идти под старую яблоню и читать. «Так родился поэт, хотя бы может лучше было бы, если бы он стал музыкантом или художником», — рассказывал сам П. Тычина.
В 1924 году поэт уже испытывал на себе гнет цензуры, который не давал ему выразить все эмоции. И переживания за судьбу Украины ему, наверное, в большей степени удалось бы передать через музыку или рисунок.
КОМИССАР ОБРАЗОВАНИЯ УССР
— Из семейных преданий зная о Павле Григорьевиче, я не представляю, как он мог быть чиновником. Должно быть, у него были хорошие помощники. Тычину назначили народным комиссаром образования УССР в 1943 году, но он приехал в Киев в 1944-м, после того, как город был освобожден от фашистов. На министерском посту Тычина находился до 1948 года. Это были тяжелейшие времена для нашей страны, когда нужно было отстраивать разрушенные школы, обеспечивать педагогическими кадрами, отоплением, школьным инвентарем, учебниками... В то время Министерство образования занималось и музейными учреждениями. То, что после войны образование осталось украинским, что дети учились по украинским учебникам, всецело является его заслугой. Чтобы оказывать влияние на школьную политику, Павел Григорьевич, которому тогда было за 50 лет, подал заявление в партию. Его приняли сразу, без кандидатского срока. Тычина заботливо относился к учителям. Предпочитал общаться не с директорами, а лично с преподавателями. Вникал в учебный процесс, спрашивал о проблемах, интересовался программой. Учителя были с ним откровенными. Павел Григорьевич пытался их как-то поддержать. Учителя даже не понимали, что он часто вынимал из ящика собственные деньги, так как говорил: «Это вам премия от Министерства образования». Просвещенцы были счастливы, не зная, что в комиссариате нет денег даже на восстановление школ... В Песках односельчане сейчас жалуются, что в сожженном во время войны его родном селе Тычина построил одноэтажную школу. А был ведь министром, говорят, можно было бы построить и двухэтажную.
ТЫЧИНА ЗНАЛ 20 ЯЗЫКОВ!
— С должности председателя Верховного Совета УССР, которую Павел Григорьевич занимал в 1953—1958 годах, ушел в отставку по собственному желанию. Он ознакомился с Законом об укреплении связей жизни со школой, в котором по желанию родителей предполагалась постепенная отмена изучения украинского языка для детей военнослужащих. В этом законе Тычина увидел попытку русификации образования, чего не мог допустить. Тогда все принимали единогласно. Павел Григорьевич заявил, что закон сырой и его нужно доработать. Тогда его по телефону предупредили, что ему пора уйти с должности и что нужно уволиться «по состоянию здоровья». Следующее заседание Верховного Совета началось с такого заявления, которое единодушно приняли. Выбрали нового председателя и первым же вопросом рассмотрели Закон об укреплении связей жизни со школой. Тычина прожил после этого почти десять лет. Так что проблема была не в состоянии здоровья.
Мало кто знает, что Павел Григорьевич был также хорошим переводчиком. Мы говорим школьникам о том, что у Тычины не было высшего образования. Так сложилось в жизни, что коммерческий институт, переведенный в Саратов, Тычина не закончил. Это было в 1914 году. У Тычины была принципиальная позиция — он работал только в украиноязычных изданиях. Тогда там платили намного меньше, чем в русскоязычных. Этих средств не хватало, чтобы ездить на сессии, так что пришлось оставить учебу.
Мы объясняем посетителям музея: если человек трудолюбивый, перед ним непременно откроются широкие горизонты. Тычина писал не только стихи, он написал столько научных статей, что ему сразу же дали звание академика. Уже после этого он защитил докторскую диссертацию, без кандидатской.
Собственными силами Павел Григорьевич изучал иностранные языки. Сначала знал только три — английский, немецкий и латынь. Остальные выучил самостоятельно. Когда уже знал грамматику и слова, нанимал учителя, который помогал ему поставить речевой аппарат, чтобы можно было говорить. Сейчас мы констатируем, что Тычина в совершенстве знал почти 20 языков! А переводы его на украинский сохранились, ни много ни мало, с 40 языков. Его знание иностранных языков было таким, что он мог приехать в Париж или Софию и свободно там общаться с теми, кто его встречал. Близкие, знакомые подчеркивали благородство и культуру его поведения. Он всегда стоял в стороне от шумных увеселений. Бутылка вина перед ним — это нонсенс. Мероприятия, на которых руководителем был Тычина, проходили изысканно, благородно, духовно, интеллигентно. Недаром же его называли рафинированным интеллигентом.
ИЗ АРХИВОВ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
— Когда открылись архивы Службы безопасности Украины, наш Музей, а также черниговский исследователь обратились с просьбой показать дела о братьях Тычины. В 1923 году одного брата арестовали за то, что он был благовестник-организатор Украинской автокефальной церкви. Второй брат в 1937—1938 годах работал в редакции нежинской газеты и был арестован по делу о контрреволюционной деятельности. В это время Тычина пишет заявление, в котором просит освободить его по собственному желанию от должности директора Института литературы, который он возглавлял в 1930-е годы. Причина — невозможность заниматься поэзией. На самом же деле он мало создал именно в то время. Ему было нелегко. И в Киеве, и в Харькове он ежедневно ждал ареста.
МУЗЕЙ В ПЕСКАХ
— Меня беспокоит ситуация, сложившаяся на малой родине Тычины, в его родовой усадьбе. Павел Григорьевич умер 16 сентября 1967 г. А за полтора года до этого была его последняя поездка в деревню. Он приезжал туда нечасто. Прах братьев и сестры после смерти матери развеян по Украине. Сам поэт 13 лет жил в Харькове, затем — Институт литературы, арест брата, которого Павел Григорьевич забрал домой и долго вытягивал из депрессии. Потом война, и четыре года он работал на должности народного комиссара образования. Но духовную связь с селом он чувствовал всегда. Тычина выписывал газеты и журналы в сельскую школу, библиотеку и знакомым. Лично контролировал, получают ли подписчики почту.
Когда село сгорело, братья умоляли Павла Григорьевича туда не ездить. Там погибли почти 800 человек. В 1943-м односельчане написали письмо, в котором говорилось о том, что во время войны фашисты закрыли всех крестьян в церкви и подожгли. И что будто там сгорела его племянница Оля с детьми. На самом же деле ее убили на пороге собственного дома, но это сделал партактив, чтобы растрогать поэта и сформировать определенное мнение и отношение к событиям того времени, написали Тычине неправду. После войны Павел Григорьевич узнал, что Оля с дочерьми похоронены на собственном дворе, но легенды уже обошли все газеты и учебники. Так формировалось идеологическое мнение...
Старший брат Павла Григорьевича, Иван после войны решил вернуться жить в родное село. Тогда на семейном дворе увидел скромную могилку Оли с детьми, которую впоследствии перезахоронили рядом с родительскими могилами. Иван Григорьевич организовал в школе хор, который до сих пор помнят односельчане. А в 1967-м к нему обратились с предложением, чтобы на семейном подворье построить музей Павла Тычины. Начали возводить его рядом с домом брата. Через два года Иван умер. А на музее появляется табличка, что он строится по случаю... 50-летия Октябрьской революции. В 1972 году он получил название — Музей истории села Пески, где всего лишь одна крохотная комнатушка была отведена поэту. Лидия Петровна, которая давала пожертвования на строительство, но была скромной женщиной, ничего не могла сделать против компартийной номенклатуры, которая в те годы была в полной силе. Так продолжалось долгое время. Но как-то Анатолий Погребной, начавший свою деятельность историком в Песковской школе, заявил, что в селе должен быть музей Тычины. По его письму создается комитет, выделяется 127 тысяч советских рублей, приводится в порядок площадь перед домом, прокладывается десять километров дороги, по воспоминаниям родственников восстанавливается дом семьи поэта, ставится памятник, но и дальше музей остается под прежним названием. Работники показывают посетителям только дом Тычины, но название музея остается все тем же. И лишь после провозглашения независимости начинает развиваться туристический бизнес, на трассе появляется табличка «Музей Тычины». Но только на трассе.
Моя мама — внучка старшей родной сестры Павла Григорьевича. Последние годы, когда мама болела, она до того переживала за Пески, что все время говорила: вот подлечусь, и мы обязательно туда поедем. Но сложилось так, что почти четыре года мы туда не ездили. Когда мама умерла, приехали и просто не узнали музей. Она даже не огорожен. На дворе пасутся гуси, к дереву привязана корова, а сам музей закрыт...
Когда, наконец, попали в помещение, которое строилось в 1967 году, то увидели, что там все застыло на уровне 20-летней давности. Мы начинаем думать, как помочь музею. А где-то через две недели Михайлина Коцюбинская позвонила и рассказала, что к Сверстюку приехал зять из Германии. Они взяли такси, чтобы приехать в Пески в музей Тычины. Подошли к нему, но там было закрыто, никого нет. Директора музея так и не нашли. А руководители района совсем не знали, что музей работает только изредка и даже не носит имени Павла Тычины. Они мне не поверили, пока не подняли документы и не убедились в этом.
Когда я спросила, почему нет акта на землю, меня обвинили, что хочу приватизировать музей и земельный участок. А когда я в школе создала музей-галерею — ведь Тычина был замечательным художником, — меня начали упрекать, что я разгромила музей и забрала оттуда ценные экспонаты. Мы предложили назвать музей в семейной усадьбе именем Павла Тычины, но руководители района и села требовали сохранить старое название музея, аргументируя это тем, что в селе выросло много известных земляков. На одном из заседаний районного совета мне их перечислили. Здесь были депутаты Верховного Совета УССР, передовики производства, партизаны. И где-то на 16-м месте был Тычина! Мне стало больно от этого. Сегодня я бываю в Песках чуть ли не каждую неделю. Провела небольшое анкетирование среди учеников района, и очень многие из них не называют Павла Тычину своим земляком, даже не были в его музее. Но кто там был, никто не назвал его музеем истории, а только музеем Тычины. Полгода назад его, наконец, переименовали в Историко-мемориальный музей Павла Тычины, хотя правильнее было бы название — Литературно-мемориальный музей. Вот это огорчает больше всего...
Потомков поэта жизнь разбросала по свету. Вместе держатся только те, кто живет недалеко от Киева. За их средства мы издаем подарочный вариант сборника стихотворений Павла Тычины «Послав я в небо свою молитву». Программа «Украинская книга» не была утверждена, так что там это произведение в ближайшее время не выйдет. Надеемся, что это произойдет в следующие годы. А еще мы устраиваем поэтический праздник в городке Бобровице на Черниговщине. Там уже десять лет проходит конкурс «Добридень тобі, Україно моя», где есть литературная номинация. Ко мне дважды обращались люди с просьбой помочь молодым литераторам. Грустно, что за десять лет стихотворения поэтов, участвовавших в конкурсе, кроме районной газеты, никто не напечатал! А там были действительно талантливые поэты. Давно пора их поддержать. Мы решили издать книгу 16 поэтов Бобровицы «Як хочеш буть поетом». И сделать презентацию в Национальном союзе писателей.
Черниговская областная администрация откликнулась и создала оргкомитет по празднованию 120-летия поэта. В ноябрьское ненастье заместитель председателя облгосадминистрации Виктор Тканко повез чиновников в Пески — в школу имени Тычины и музей. Уже составили план помощи школе, музею. Область выделила средства на приведение музея в порядок. Весной, возможно, в мае, надеемся устроить праздник. 27 января в Чернигове пройдет чествование поэта. Хочется верить, что там праздники пройдут должным образом. Думаю, что итоги конкурса «Добридень тобі, Україно моя» нужно провести в Песках, а не в Бобровице, как планировалось раньше.
КИЕВСКАЯ КВАРТИРА ПОЭТА
— Музей Тычины в Киеве принимает посетителей уже более 30 лет. В основном это школьники и студенты. Впрочем, в последнее время увеличилось семейное посещение. Особенно в субботу и воскресенье. А восемь лет назад мы сделали для посетителей воскресенье бесплатным днем. Эти наши усилия увенчались успехом. Приходит много молодежи. Приятно наблюдать, что музей стал своеобразным тестом для молодых семей. Хорошо, что для проверки уровня духовности молодые люди выбирают наш музей, что содействует объединению семьи и воспитанию ее в патриотическом духе.
В выставочном зале уже более десяти лет демонстрируют свои работы молодые художники из разных городов и регионов Украины. Мы стараемся продолжать линию Павла Григорьевича, оказывавшего деятельную поддержку молодым талантам. Проблемы с помещением, с которыми музей столкнулся полтора года назад, сейчас уже решены. Музей продолжает принимать посетителей.
Досадно лишь, что вокруг имени Тычины сложился какой-то непривлекательный стереотип, поддерживаемый определенной когортой. Люди, которые намного раньше по возрасту, чем Тычина, вступили в партию и пользовались всеми привилегиями от этого вступления, сегодня об этом забыли. Они даже не знают биографии Тычины, того, что он пошел туда лишь потому, что на то время был народным комиссаром образования и должен был как-то влиять на политику школ.
Когда появился первый сборник стихов «Сонячні кларнети», критики очень хорошо откликнулись. Первые поэтические попытки были удачными и одобрялись. Но со временем поэзия Тычины была подвергнута критике, появилось много завистников, которые выискивали негатив. Тычина был довольно деликатным, мирным, отстраненным от борьбы, от того, чтобы расталкивать кого-либо локтями. Он был человеком, который в одиночестве смотрит в небо. И тогда в его творческом воображении рождается поэзия. Счастливая или горькая. Все зависит от того, насколько больно его кусают. Он не умел огрызаться.
Теперь же, зная историю, можно научиться читать Тычину между строк. И понять, какие мысли он вкладывал в то или иное стихотворение. У него в каждом слове есть подтекст. Просто надо уметь это ощутить. Не каждый на это способен, так как нужно не только любоваться красотой слова, но и углубляться в содержание, где коротким предложением ему удается высказать то, что накипело на душе.
Наша цель — научить читателей видеть не только эстетику, но и философию поэзии. У нас в 1920—1930-е годы многие стихи Тычины либо были запрещены вообще, либо печатались лишь один раз и больше не издавались. И именно тогда у Тычины появились строки, характеризующие его как человека украинской гражданской позиции.
Среди юбилейных мероприятий — презентация аудиокниги поэзии Тычины с лирикой и стихотворениями об Украине, «Сила и нежность боли», которую записал Александр Быструшкин. Обсуждение этой творческой находки проходило в нашем музее — об этом «День» писал в № 199 за прошлый год. Запись рассчитана на 40 минут, то есть это почти школьный урок. «Этим диском могут пользоваться учителя, так что он должен быть безупречным», — такого мнения Александр Павлович. В аудиокнигу вошли стихотворения Павла Тычины об Украине, его лирика. Стихи исполняются под музыку современника, друга поэта — композитора Бориса Лятошинского. Презентация диска состоялась в Доме учителя, а в Национальной филармонии в феврале пройдет вечер, посвященный выдающемуся мастеру.
Выпуск газеты №:
№9, (2011)Section
Культура