Перейти к основному содержанию

Роман БАЛАЯН: Не люблю мышиной возни!

Через газету «День» киномастер сделал заявление о том, что слагает полномочия председателя экспертной комиссии «Держкіно»
22 сентября, 20:28
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Реформы, которые объявлены в украинском кинематографе, не обходятся без первых лиц нашего кино, одним из которых является почитаемый зрителями и коллегами известный кинорежиссер Роман Балаян. Как они проходят и чем «грозят» в будущем, рассказывает мэтр кинематографии.

— Роман Гургенович, в последнее время в украинском кинематографе происходят некоторые «шевеления» относительно его развития в обозримом будущем. Началось это с того, что было объявлено о 120 миллионах, выделенных на этот год на кинематограф. Все невероятно воодушевились, и каждому захотелось «отщипнуть» сладкий кусочек государственного «пирога». На днях в СМИ прошла информация о создании фонда поддержки отечественного кино («Киноарсенал»), который будет курировать депутат Верховной Рады, сын Президента Украины Янукович-младший. Это задекларировано в разосланном журналистам пресс-релизе. В состав рабочей группы включены такие столпы украинской культуры, как Роман Балаян и Богдан Ступка. Расскажите об этом новом кинофонде, какие его функции и ваши обязанности как члена оргкомитета?

— Сразу замечу, что из денег, выделенных на кино, на фильмы уйдет всего около 70-ти (!), потому что 50 миллионов пойдут на покрытие прежних долгов. Что касается фонда поддержки отечественного кино «Киноарсенал», то принцип работы таков: создаются логичные пары — меценаты — производство, спонсоры — образование, СМИ — популяризация, зарубежные фонды — инфраструктура, партнеры по проектам — реформы. То есть все это делается для того, чтобы придумать, как инвесторов и спонсоров заинтересовать украинской кинопродукцией. Случится это скоро или нет? Не знаю, но довольно серьезная идея, и все это так хорошо разрисовано, написано, что хочется верить в хорошее. То, что там фонд взял под опеку сын Президента, может, поможет быстрее начать работу. Не вижу в его участии никакого негатива. Кто бы ни сидел с нами в рабочей группе, если я с чем-то не согласен, то меня никто не сможет заставить делать то, что я не считаю нужным делать.

— Как граф Лев Толстой был «зеркалом русской революции», вы сегодня — самый яркий представитель отечественного кино?

— Я так не думаю, и вообще не очень люблю состоять во всяких общественных организациях. Не люблю, однако упрашивают, и я, будучи мягкотелым, соглашаюсь... Так я оказался в оргкомитете «Киноарсенала» и в экспертной комиссии «Держкіно», где являюсь председателем. А еще из СМИ узнал, что меня включили в комиссию или жюри по организации 200-летия Тараса Шевченко. Хотя человеку, который мне предлагал сие почетное участие, я сказал категорическое нет...

— Мы не раз говорили с вами о том, что хоть и пытаются провести какие-то реформы, но за последние 20 лет в кино нет закона о кино, который все ждут...

— Что-то уже есть, например, убрали НДС...

— Да, вносятся коррекции, но четко прописанного, принятого, а главное, работающего закона о кино или закона о меценатстве до сих пор нет, что, кстати, необходимо, судя по структуре «Киноарсенала»?

— Не важно, есть или нет, нужно начинать работать, а не ностальгировать о том, что было. В фонде поддержки отечественно кино —«Киноарсенале» — нет государственных денег и мне это понравилось, это будут собираемые деньги. Другое дело, на кого они будут тратиться? Например, там учтено и образование, что меня особенно интересует, поскольку предусмотрены высшие режиссерские курсы, а это моя давняя мечта. В отличие от других режиссеров, желающих возглавить режиссерские курсы, я не буду преподавать. Буду приглашать лучших режиссеров мира проводить в Украине мастер-классы. Короче говоря, мне очень импонирует, что «Киноарсенал» — не государственный фонд и не бюджетный. Скажем, в России он полубюджетный, а у нас создадут нечто другое. И если это случится, то вопрос лишь один: кому давать деньги? У нас что, есть масса интересных режиссеров, чтобы обеспечить их деньгами и чтобы они снимали классную продукцию, и чтобы киноотрасль во всю заработала? Активно, включая и себя, не вижу таковых, не в обиду никому. Поэтому в экспертной комиссии «Держкіно», которую возглавляю, заранее заявил, что буду читать только дебюты...

— Нашли кого-то, на кого можно делать ставку?

— Нашел пять-шесть фамилий. Заинтересовался ими не потому, что они самые талантливые, а увидел, что они выше профессии. Были очень профессиональные дебюты, написанные добротно, со знанием дела. Но это дебютанты, по которым видно, что они достаточно хорошо овладеют ремеслом. Они интересны, но меня больше занимают те, кто обещает нечто выше профессии, — то есть кино, а не фильмы. Надеюсь, что деньги пойдут на эти дебютные работы, и если появится в следующем году несколько приличных работ, а из них две точно будут не просто хорошие (и каждый год по две такие классные работы), — это будет замечательно. Хотя этого количества будет недостаточно для нормального развития кино. Ну, и что? Можно приглашать иностранного режиссера на украинскую тематику, например, на блокбастер (мы же не умеем этого делать высококлассно).

— Много ли ваших коллег по цеху готовы согласиться с вашими словами и признать свое неумение?

— Я не умею создавать блокбастеры и открыто в этом признаюсь. И не только в этом. Считаю, например, что фильмы, снятые мною до 1987 г., более или менее приличные в моей кинобиографии... Может, я и не прав, но сегодня у нас нет режиссера, способного снять блокбастер в том смысле, который вкладывают в этот жанр Европа или Америка. Может, он есть, но я его не знаю... Уверен, чтобы делать открытия, нужны новые кадры. Я пришел в экспертную комиссию только из-за того, что меня уверяли: Национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карогое ни одного режиссера приличного не выдает, а оказывается —выдает! Просмотрел работы (пусть не очень совершенные), прочел сценарии, и вижу, что есть потенциал в студентах, только надо правильно направить, что-то подсказать.

— Уже состоялось заседание по «Киноарсеналу». Деньги в фонде не государственные, тогда чьи? О какой приблизительно стартовой сумме идет речь?

— Мне неинтересно, откуда деньги, кто будет их давать, кто будет хранить? Меня интересует, что такое негосударственный фонд, который наконец займется производством, образованием, популяризацией украинской киноструктуры параллельно с «Держкіно».

— «Держкіно» — второе крупное событие, о котором много говорили в последнее время в СМИ, это питчинг сценариев, который дал старт распределению денег на национальный кинематограф. Вы — председатель комиссии, как говорилось выше, хотели заниматься только дебютами, но, тем не менее, возглавляете всю комиссию. Каковы впечатления у вас от этой работы и насколько она перспективна для украинского кино? Всегда же есть довольные и недовольные...

— Я бы, например, на два года остановил субсидии в сторону профессионалов моего возраста и обратился к дебютам. Хочу знать, что там, за спиной. Хочу погордиться не только замечательным городом, в котором живу, но и молодыми людьми, которые сзади наступают, а мы их не знаем, и поспособствовать, помочь, насколько я в силах. Это раз, а второе: я очень много получил во время питчингов. Там выступали и продюсеры. Они уже могут толково объясняться. Послушал молодых людей. Мне было интересно. Не настолько, чтобы все время сидеть там, но это уже другой вопрос. Мне кажется, что все происходило объективно, но вокруг питчинга после объявленных результатов началась какая-то нездоровая возня, обвинения чуть ли не в коррупции, поскольку в комиссии были люди, подававшие свои проекты. Кстати, их оценки за эти проекты не засчитывались. Но в связи с разными слухами я принял решение: поскольку мое имя мелькает в этой шумихе, я председатель этой комиссии, через газету «День» объявляю, что выхожу из состава комиссии. Там есть много достойных людей, скажем, те же Володя Войтенко и Алик Шпилюк, которые могли бы возглавить эту комиссию. Тем более что они много смотрят хороших фильмов, как наших, так и зарубежных. И им есть что и с чем сравнивать. Заявляя о своем уходе, хочу подчеркнуть, что у меня нет ни одной претензии, ни к госпоже Копыловой, ни к членам комиссии. Я даже хочу извиниться перед ними всеми, что принял такое решение.

— Заявка сегодняшнего руководства кинематографом такова, что кино перестает быть коррупционным, оно совершенно открыто, для чего, собственно, и был сделан открытый для всех питчинг. Там мог присутствовать кто угодно. Но можно ли говорить о том, что кино не коррупционно, что действительно все прозрачно?

— Еще раз говорю: меня это никогда не интересовало! Чтобы исключить себя вообще из бесед на эту тему, что крайне меня раздражает, я решил уйти. Это также касается всех остальных предложений «участвовать», от которых я отказался, но был заочно «включен». Я люблю ничегонеделанье, притом добровольное. Такой у меня характер. Назовем его плохим, никаким.

— Но неучастие в чем-то — это тоже позиция.

— Я всегда был вне участия в любом вопросе. Если мне давали какие-то бумаги, с которыми не был согласен, всегда говорил: а можно я отдельно напишу туда же? Потому что в общих списках всегда есть слова, которые тебе могут не нравиться.

— Хотелось бы понять, чем сегодня, кроме «не хочу и не участвую», живет и во что верит Роман Балаян, любимый режиссер многих зрителей?

— Верю во все хорошее. По натуре я не пессимист. Скорее сентиментален. Для меня кино — не основное в жизни. Еще с 1979 года, когда я решил, что не стану тем режиссером, каковым себя представлял в молодости. Всю жизнь по-доброму завидовал тем, кто играет на пианино, знает несколько иностранных языков, хорошо рисует, сочиняет музыку. Собираюсь ли сам снимать? Хотел в этом году, но сценарий не получился. Поскольку российский продюсер мой друг, я кое-как объяснился и отказался... По тому сценарию я придумал нечто совершенно другое. Но мне пока лень садиться, для этого надо куда-то уехать, хотя бы на неделю...

— Мы разговариваем в преддверии 15-летнего юбилея газеты «День». Какое ваше мнение о газете и пожелания?

— Газета хорошая, но я бы хотел, чтобы она была шире, более информативной и менее эмоциональной в своих публикациях. Желаю, чтобы у газеты «День» все дни были солнечными!

КОММЕНТАРИЙ

«День» попросили председателя Государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерину КОПЫЛОВУ прокомментировать официальное заявление Романа Балаяна по поводу его выхода из состава экспертного совета «Держкіно»:

—Для работы в экспертном совете мы стремились привлечь ведущих профессионалов из области кино, которые не только внесли неоценимый вклад в развитие отрасли, но и сегодня активно работают в ней. Это наша основополагающая позиция. Хочу заметить, что экспертный совет — постоянно действующий орган, который ведет свою работу не только во время проведения конкурса. В состав совета входят продюсеры и режиссеры, операторы и кинокритики, а также представители кинопроката, дистрибутерских компаний и кинофестивалей.

Четыре сессии питчингов кинопроектов включали в себя — игровые полнометражные фильмы, документальные, дебютные и анимационные. Эксперты, продюсеры, режиссеры, которые подавали свой проект на питчинг, не оценивали другие проекты своей сессии, т.е. не заполняли оценочные карточки и не выставляли баллы. А также не принимали участие в итоговом обсуждении этих проектов, которые, кстати, проходили в закрытом режиме. Вряд ли они обладали более широкими возможностями, кроме уровня подготовки своих проектов и собственного профессионализма. Приглашать же профессионалов для оценки дебютных проектов, где их мнение архиважно и ценно — более чем логично! Хочу подчеркнуть, что мир киноискусства тесен, все знают друг друга и знают, кто чего стоит. И большинство представителей творческой интеллигенции давно уже зарекомендовали себя, имеют собственное имя и авторитет среди коллег, независимо от своего участия в экспертном совете.

Мне очень жаль, что экспертный совет по вопросам кино потеряет такого замечательного председателя, как Роман Гургенович Балаян, чей талант и репутация безупречны и могли бы быть опорой для работы комиссии. Его профессионализм, острый ум и уникальное чувство юмора очень помогали нам в жестком режиме проведения питчингов. И если строительство фундамента будущего украинского кино, начатое «Держкіно», лишится прямого участия мэтра Балаяна, то пусть это останется на совести тех, кто поднял «мутную волну» нечистоплотных обсуждений в СМИ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать