Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Российский зритель теперь мне чужой»

Ада РОГОВЦЕВА — о творчестве и самом большом своем разочаровании — так называемых братьях
25 сентября, 10:57
ЛЕГЕНДАРНАЯ АКТРИСА АДА РОГОВЦЕВА НЫНЕ СНИМАЕТСЯ В «СКАЗКЕ СТАРОГО МЕЛЬНИКА», ГДЕ ЕЕ ПАРТНЕРОМ ЯВЛЯЕТСЯ АЛЕКСЕЙ БОГДАНОВИЧ / ФОТО ЕВГЕНИИ ПАВЛЕНКО

С Адой Николаевной всегда можно найти интересную тему для разговора. Тем более журналисты ищут встречи с известной актрисой, когда для этого возникает информационный повод. На этот раз их было несколько: скандал вокруг ее имени, который возник из-за угроз российской власти в адрес народной артистки СССР в силу ее последовательной проукраинской позиции в войне Кремля против Украины; театральный фестиваль в Коломые, где А. Н. Роговцева была членом экспертной группы; в конечном итоге, съемки в фильме Александра Итыгилова «Сказки старого мельника». И хотя я встретился с актрисой на съемочной площадке, где она играет Княгиню, первый вопрос касался все-таки ее отношений с Россией.

«ГДЕ Я ТОЛЬКО НЕ БЫЛА В ТОЙ РОССИИ!»

— Если просуммировать мою театральную деятельность и работу в кино, то выходит, что я проработала в России шестьдесят лет, — говорит Ада РОГОВЦЕВА, но теперь я не буду там сниматься и не буду играть для российского зрителя в спектаклях. Я не могу теперь к нему выходить, потому что он мне чужой, враждебно относится ко мне как к представителю Украины. Вообще, это очень непростая ситуация, когда «родные люди», которых ты любишь, вдруг становятся твоими врагами. Ведь я объездила всю Россию — и Урал, и Сибирь. Где я только не была в той России!

— Похоже, вы попрощались со страной, которую большинство украинцев из-за искажения истории воспринимали как свою Родину?

— Эта страница моей жизни теперь закрылась, но не воспринимаю это как личную трагедию, а смогу больше послужить своей стране. Я не страдаю от отсутствия работы в Украине. Сейчас у меня съемка, потом буду играть в спектакле в театральной мастерской «Сузір’я», а через несколько дней еду в Конотоп и в Кировоград, где проведу творческие вечера. Недавно вернулась из Коломыи (принимала участие в театральном фестивале «Коломийські представлення»), так что у меня график очень напряженный. Жаль только, что возраст подводит, иногда напоминает о себе... Мне очень хочется верить, что в Украине, в конце концов, начнутся какие-то серьезные позитивные процессы, в том числе, в сфере культуры. И если не я, то мои дети и внуки смогут нормально работать на Родине. Потому что до недавних пор у наших актеров такой возможности не было.

— Но вы, как популярная актриса театра и кино, были счастливым исключением из этого правила...

— Однако при этом даже я имела возможности почувствовать, каким унизительным является положение украинского актера. Помню, как в канун съемок в фильме, где должна была играть жену героя Утесова, мне предложили смешной гонорар, тогда как в России я всегда снималась за высокие гонорары. У меня в то время хватало работы и без этого фильма, поэтому я отказалась от участия в нем. Не успела доехать домой, как мне уже звонили по телефону и извинялись, сказали, что будут платить как российской актрисе. Я это к тому, что наши актеры до сих пор находятся в очень унизительном положении, потому что даже самым талантливым из них предлагают гонорары в разы меньше, чем российским исполнителям. Потому что в Украине существует позорная практика платить своим намного меньше. Над нашими актерами просто издеваются! Ко всему прочему, наших актеров берут на второстепенные роли, поэтому у нас нет ярких, известных широкой общественности имен, у нас нет звезд. Тогда как Россия их активно создает из своих актеров. Это происходит не потому, что у нас не хватает талантов, а из-за того, что нашим актерам не дают достойной работы в кино до сих пор. У нас, как говорила Леся Украинка, «треба вмерти, тоді Україна заплаче, заголосить за своїм дитям». Мне особенно жаль старшее поколение актеров, которые потеряли молодость, так и не сделав того, что могли сделать на сцене, в кино...

— Имеете ли сейчас моральную поддержку от своих российских коллег? Ведь у вас много друзей среди актеров Москвы, Санкт-Петербурга...

— Практически никто не отзывается, за исключением Леночки Кореневой и Женечки Симоновой. А других будто бы никогда и не было. Хотя было время, когда звонили по телефону Гафт и Джигарханян, но чувствовалось, какие они осторожные в своих суждениях, как они переживают, чтобы у них не было неприятностей и их власть не зафиксировала контактов со мной — «бандеровкой».

— Сейчас существует большое искушение во всем обвинять внешних врагов.

— Когда мы ссоримся между собой, то с этим как-то еще можно разобраться, но когда государство уничтожает культуру, то это очень больно... Власть не любит театр, не побуждает людей искусства к творчеству — вот в чем беда. По моему убеждению, возглавлять министерства и ведомства во всех сферах должны люди, которые находятся в «поле культуры», которые посещают театры, филармонию, выставки. Такими должны быть государственные мужи.

«НАВЕРНОЕ, НЕ ОДНО ПОКОЛЕНИЕ ДОЛЖНО СМЕНИТЬСЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЛЮДИ ИЗБАВЯТСЯ ОТ ВСЕГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБМАНА»

— На недавнем Пленуме НСТДУ Лесь Танюк сказал, что проводил мониторинг посещения театров народными депутатами и обнаружил, что из 450 народных избранников в театр ходят лишь 16—20 человек.

— Мне часто приходится общаться с разными людьми и иногда должна даже сдерживать себя, чтобы не возник конфликт, настолько странной, мягко говоря, бывает позиция у некоторых соотечественников. К сожалению, в настоящее время есть много безразличных людей, которым все равно, кто придет к власти. С другой стороны, советские времена так все «смешали» и так все перекрутили, что очень сложно быть самостоятельным, иметь четкую позицию, которая опирается не на мифы, а на факты. Меня, например, удивляет молодежь, которая даже сейчас становится коммунистами. Наверное, не одно поколение должно пройти, прежде чем люди избавятся от всего коммунистического обмана. Мой четырехлетний внук во время Майдана научился говорить «Банду геть!» и «Слава Україні!», а кто такой Ленин, он не знает, и хотелось бы, чтобы и не знал...

— Для вас важно, чтобы внуки, продолжив театрально-кинематографическую династию, были связаны с искусством?

— Мне кажется, что это хорошо, когда существуют профессиональные династии. Мой старший внук Алеша заканчивает операторский факультет, Даша пока что не определилась с профессией, ей только пятнадцать лет, а самый маленький, Матвей, наверное станет политиком, потому что он очень смешной в своей детской заполитизированности. В конце концов, как бы ни сложилось, пусть мои внуки будут людьми, это самое главное. С самого начала детям нужно закладывать высокую планку культуры, чтобы они, когда вырастут, руководствовались в жизни высокими понятиями, а не становились «быдлом». Поэтому я думаю даже не о том, кем будут мои внуки, а какими они будут и какие возможности будут у них для реализации в выбранной ими профессии. Уверена, что интеллигентному человеку нужно немного: ему нужны книги, чтобы получить хорошее образование, нужен прожиточный минимум, которого многие люди в настоящее время лишены. Интеллигентному человеку не нужны сумочки из крокодиловой кожи, и он обойдется без бриллиантов.

— А какое самое большое разочарование в вашей жизни?

— Нынешний военный конфликт на востоке Украины, который нельзя было себе даже представить. Россияне, которые все время называли себя нашими «братьями», сейчас не считают нас за людей, они отказываются видеть в украинцах отдельный, независимый от них народ и суверенную страну. Когда-то на одном из российских телеканалов ведущий, думая, вероятно, что оказывает мне большую честь, назвал меня ведущей российской актрисой. Я его поправила, сказав, что всегда была украинской актрисой, которая время от времени работала в России. Он с этим согласиться не мог, просто не воспринимал серьезно такое заявление, поэтому я остановила запись и ушла из студии. Кстати, на всех встречах с российскими зрителями я всегда делала акцент на том, что я украинская актриса и просила с уважением относиться к моей Родине — Украине, на что они, обычно, отвечали: «Да ну брось, ты же наша!». Какая я ваша?! Россияне не могут понять, что мы другие, что можем быть независимыми от них. Вот для меня самое большее разочарование.

— Нужно было очень хотеть, чтобы тебя обманули, чтобы верить в добрые, «братские» намерения россиян, которые на протяжении веков издевались над Украиной. Вы не едете сейчас в Россию не только из этических соображений, как я понимаю, существуют опасения, что оттуда можно и не вернуться на Родину?

— Конечно. Знакомые юристы предостерегают меня от поездки туда, хоть я и сама туда ехать не собираюсь. Мне очень не хотелось бы на старости лет оказаться в тюрьме, тем более в российской.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать