Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сбылось!

Размышления по поводу «Киевской пекторали-2006»
06 апреля, 00:00

«День» уже писал в № 53 о лауреатах театральной премии. Сегодня о «Киевской пекторали» рассуждает известный критик, театровед, член оргкомитета премии Валентина Игоревна ЗАБОЛОТНАЯ.

Победители «Киевской пекторали-2006» (в 11 номинациях) получили солидное денежное вознаграждение, в десять раз превышающее прошлогоднее. К сожалению, оргкомитету пришлось снять две номинации — «За дебюты» (актеров и режиссеров), потому что в каждой из них не набралось и трех лиц. Сейчас же выражаем наше сочувствие немногочисленным начинающим нынешнего года, которые сами того не желая, попали в неблагоприятную ситуацию, и нашу обеспокоенность относительно стагнации процесса обновления, омоложения творческого процесса в киевских театрах. Это одна — грустная — краска общей картины столичной театральной жизни, представленной «Пекторалью». А каковы другие в этой радуге?

Несказанная радость — в прошлом году в Киеве родился новый театр! И как раз тот, которого столице не хватало, — Модерн-балет. Национальная опера и Музыкальный театр для детей и юношества исповедуют стиль классического балетного языка. Несколько лет назад модерный спектакль балетмейстера Раду Поклитару — «Картинки с выставки» М. Мусоргского и «Весна священная» И. Стравинского — не были, мягко говоря, восприняты руководством и корифеями Национальной оперы. Зато его талант оценил президент компании «Интеко» Владимир Филиппов и создал частный балетный театр, недешевую «игрушку», которая на один шаг приблизила Украину к Европе, где модерного балета и славных балетмейстеров такого пошива существует немало.

Но спектакль «Кармен» не только награжден за лучшую работу балетмейстера, но и выиграл конкурс среди двух спектаклей Театра на Левом берегу Днепра («Очередь» и «Голубчики мои») как лучший спектакль года. Балетный — среди драматических. И именно потому, что поражает не только оригинальным пластичным языком, а и драматической игрой танцовщиков. Недаром исполнительница партии Кармен, глубокая и эмоциональная О. Кондакова блистала среди лучших исполнительниц главной женской роли. А здесь уже возникает проблема современного балетного театра в Украине в целом. Технически виртуозные танцовщики по большей части только изображают человеческие отношения и чувства тривиальными условными жестами и позами, истинного же эмоционального и психологического состония их героев на сцене, увы, не увидишь. Они, как говорится, «холодны» в своем исполнении. Возможно, первопричина этого — современная балетная школа, где приоритетом обучения с первых же шагов является развитие мускул, а не духовное развитие ребенка. То есть ученикам не хватает прикосновения с ранних лет к тому, что в творческих образовательных заведениях называется «мастерство актера». И поэтому, «запертая» в натренированном теле душа артиста лишь изредка прорывается к зрителю. Вот и не хватает нам сегодня улановых и плисецких, ершовых и потаповых, которые даже в молодом возрасте умели танцевать так, что брало за душу.

Кстати, так же обстоит проблема и с подготовкой артистов оперы. Они чаще всего изливают сердце своих персонажей лишь фиоритурами прекрасных голосов, адресованных не партнерам, а исключительно дирижеру, словно любят или ненавидят они исключительно человека, руководящего оркестром. Даже в симпатичном оперном спектакле Музыкального театра для детей и юношества «История Кая и Герды» это заметно, хотя здесь заметны попытки преодоления стереотипов и штампов старой оперы. Здесь даже хор танцует! Очевидны также попытки этого театра и в балете преодолеть старые классические штампы. «Белоснежка и семь гномов» в постановке Г. Майорова/В. Литвинова изобилует АКТЕРСКИМ исполнением балетных партий, особенно это касается ярко выраженных характеров персонажей. К сожалению, лирические герои здесь просто симпатичны. Но этот спектакль заслужил награду как лучший, который адресован детям.

Известно: не существует маленьких ролей — есть маленькие актеры. Так же, если нет маленьких театров — есть маленькое искусство. Но у небольшого пространства спектакля все же есть своя специфика, которая, в основном, касается взаимоотношений актеров (часто одного) и зрителя. Здесь их сердца, их энергетические ауры предельно сближены. И поэтому сила духовного взаимообмена возрастает. Недаром все три камерных спектакля вызвали необыкновенный интерес публики и экспертов. Победил «Голодный грех», поставленный в Центре имени Леся Курбаса. Трагизм прозы В. Стефаника, усиленный сдержанно-взрывной игрой А. Форманчука (номинация «За лучшую мужскую роль») и визуально высказанный художником В. Карашевским (премия за лучшую сценографию) попадает в самое сердце зрителя. Сияющее солнцем бесконечное поле подсолнухов, которое светится с экрана, встречая вас, постепенно поглощается черным занавесом, и тогда вы обращаете внимание на огромную гору семечек, из которой и появляется герой представления. А каждый из нас не является ли отдельным семечком в массе народонаселения страны, Земли, Вселенной? Кто-то прорастет подсолнечником, а кто-то будет высушен судьбой и погибнет. И только противление трагической судьбе может дать человеку надежду на то, что прорастет зернышко, зацветет подсолнух...

Уже не первую «Пектораль» получает режиссер Дмитрий Богомазов. На этот раз он фигурировал в номинациях дважды — его камерный спектакль «Немного вина-2» и режиссерская работа в спектакле Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра «Очередь». И это нужно было в самом деле взять и создать необыкновенно смешное зрелище из абсолютно несценической пьесы А. Марданя «Очередь»? Набор дешевых анекдотов и отдельных реплик культурные актеры этого театра под руководством Д. Богомазова трансформировали в живые яркие характеры. Л. Самаева в роли медсестры («Пектораль» за лучшее исполнение женской роли) необычайно точно и иронически пародировала «деву» современного кино Ренату Литвинову. Л. Сомов (номинация «За мужскую роль второго плана») описал своего Актера как состарившегося Незнамова, амбициозного Мамонта Дальского и провинциального Качалова вместе взятых. И другие персонажи пестрили остроумными «приколами», образовывая унисонный ансамбль спектакля.

Вообще артисты Театра на Левом берегу получили львиную долю «актерских» наград «Пекторали». Л. Самаева — за медсестру, А. Ганноченко — за язвительного Порфирия Петровича из «достоевского» блока спектакля «Голубчики мои...». В. Линецкий (не первая его «Пектораль») — за роль Егора Войницкого в спектакле «26 комнат» по «Лешему» А. Чехова. Из «Лешего» впоследствии вырос «Дядя Ваня», где Войницкий стал главным персонажем. Но в обоих вариантах текста сохранился его монолог о бесцельно прожитой жизни, теперь мог бы из него получиться Шопенгауэр, Достоевский... Линецкий, который в этой роли походит на «вечного студента», играет человека опустошенного, который никогда не стал бы ничем примечательным. И именно это трагично.

К «артистическому» букету победителей с Левого берега присоединилась Алла Сергийко (за женскую роль второго плана) со своей учительницей русского произношения Бароновой-Козино в спектакле Театра на Подоле «Предчувствия Мины Мазайло» по Н. Кулишу. Ее героиня — осколок империи, скромного достоинства дворянка, запуганная пролетарской властью, носитель культуры, которая не нужна этому пролетариату. Она, горько смешная, лишена сатирического клейма. И мы всецело осознаем ее дальнейшую судьбу...

Победа в номинации «За лучшую музыкальную концепцию спектакля» — опять за Левым берегом. Александр Курий в представлении «Голубчики мои...» взрастил из актеров театра такие изысканные хоры — мужской, женский, смешанный, что они стали основным украшением этого довольно-таки запутанного спектакля. Репертуар — от старых романсов до советского музыкального лубка, от классики до майского привета «Ландышей» — заставляют и смеяться, и вспоминать молодость. Актеры поют не просто красиво, но и с ироническим или горьким отношением к песне, завлекая зрителей в круговорот своих эмоций, в круговорот музыкальной культуры различных эпох...

Марафон «Киевской пекторали-2007» новыми премьерами этого года уже прошел четверть своего пути. Снова эксперты следят за их творческими явлениями, как и пятнадцать лет до этого. Встретимся в марте следующего года и порадуемся новым успехам столичных театров.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать