Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

«Сказочник» из Молодого театра

1 февраля известный украинский актер Вячеслав Сланко отметил день рождения
1 февраля, 2007 - 19:09
ВЯЧЕСЛАВ СЛАНКО / ФОТО ИЗ АРХИВА МОЛОДОГО ТЕАТРА

Одногодки актера, которым сейчас по 60, помнят его носящимся по полям баскетбольных сражений в составе сборной Союза, завоевывающим чемпионство по баскетболу. Но еще большее количество соотечественников вспоминают его мальчишкой, который на несколько лет своего детства и отрочества прочно «прописался» в Детской редакции Украинского телевидения в передаче «Сказки народов мира» и дарил в образах многочисленных вымышленных героев мечты, фантазии и сказочное счастье. Конечно, переиграв в юные годы стольких персонажей, какие мысли могли возникнуть в голове у юноши, стоящего на пороге взрослой жизни? А вот и не угадали! Хотя, мысли о театре все же были, но Вячеслав их отбросил и, закончив школу, пошел на завод, где работал его отец. Но дорога на завод вскоре перестала радовать юношу и зерно театра, зароненное в детстве, вдруг неожиданно проросло. Вячеслав пошел сдавать экзамены в Институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. Эта авантюра увенчалась успехом и вскоре Вячеслав Сланко мог уже с гордостью называть себя студентом одного из престижных высших учебных заведений. Он попал на курс выдающего театрального педагога, режиссера Русской драмы Влада Нелли. Уроки этого педагога стали настоящим счастьем познания, постижения профессии для Вячеслава.

Еще в институте Сланко стал играть в спектаклях Русской драмы, а после окончания учебы в 1967 году его зачислили в труппу. Отправной точкой в профессиональной карьере Вячеслав считает роль Алексея в спектакле «Дети Ванюшина». Потом было много интересных и незабываемых ролей. Больше всего актер любил играть в сказках, пригодилась детская телевизионная привязанность. Да и выходили сказочные персонажи у Сланко колоритными и убедительными. Заядлые театралы запомнили уморительного Дядьку Черномора в исполнении Сланко — с длиннющей бородой, в широченных шароварах, летающего под колосниками и вышагивающего на полусогнутых ногах. Эдакий грозный воевода — метр сорок ростом — в спектакле «Руслан и Людмила».

Отдав пятнадцать лет своей творческой жизни Театру им. Леси Украинки, Вячеслав Сланко переходит в Молодой театр (в те времена называвшийся Молодежным). С тех пор и до сегодняшнего дня актер выходит на сцену этого театра. В репертуаре В. Сланко роли разные, а в работе над любой из них отправная точка его постижения образа — психологизм. И еще острая характерность, некоторая нервность, не успокоенность, оставляющая впечатление постоянного внутреннего монолога с самим собой. В лучших своих работах последних лет — спектаклях «Археология», «Житие простых», «Старший сын» — актер добивается, чтобы его внутренний монолог был услышан зрителями.

— Вячеслав, что такое, по-вашему, театр: актер — просто винтик или главный вершитель процесса?

— Как сказать лучше Шекспира? — «Весь мир — театр, люди в нем актеры…» Театр — это вообще все, что происходит вокруг нас и не обязательно на сцене. Политика — театр, бизнес — тоже игра, семья — еще тот театр, любовь — театр! А вообще театр — это величайшая штука, глобальная! Настолько отличная от кино. Ведь только в театре живые эмоции. Конечно, театр — коллективное творчество, и от всех зависит общий результат, но, как ни крути, главный в театре — актер, потому что он — последняя инстанция всего замысла (драматурга, режиссера, сценографа). Он выходит к зрителю один на один, и он несет на себе и в себе все то, что было в этом коллективном труде. Насчет «актера- винтика», я еще знаю одно режиссерское высказывание: «актеры — это молекулы», но мне кажется, что все решает масштаб личности актера. Вот недавно пересматривал телеверсию «Мастера и Маргариты» режиссера В. Бортко. В этом фильме Басилашвили в роли Воланда — глыба-актер, с мощнейшей энергетикой. Он, даже не произнеся ни слова, может сыграть все! Мне кажется, что актер не должен ощущать себя «винтиком». У нас слишком индивидуальная профессия, если не будешь ощущать себя личностью, то, что ты сможешь сказать со сцены? Я, кстати, все свои роли выстраиваю сам, послушаю режиссера, пойму общую концепцию и работаю самостоятельно. Слава Богу, мой учитель научил этому. Я уверен, что носитель всего на сцене — это прежде всего актер и через него, его душу и сердце происходят все события спектакля. Для меня театр — это сцена. Не коллектив, не помещение, не организация. Я признаю только сцену — святое место, где можно вместить целый мир.

— Какое самое счастливое событие в вашей жизни?

— Рождение сына. Когда родилась дочь, это тоже было не менее радостное событие, но вот та первая вспышка — осознание, что ты стал отцом, была самым счастливым мгновением. Конечно, эти события не соизмеримы со спектаклями, или, например, с удачами в кино, там счастье другого рода. Но искусство и жизнь идут параллельно, путем от плюса к минусу. Хотя в очень многих моментах взаимопроникая...

Алла ПОДЛУЖНАЯ, специально для «Дня»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments