Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сказочное путешествие

4 сентября «Золотым ключиком» открывает 83-й сезон Киевский академический театр кукол
01 сентября, 19:34
РЕЖИССЕР-КУКОЛЬНИК ЮРИЙ СИКАЛО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Это самый старый кукольный театр Украины, который в настоящее время имеет уникальное помещение Дворца сказки (как внешне, так и в интерьере), кроме того, территория, прилегающая к зданию, тоже оформлена как настоящий детский сказочный городок (скульптуры персонажей сказок, фонтан, скамейки для отдыха, цветочные клумбы и тому подобное).

Театр имеет два зала для спектаклей на 300 и 110 мест, детское кафе. Все зрительские и сценические помещения оснащены на современном техническом уровне.

В настоящее время афиша театра насчитывает не только отечественные, но и зарубежные пьесы, а спектакли демонстрируются как для детей, так и для взрослых. Киевский академический театр кукол представлял Украину на престижных международных театральных форумах и фестивалях в Австрии, Канаде, США, Японии, Перу, Словакии, Южной Корее, Польше, Болгарии, Беларуси и России. На базе театра (с 1991 года) в Киеве проводится Международный фестиваль театров кукол. В этих форумах принимали участие ведущие театры кукол из Бельгии, Австрии, Канады, Словакии, Финляндии, Японии, Китая, Швеции, Швейцарии, Германии, России, Болгарии, Молдовы, Турции и других стран. Об особенностях прошлого сезона и будущих премьерах рассказывает главный режиссер театра Юрий Сикало:

— За все годы работы в новом помещении (с 2005 года) мы одновременно со спектаклями для детей (более 30 наименований) активно ставим спектакли для взрослых. Так свет рампы увидели — «Божественная комедия» И. Штока, «Декамерон» В. Маслова по Д. Боккаччо, «Лісова пісня» Леси Украинки, «Биндюжник и Король» А. Эппеля по И. Бабелю и «За двумя зайцами» М. Старицкого. В то время, когда мы работали в помещении по ул. Ш. Руставели, 13 (до 1997 г.), спектакли шли ежедневно (в основном для школьников) и соответственно подбирался репертуар. В новом помещении (по ул. Грушевского, 1а), которое еще называют «Дворцом сказки», мы работаем для маленьких зрителей каждую субботу и воскресенье, а спектакли для взрослых мы играем, как правило, по средам, пятницам и субботам.

— Юрий Иванович, каждый детский спектакль должен иметь возрастной адрес. Не кажется ли вам, что сейчас этот постулат устарел, учитывая, допустим, акселерацию и влияние телевидения?

— Скажу категорически — нет! Маленькие зрители в возрасте до трех лет верят в правдоподобность и реальность показанного на сцене. Объяснить им, что это театр, — очень трудно. Это для них удивительная жизнь, в которой знакомые по книжкам герои разговаривают на человеческом языке, выясняют отношения, а иногда даже дерутся... Поэтому мы рекомендуем родителям (перед посещением театра) поинтересоваться содержанием произведения и подготовить будущего зрителя. Если это спектакль по классическому литературному произведению, содержание которого ребенок знает, то в театре он усваивает элементы театральной эстетики. То есть начинает овладевать смыслом театрального действия. Литература описывает, а театр показывает в действии. Вспоминается анекдотическая ситуация. Однажды в зрительном зале я увидел молодую маму, которая на руках держала младенца. На мой вопрос о возрасте ее ребенка, она с нескрываемой гордостью сказала: «Уже пять месяцев»! «А не рановато ли вы привели малышку в театр?», — спросил я. А она даже возмутилась: «Что вы! Мы с доченькой уже были в зоопарке, и там она все поняла»! Меня удивила позиция молодой женщины, потому что она не понимает, какими могут быть последствия, а если ребенок перепугается и, не дай Бог, начнет заикаться — он же совсем еще маленький! Уважаемые родители! Давайте будем дружить! Именно от вас зависит, понравится ли театр ребенку, заинтересует ли его спектакль, а в будущем, возможно, он станет театралом.

— Расскажите об особенностях прошлого сезона и о будущих новинках репертуара?

— Мы решили все премьерные спектакли адресовать малышам. Наш театр большинство театроведов называет «театром классической сказки», этому принципу мы стараемся следовать. Лично я выпустил «Красную Шапочку» по Шварцу (об этом рассказывалось на страницах вашей газеты). В ней чрезвычайно удачно дебютировал композитор Каланденок. Его музыка немного необычная для нашего вида искусства, однако она точно отвечает лирическому стилю Евгения Шварца, и за это я очень благодарен маэстро. Художнику В. Гукайлу я предложил использовать круг, который придавал спектаклю стремительное действие. Пьеса написана для театров юного зрителя и имеет объем — три действия, а мне пришлось сделать соответствующую редакцию, чтобы ее смотрели маленькие зрители. Хочу выделить актеров, которые удачно и изобретательно передали шварцевские характеры. Это Д. Щипицина (ее Красная Шапочка — символ доброты и воспитанности), которая точно воспроизводит концепцию режиссера — кто может быть лидером. Л. Чубинская (ее Заяц отдает весь свой запал, чтобы спасти героиню), Л. Ясиновская (ее Лиса, которая способна очень быстро адаптироваться в любой ситуации), Л. Куликова (Мама, Бабушка и Ежик — сыграны безукоризненно), Ю. Фарафонов в роли Медведя убеждает удачно найденным характером и работой с куклой. Справедливо говорят — нет маленьких ролей. Что и доказал С. Боковенко в маленькой по объему, но содержательной роли Лесника. В роли основного претендента на лидерство в лесу — Волка — выступают двое актеров. Театральный аксакал В. Малинский и молодой актер Д. Драпиковский. И каждый из них продемонстрировал свое виденье роли, исходя из творческой индивидуальности.

Сейчас проводятся репетиции двух спектаклей, премьеры которых запланированы на сентябрь. Спектакль «Курочка Ряба и Солнышко Золотое» поставлен по пьесе, которую написал (и не одну) наш директор, художественный руководитель Николай Петренко. В его основу вошли широко известные народные сказки о «Курочке Рябе» и «Репке». Удачно объединенные сюжетным ходом и насыщенные богатейшим национальным детским фольклором, они станут ярким кукольным зрелищем. Постановку осуществляет молодой режиссер, моя ученица (я вел курс «Режиссура театра кукол» в Национальном университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого) Марина Назаренко. Она работает в содружестве с художником Филончук и композитором Журавчаком, для которых эта работа стала, по моему мнению, удачным дебютом.

Свою дипломную работу интенсивно готовит студент-дипломант НУТКиТ им. Карпенко-Карого Б. Тумаев. Это спектакль «Наш веселый Колобок» Г. Усача (художник — М. Данько, музыка из произведений Л. Маркелова). Это второе рождение спектакля после моей давней постановки 60-х годов. Именно ним мы презентовали искусство украинских кукольников на престижных отечественных и международных фестивалях. Если предыдущий спектакль является молодежным и по звучанию, и по возрасту исполнителей, то в этом работают представители всех театральных актерских поколений.

А в конце года, во время Новогодних праздников, мы планируем подготовить еще один спектакль для малышей. Это «Трое Поросят и Волк» Г. Усача и С. Ефремова, который буду ставить я в содружестве с главным художником театра — Данько и композитором Каланденком.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать