Сладкая жизнь
Второй фестиваль «Франкофония» кочует по городам Украины
Этот кинофорум организован Французским культурным центром и несколькими посольствами франкоязычных стран. Хоть в его афише есть и театральные представления, и встречи с писателями, главным событием все же стала кинопрограмма, состоящая из шести фильмов. Любопытно, что самыми интересными из них оказались работы арабских режиссеров, для которых, как и для героев их картин, французский язык — основной объединяющий фактор всех мероприятий фестиваля, судя по его названию, — не является родным. Фильмы «Маскарады» Лиеса Салема (Франция) и «Карамель» Надин Лабаки (Франция-Ливан), кроме прочего, заставляют задуматься о плюсах и минусах взаимопроникновения культур в эпоху глобализма.
Дух Франции присутствует в обеих картинах не только благодаря перенятой их авторами у французского кинематографа манере рассказывать о жизни легко, с юмором, с верой в то, что никакие проблемы не способны испортить сладкий, бодрящий, как шампанское, вкус жизни. Свойственное галлам неуемное желание испить чашу жизненных наслаждений до дна свойственно и персонажам, которым, с учетом их исламского вероисповедания, запрещено многое из того, что позволяют себе христиане.
Сюжет «Маскарадов» не имеет ничего общего с известной классической пьесой, кроме, разве что, свойственного всем людям стремления выдавать себя за тех, кем они не являются, он вырастает вокруг желания молодого садовника выглядеть в глазах односельчан если не аристократом, то хотя бы «инженером ландшафтов» (как тут не вспомнить мольеровского «Мещанина во дворянстве»). Мунир из кожи вон лезет, чтобы, например, достать для своей жены микроволновую печь, которая в алжирском селе может служить символом некой причастности к жизни богатых горожан. Главным же препятствием в своем восхождении в глазах односельчан на недосягаемый для них пьедестал Мунир считает младшую сестру Рим. Мало того, что она спит дни и ночи напролет, позволяя местным сплетницам судачить о ее неизлечимой болезни, так еще и собралась замуж за его лучшего друга, который из-за этого становится злейшим врагом. Мужем сестры Мунира должен стать не местный «деревенщина», а богатый, уважаемый и, главное, западный человек. Миф о таком женихе, свадьба с которым должна как бы состояться со дня на день, становится причиной всех комических перипетий, которые сваливаются на голову амбициозного алжирского парня.
В бытовом сюжете вдумчивый зритель при желании, конечно же, обнаружит злободневную для Востока и Запада тему встречи двух цивилизаций, исламской и христианской, в результате чего подпавший под влияние европейцев арабский мир начал избавляться от многовековых табу. Кроме того, что Рим решается выйти замуж за любимого без благословения брата, что немыслимо для патриархального уклада жизни, Мунир также проявляет пренебрежение к традициям предков, позволяя себе хорошо залить за воротник. Хороши ли подобные демократические свободы или плохи, каждый решит в меру своего понимания культуры и смысла жизни. Однако очевидно одно: Восток, если он окончательно примет западные ценности и образ жизни, утратит не только свое неповторимое очарование, но и ту внутреннюю силу, которая сегодня заставляет многих европейцев (в том числе и россиян) принимать ислам.
Если патриархальные нравы уходят даже из арабских сел, то от них тем более мало что осталось в городах. Надин Лабаки (сыгравшая главную роль в своем фильме «Карамель») сняла нежную лирическую комедию о том, как живется «освобожденной» арабской женщине в современном Бейруте. Действие ее картины в основном происходит в салоне красоты, который может служить символом преображения снявшей паранджу женщины. Открыв свое лицо (и сердце) миру, героини «Карамели» хотят, чтобы оно было красивым, соблазнительным. Как, впрочем, и другие, теперь уже доступные для мужчин части тела — только что сваренная жидкая карамель, которая здесь служит образом сладости томной, одержимой желанием любить и быть любимой восточной женщины, используется парикмахершами для болезненной эпиляции. Свобода, как и любовь, требует жертв.
Если раньше арабские женщины могли делить одного мужа на четверых (столько жен разрешается иметь правоверному мусульманину), то теперь героиня фильма помышляет о том, чтобы ее любовник бросил жену и ребенка. Если раньше немыслимо было, чтобы девушка до замужества утратила невинность, то теперь ее не только теряют, но и легко восстанавливают в операционной хирурга. Если раньше пожилой женщине в голову не могло прийти закрыть на замок выжившую из ума старуху-мать, чтобы пойти на встречу с еще более пожилым поклонником, то теперь героиня «Карамели» пытается это сделать. Правда, в этом случае ее бунт против судьбы терпит поражение. Мораль, чувство ответственности берет вверх, и состарившаяся без мужчины, некогда красивая женщина стирает краску с заплаканных глаз, освобождая пленницу-мать.
Отказаться от предписаний вековой морали бывает непросто не только пожилым, но и молодым женщинам. Другая героиня картины, красивая брюнетка, приходит в салон мыть и укладывать свои длинные волосы. Та чувственность, с которой она реагирует на руки парикмахерши, говорит о ее неудовлетворенном желании. Не решаясь поначалу обстричь свои косы, что приведет родных в шок, она в самом финале картины отваживается на такой шаг. Судя по тому, что кадр с излучающей счастье коротко остриженной красавицей, словно летящей по улице жаркого восточного города (последние оковы сброшены), становится последним, режиссер однозначно высказывает свою позицию: свободу всем униженным и угнетенным женщинам! Дай-то Аллах, чтобы их жизнь, пусть и не лишенная проблем, была такой же сладкой, как карамель, чтобы все женщины мира нашли свою любовь и сыграли свадьбу, как это происходит в картине! О том, что в жизни крайне редко бывает так сладко, как в кино, на замечательном фильме Надин Лабаки думать совсем не хочется.
Выпуск газеты №:
№55, (2009)Section
Культура