Вместо лелеять и воспитывать истинных патриотов Матери-Украины, мы выращиваем сварливых партийцев и патриотов родных задворках, уменьшающие в своем узком воображении большую и богатую Украину к своей волости.
Иван Лютый-Лютенко, украинский военный и общественный деятель, предприниматель, меценат

Слишком страшное, слишком знакомое

Мы в этом триллере на правах не авторов, а персонажей
30 марта, 2021 - 10:27

26 марта начался XVIII Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA. Из-за карантина фестиваль проходит онлайн. Все программы, а также дискуссии и круглые столы, можно посмотреть на сайте docuspace.org по 4 апреля включительно.

Одним из центральных событий Docudays UA стала внеконкурсная премьера фильма «Коллектив» (режиссер — Александр Нанау, Румыния-Люксембург). История, рассказанная здесь, простая и страшная. На территориях, травмированных длительным опытом коммунистической оккупации, таких сюжетов достаточно. Но именно этот — не просто дно, а черная, холодная пропасть.

30 октября 2015-го в бухарестском клубе «Коллектив» во время рок-концерта случился пожар. Погибло 27 человек, 180 — получили травмы. Впоследствии, в течение следующих 4 месяцев, в больницах умерло еще 37 пострадавших, причем у кое-кого из них было обожжено не больше 20% тела. В результате расследования, проведенного журналистом «Спортивной газеты» Каталином Колонтаном, выяснилось, что компания, которая обеспечивала антисептиками больницы по всей стране, разбавляла их в недопустимых пропорциях и таким образом получала неправомерную выгоду. То есть пациенты умерли от инфекций, вызванных элементарным нарушением стерильности. Но это — только начало кошмара.

Сначала кажется, что перед нами еще один образец кинопублицистики, которая отличается от телевизионных аналогов разве что размером экрана. Однако фильм держит внимание не так шоковым содержанием, как почти идеально выстроенной кинематографической формой.

Так, ритм повествования, выстроенный жестко и четко, увлекает сразу. Александр Нанау, ставя героев перед новым, все более сложным препятствием, останавливает действие на мгновение. После каждого такого затишья конфликт еще больше обостряется. Камера нервно дрожит, усиливая эффект присутствия: мы должны быть не просто внутри ситуации, — скорее, ситуация должна обступить нас с удушающей плотностью.

В целом, просматривая «Коллектив», я не мог избавиться от мысли, что действующие лица только из-за какой-то технической неполадки не разговаривают на украинском. Все похоже на нас до слез — или бессильного смеха. Например, героем второй половины картины становится вновь назначенный министр здравоохранения Влад Войкулеску. Он действительно хочет все изменить, берется за дело как следует — и получает потоки грязи, сдобренной, конечно, обвинениями в недостаточном патриотизме. Разве что врачом Смертью не называют.

Поэтому «Коллектив» — не просто название обреченного клуба. Это — обозначение порочной коллективности, которая уничтожает индивида психологически и физически. Это сообщничество продажных политиков и коррумпированных врачей, что оборачивается волной смертей. Это сплоченность избирателей, которые как ни в чем не бывало голосуют за партию, которая привела систему здравоохранения к катастрофе (опять-таки, ничего не напоминает?). Это разрушительный пафос любителей искать предательство во всем, — как искренних, так и купленных.

А коррупция — это в прямом смысле гниение, разложение; рана пациента, кишащего червями (!) прямо на больничной койке, — самое точное воплощение этой беды, узловая точка системного одичания, которое полностью характеризует фраза одной из героинь: «Мы — врачи, мы уже не люди».

В Нанау получился настоящий политический триллер, который рассказывает о власти как болезни и о болезни как антидоте против яда власти. Американская киноакадемия достойно оценила бескомпромиссность и виртуозную режиссуру фильма, отметив его двумя номинациями на «Оскар».

P.S.

В своем комментарии для фестиваля Александр Нанау отметил, что с момента завершения съемок к власти в Румынии все же пришло реформаторское правительство. Тот же Войкулеску опять работает министром здравоохранения, а общественные инициативы строят больницы за взносы от небезразличных граждан, в том числе из-за границы: в частности, американские рок-звезды Metallica пожертвовали 4 миллиона на новый госпиталь.

Но это все же не тот случай, когда жизнь завершает то, что началось как акт искусства. «Коллектив», к сожалению, — история универсальная. И мы все еще в ней, причем на правах не авторов, а персонажей.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ