Смысловое искусство

Владимир Мыкыта — художник, чьи работы известны как в Украине, так и за рубежом. На его счету звания народного и заслуженного художника Украины, он является лауреатом премии мирового значения им. О. Духновича и лауреатом Национальной премии им. Т. Шевченко. Однако, несмотря на высокие звания и награды, Владимир Мыкыта остается, прежде всего, человеком, который творит для народа и у народа черпает силы для собственного творчества. Смысловое искусство Владимира Мыкыты (именно так художник называет свою творческую манеру) стало органическим продолжением Закарпатской художественной школы, а он стал одним из самых ярких ее представителей.
Несмотря на свою нелюбовь к публичности, Владимир Мыкыта с удовольствием пообщался с «Днем», а в конце разговора пригласил редакцию и всех читателей газеты в свой музей. Его он создал своими силами, ведь «государство оказалось не в состоянии сохранить художественное наследие многих классиков».
— Владимир Васильевич, в одном из своих интервью вы назвали себя «сторонником смыслового искусства». Что вы имели в виду?
— Смысловое искусство — то, что несет в себе глубокий смысл. Я вижу жизнь своего народа, осмысливаю его и творю на основе пережитого и почувствованного. Это особенно важно в ХХІ веке, когда планета запущена, мы наблюдаем постоянные катаклизмы. В такой ситуации человечеству нужно задуматься, потому свое слово должны сказать писатели, художники и даже композиторы.
— Присущ ли поиск смыслов современным украинским художникам, в частности представителям украинского постмодерна?
— В целом, возможно, и присущ. Но каждый человек избирает путь, более близкий к своему сердцу, к своему характеру. Реалистическое искусство сегодня не популярно, а каждый молодой человек старается быть популярным, находиться в русле модных мировых течений. Но, по-моему, всегда нужно жить такими критериями, которые ведут тебя к твоим целям. Ведь образ жизни определяет направление творчества.
— В вашем искусстве ярко чувствуется близость с народом, углубление в его жизнь и проблемы. Расскажите, пожалуйста, о народном начале в вашем творчестве.
— По своим корням — я крестьянин. Мои родители были земледельцами. И отходить от своих корней я не хочу. Но относительно народнического начала есть еще один момент. Так сложилось, что мы пережили много государственных формаций, исторических периодов. Но я люблю свой народ за то, что, несмотря на тяжелые моменты в истории, он все же сохранил народный дух, культуру. Я посвящаю свое искусство народу.
Я лишь тогда поверю, что кто-то является патриотом Украины, если он скажет, что любит свою малую родину. Потому что патриотизм рождается там, где есть любовь к братику, сестренке, папе, маме, семье, улице. Если ты приучен любить все вокруг, ты не можешь не любить свое государство.
— А что стало причиной того, что в народном искусстве чувствуются нотки модернизма?
— Течение времени. Ведь время изменяет стиль. Модерный стиль я признаю, соответственно иногда сам творю в духе модерн. Ведь это жизнь и история, которые не стоят на месте. Поэтому все эти изменения течений и направлений закономерны.
— Известно, что вы не являетесь сторонником публичности. В чем вы видите миссию художника — в самоутверждении через искусство или все-таки в том, чтобы донести что-то до людей? Что пытаетесь передать своими работами?
— Цель человеческой жизни — работать и оставлять за собой порядочный след. Я критически отношусь к своим работам. Пусть мне поют дифирамбы, но это не заставляет меня зазнаваться. Я просто честно делаю свою работу в той мере, на которую я способен. Самое главное — это отдавать картине, над которой работаешь, всю энергию, сгорать на полотне. Мне предлагают принимать участие во многих выставках, в частности и заграничных. Я отказываюсь от этого, потому что на поездки и организацию выставок нужно много времени. А за это время я еще что-то нарисую. Я сам создал собственный музей, чтобы оставить след и память для народа. Потому что, государство оказалось не способным сохранить художественное наследие многих наших классиков — их работы раскупили, а народ остался без своих ценностей. Я решил без посторонней помощи создать музей. Стараюсь как можно меньше продавать своих работ, чтобы сохранить их для потомков.
— Вас называют представителем Закарпатской школы искусства. Скажите, пожалуйста, есть ли среди тех, кто относит себя к этому направлению в искусстве, талантливая молодежь? Готовите ли вы своих последователей?
— Наш коллектив Закарпатской школы, куда входят молодые художники и даже студенты, признают одним из ведущих в Украине. Я не могу не радоваться, что в этой среде есть очень много талантливых людей. Но если бы я занимался обучением других, то мало бы творил и не выполнил бы своей задачи. Я никогда не выдавал себя за профессора или учителя. Даже когда преподавал, то говорил, что я учить не буду, а буду учиться вместе со всеми.
— У вас чрезвычайно богатое творческое наследие — и тематически, и жанрово. А что вам писать больше всего по душе?
— Когда пишешь натюрморт, чувствуешь радость, когда портрет — большую ответственность и напряжение. Я с любовью отношусь ко всем жанрам своего искусства.
Выпуск газеты №:
№105, (2010)Section
Культура