Если человек не встанет с колен, то недалеко он сможет пройти.
Иван Драч, украинский поэт, переводчик, киносценарист, драматург, государственный и общественный деятель

Стихии Исуповых

О гранд-дамах, моряках, продавцах шаурмы и других персонажах, которых можно встретить на выставке известной художественной династии
18 ноября, 2016 - 12:15

Лирика и ирония, феерия эмоций и грациозная сдержанность — настроения, которые передают работы художников из семьи Исуповых, невероятно разные. Картины и керамика Владимира, Нелли и их сыновей Сергея и Ильи сейчас представлены в галерее «Хлібня» Национального заповедника «София Киевская». Выставка «Арт-династия Исуповых» проходит в рамках культурного проекта «ART Families — Мистецькі родини», организованного «Софией Киевской» и фондом Light Art Foundation.

«Я ПРОСТО РАБОЧИЙ СВЕТА»

Работы Нелли Исуповой знают во многих странах. Ее майолика очень узнаваема и жизнерадостна. Птицы, благородные дамы, чудо-растения или все это вместе в каком-то причудливом образе — они веселые и радужные, воплощают любовь автора к жизни.

«Вообще я веселый человек. Позитивный. Такой себе работник света. Это значит, что я свою светлую энергию через творчество должен отдавать пространству и людям, — говорит Нелли Исупова. — Идеи беру отовсюду. Из журналов мод, из сказок, из каких-то встреч, из других интересных керамических работ. Я много путешествую — не скажу, что беру идеи из этих поездок, но они могут влиять на творчество. Вот недавно была в Испании и подумала, что нужно слепить инфанту из картины Веласкеса. Уже даже сделала эскизы».

Когда-то Нелли мечтала расписывать ткани. Но в художественном училище имени М.Б. Грекова, куда поступала, этому не учили, поэтому пошла на факультет керамики. Там училась расписывать фарфор — в чем-то это похоже на работу по ткани, потому что нужно рисовать по всему телу объекта. «У меня есть любимые керамические работы, очень похожие на росписи по ткани, на печворк — они как будто созданы из разных лоскутков», — рассказывает художница.

«В МОЕЙ ТЕХНИКЕ НУЖНО РАБОТАТЬ БЫСТРО»

Рисунки Владимира Исупова хочется назвать трепетными. Благодаря авторской технике каждая краска переливается десятками оттенков. Художнику нравится создавать серии работ. «В моем случае нужно работать быстро. Я рисую сначала тушью, а затем акварелью. А когда берешь тушь на перо, всего лишь маленькая остановка — и выходит пятно. Поэтому нужно рисовать в темпе, и выходит много рисунков. Когда работаю, раскладываю их. Что-то сразу отбраковываю, а что-то раскрашиваю акварелью, — объясняет Владимир Исупов. — Потом мну работы, затем — проглаживаю утюгом или держу под прессом, а потом снова буду дорисовывать акварелью. Так и создаются мои рисуночки».

Благодаря тому, что бумага мнется, на работах образуются впадины и выпуклости. «И та же краска при том же освещении дает не один оттенок, а несколько. Скажем, розовый в тени становится темно-красным, на свету — бледно-розовым. Выходит такое богатство, особенно если освещать работы со стороны», — добавляет Владимир.

Пляжные сценки, натюрморты — все, что рисует художник, пропитано приветствием, движением. Большинство работ, представленных на выставке в «Хлібні», созданы не очень давно, но есть и датированные 1960-ми и 1970-ми годами. Серия, сделанная в этом году, — «Черноморцы». Владимир рассказывает историю ее появления: «Пять лет учился в Одессе, а моряка ни разу не рисовал. И тут одна музыкантка сказала, что хотела бы провести концерт с произведениями одного французского композитора, где присутствовала тема моря. Спрашивала, не мог бы я нарисовать моряка или что-то такое. Сначала рисовал, а затем идея сорвалась. Вдруг подумал: я же пять лет жил в Одессе и ни разу не рисовал моряка. Решил нарисовать. Увлекся. Вышло то, что видите».

«МЫ СОВЕРШЕННО НЕ ПОХОЖИ МЕЖДУ СОБОЙ»

Картины Ильи Исупова как ироничны — например, «Шаурма», так и философские — как «Молитва». «Хотелось ли когда-то стать кем-то, кроме художника? Вероятно, да. Работал на разных работах, в чем только себя не пробовал, — делится Илья. — Просто не всегда благодарная ситуация, когда рождаешься в одной среде и в ней потом вертишься. Нам с братом повезло в том смысле, что на нас никто не давил. Все произошло само собой. Нельзя сказать, что родители влияли на нас с Сергеем именно творчеством — они влияли вкусами, например. А такого, чтобы «рисуй так и так», — не было».

Это не первая семейная выставка Исуповых, но предыдущая была достаточно давно. «В нашей семье все мощные и самодостаточные, каждый имеет собственное мировосприятие. Никакого влияния друг на друга у нас нет, что очень хорошо, — рассуждает Нелли Исупова. — Мы совершенно не похожи между собой, каждый творит так, как видит мир».

Выставка «Арт-династия Исуповых» продолжается в галерее «Хлебня» на территории «Софии Киевской», до 4 декабря.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ