Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Свободный человек

10 мая, 14:18

Не стало главного редактора российского журнала «Искусство кино» Даниила Борисовича Дондурея.

Пишу — и сам не верю.

Хотя Даниил Борисович был известен как публицист, культуролог, общественный деятель, все же делом его жизни оставалось «Искусство кино», которое он возглавлял почти четверть века, с 1993 года.

«Искусство кино» — старейшее и самое авторитетное издание в области кинокритики и киноведения на территории бывшего СССР. Журнал издается с января 1931 и прерывал выход только во время Второй мировой войны. В Европе существует еще два концептуальных журнала, подобных ему. При этом среди его подписчиков — около 400 университетов во всем мире. Для любого человека, серьезно интересующегося кинематографом, «Искусство кино» всегда было источником уникальной, разнообразной информации.

Более того, уже в середине 80-х, с первых лет ранней Перестройки «ИК» стало местом свободного обмена мнениями, превзойдя по популярности формат узкоспециализированного издания. Здесь можно было прочитать не только эталонную киноаналитику или беседы с режиссерами и актерами, но и мемуары, философские и культурологические тексты, сценарии, пьесы, «другую прозу», вышедшую из подполья. Негласное интеллектуальное лидерство «Искусство кино» сохранило до сих пор. Более того — когда в нынешней России честная журналистика стала прямым вызовом власти по самому факту своего существования, журнал даже в мелочах не сдал ни эстетических, ни общественных позиций. За это редакцию выбросили из специально построенного для нее помещения, которое она занимала 46 лет. Но и тогда «ИК» не отступило.

И это — благодаря Даниилу Борисовичу. Его позиции. Его умению держать удар и вести за собой. Он был лучшим олицетворением российской интеллигенции, которую, на свою беду, нынешняя Россия не слышит.

Говорят, что часто мечты, сбываясь, разочаровывают. Моей мечтой было хотя бы раз напечататься в «Искусство кино». Однако Дондурей не просто находил нужных авторов для издания — он умел выращивать, развивать их. Благодаря ему я теперь имею право называть себя кинокритиком; впрочем, то же самое, думаю, могут сказать о себе многие мои коллеги в России и Украине.

Поэтому сейчас — некуда деться от ощущения пустоты.

И напоследок — несколько слов от самого Даниила Борисовича. 16 июля 2009 года в «Дне» вышло наше с ним интервью. Хотя оно и было посвящено конкретному поводу — выселению редакции — некоторые мысли из того разговора до сих пор представляются актуальными.

— Все наши силы направлены сегодня на две задачи: сохранить журнал и, что не менее важно, — оставить его, как и раньше, независимым, по-европейски ориентированным.

— Важнейшая цель — оставить российское кино, во-первых, свободным, во-вторых, представляющим самые разные мировоззренческие, конфессиональные, эстетические и другие ценности и приоритеты. Способствовать тому, чтобы оно было как можно более современным и разнообразным, как разнообразна сама жизнь.

— Мне кажется, что сейчас снова поворотный момент, невероятно важный для нашей страны. Россия в очередной раз стоит на мировоззренческом, культурном перепутье. Старый, известный вариант — поиск врагов, преследование инакомыслящих, построение «вертикали без горизонтали», угнетение личности, барское администрирование, отсталое на полвека понимание функции культуры, которое уже негативно сказывается на потенциале нашего развития. Однако я верю: Россия будет в конце концов обществом, динамично развивающимся, которым она стала после знаменитого V съезда Союза кинематографистов СССР, который почему-то принято в последнее время всячески порочить. На самом деле этот съезд, отказавшись всего лишь утвердить назначенных в ЦК КПСС руководителей, открыл много дверей, ворот, смысловых окон, проветрил страну. Поэтому сегодня выбор очевиден: либо назад, к феодальному строю, либо к свободе.

Светлая память, Даниил Борисович. Прекрасный свободный человек.

Справка «Дня»:

Даниил Дондурей родился в 1948 г. в семье инженера Бориса Даниловича Дондурея и юриста Фаины Моисеевны Шер. В 1971 закончил факультет теории и истории искусства Академии художеств в Ленинграде, а затем — аспирантуру Института социологии АН СССР (1975), кандидат философских наук. В 1975-1981 гг. работал в Институте истории искусств, в 1981-1986 гг. — в НИИ культуры РСФСР, в 1986-1993 гг. — в Институте киноискусства. С 1993 года — главный редактор журнала «Искусство кино».

Печатается с 1972 года в журналах «Декоративное искусство», «Смена», «Огонек», «Литературное обозрение», «Эксперт», «Вопросы философии», «Знамя», «Отечественные записки». Составитель ряда научных сборников по социологии культуры, теории и истории изобразительного искусства, театра и кино. Его работы переведены и опубликованы в Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Германии, Италии, Кубе, Польше, Румынии, США, Франции, Чехословакии. Лауреат премий «Литературной газеты», журналов «Литературное обозрение», «Смена», «Декоративное искусство». В марте 2014 года подписал письмо «Мы с Вами!» в поддержку Украины. В 2016 году стал почетным лауреатом Национальной кинематографической премии «Ника».

Скончался 10 мая 2017 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать