Для негосударственного народа духовая культура играет огромную роль, потому что собственно ею он может превышать народ, политически подбил его.
Иван Огиенко, украинский ученый, митрополит (с 1944), политический, общественный и церковный деятель, языковед

Талантливая мисс де Виль

Фильм студии Диснея "Круэлла" - история о том, как красиво быть злодейкой
27 июля, 2021 - 10:56

(Внимание, спойлеры!)

Она несчастна.

Она зла.

Она прекрасна.

Она Круэлла.

Хотя поначалу ее звали иначе.

При переносе комиксных или анимационных персонажей в кино с актерами возникает ситуация, которую можно назвать парадоксом приросшей маски.

Ведь любой рисованный массовый герой или героиня - это всегда преувеличение, какая-то слишком яркая черта, определяющая его/ее характер. Сверхспособности во всех этих Людей Икс и Суперменов, огромная голова Бетти Буп без шеи, колоссальные кулаки морячка Папая, истерический хохот дятла Вуди. В мире сплошной гиперболы, на которую опирается рисованный жанр, это является нормой. Но стоит заменить рисунки живыми существами - мультяшный шарм превращается в отклонение, мутацию, извращение или проклятие.

Круэлла в оригинальной анимации Диснея - долговязая злодейка в мехах и с сигаретой, выпускающая ядовито-салатовый дым. В живом римейке 1996 года - чистая фурия, истерическая фетишистка, помешанная на тех же мехах. В "102 далматинцах", снятых через четыре года, ей дали шанс на исправление, но безуспешно. Гленн КЛОУЗ, воплотившая Круэллу и в 1996, и в 2000, на тот момент была известна благодаря образу интриганки маркизы Изабель де Мертей в "Опасных связях" Стивена ФРИРЗА (1988). Роль у Диснея намного проще. Клоуз играет карикатуру - несложную крикливую хищницу, обреченную на поражение.

То есть от австралийского режиссера Крейга ГИЛЛЕСПИ требовалось сделать интересной героиню, к которой намертво пристало одномерное фарсовое амплуа.

Гиллеспи буквально вытащил ее за волосы. Круэлла уже рождается с отклонением - половина волос черная, половина - соломенно-белая. Конечно, становится объектом издевательств сверстников. Отвечает на травлю с недевичьими силой и яростью. Пробует мир на разрыв с пеленок. Ее жестокую сторону мама называет Круэллой, предпочитая видеть милую, нежную Эстеллу. И это раздвоение, собственно, определяет дальнейшее развитие событий.

Бесстрашие и талант к созданию одежды оказываются чрезвычайно ценными, когда Эстелла, потеряв маму, оказывается на улице и прибивается к малолетним ворам Джасперу и Горацию. Она способна сшить любую маскировку для любой авантюры и таким образом одурачить кого угодно.

Конструируя эту историю, Гиллеспи использует узнаваемые культурные коды. Уличное детство Эстеллы с убежищем на чердаке - отчетливо диккенсианский эпизод. Имя девушки отсылает к роману Диккенса "Большие надежды" - так же там звали юную героиню, кстати, приемную дочь. Основная часть сюжета разворачивается в условном Лондоне 1970-х. На заднем плане мелькают коллажные титры и надписи в стиле, использованном при оформлении пластинок и плакатов "Секс Пистолз". И, конечно, санудтрек - роскошная подборка музыки 1960-70-х, от Feeling Good Нины Симон до Should I Stay Or Should I Go британских панк-классиков The Clash, от Sympathy For The Devil "Роллинг Стоунз" до садомазохистского хита Игги Попа Now I wanna Be Your Dog.

Столь насыщенный аккомпанемент делает Круэллу / Эстеллу (Эмма Стоун) феноменом не столько социальным, сколько художественным; она исчадие лучшего ада, который можно себе представить - богемного мегаполиса, объятого пламенем тщеславия. А сатаной в этом сияющем инферно выступает другая Эмма - Томпсон - в образе хозяйки модного бренда, баронессы фон Хеллман (да-да, hell означает ад). К ней протагонистка устраивается на работу. Ей объявляет войну на уничтожение.

И это противостояние происходит в единственно соответствующей форме все более сложных, изощренных и впечатляющих перформансов, в центре которых всегда Круэлла, одетая столь же невероятно, сколь эффектно. Полноценная соавторка фильма - оскароносная дизайнерка костюмов Дженни Биван, предыдущая работа которой включает "Безумный Макс: дорога ярости".

Эмма Стоун прославилась в мюзикле «Ла-Ла-Ленд» (2016), сыграв молодую актрису по имени Мия, которая строит карьеру в Голливуде; ключевой момент той роли - взволнованная песня-монолог во славу всех "мечтающих безумцев". Круэлла определенным образом - антипод, негатив Мии - такая же целенаправленная, такая же безумная и такая же мечтательница, правда, ее мечта предусматривает руины; однако здесь симметрия неполная. Потому что в определенный момент в игру вступает совсем не комедийный Рок, который произрастает из мелодраматической коллизии с удочерением: вопрос, кто настоящая мать героини, подтверждает ее сущностную раздвоенность. Потому что если Эстелла - порождение доброй, заботливой Екатерины, то тогда Круэлла - отродье баронессы, холодной, безжалостной эгоцентристки, способной даже на убийство. Но Эстелла - просто скромная подчиненная ремесленница, генерирующая блестящие идеи, присваиваемые другими. В то время как Круэлла взаимодействует с миром. Иначе говоря, Эстелла занимается одеждой-описанием под контролем баронессы, в то время как Круэлла - одеждой-образом (термины, предложенные Роланом Бартом в исследовании "Система моды»).

По сути, в "Круэлле" сталкиваются не только две жестокие неуступчивые личности, но и два типа культуры: та, что превращает вещи в язык ради власти и та, что превращает вещи в действие ради низложения власти. И следить за этой битвой не менее интересно, чем за поворотами сюжета о мести. И это, конечно, совсем не пролог к слащавой диснеевской истории о белых с пятнышками щенках и шумной карге, помешанной на их шкурах.

Она для этого слишком прекрасна.

Слишком несчастна.

Слишком зла.

Слишком талантлива.

Столь талантлива, что может победить кого угодно.

Даже саму себя.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, "День"
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ