Театр и вызовы времени
Фестиваль «Мельпомена Таврии-2017» назвал лучших из лучших
Масштабное культурное событие театральной Украины – Международный фестиваль «Мельпомена Таврии» – в этом году состоялось в Херсоне уже девятнадцатый раз. Традиционно форум стремится привлечь к участию значительное количество театров. Так, в этом году афиша представила 37 спектаклей из 11 стран! Такой художественный диапазон дает возможность определенным образом представить картину современного мирового театра. Этот своеобразный срез театральных вкусов мастеров разных стран наглядно демонстрирует то, что их волнует, на что они стремятся найти отклик у зрителя.
Хотя три года войны на востоке Украины, несомненно, влияют на искусство. Оно отзывается эмоциональными сценическими переосмыслениями. Поэтому подавляющая часть фестивальных спектаклей поднимала темы, созвучные времени, и это касается не только украинских сценических работ. В фокусе внимания мастеров появлялся человек в противостоянии обстоятельствам современности, человек в определении своего места в сегодняшней жизни, человек, который остро реагирует на болезненные вызовы времени.
Выразительные ассоциации с современной борьбой за власть и общественным состоянием отдельно взятого города образно прозвучали в постановке грузинского режиссера А.Варсимашвили в «Ричарде III» (Национальный театр им. И.Франко) и «Ревизоре» (Тбилисский театр им. А.Грибоедова). А как же похожа на сегодняшнюю картина мира, что захлебывается в бездуховности и продолжает веселиться и развлекаться, какой ее увидел в «Опері жебраків» (Полтавский театр им. Н.Гоголя) режиссер С.Павлюк. Образец современного хозяина жизни показал зрителям Николаевский театр драмы и музыкальной комедии в классическом «Хазяїні».
На нынешнем фестивале был широко представлен драматург Павел Арье, который показал и свои режиссерские работы. Эпатажный «Том на фермі» (Львов-Киев), острая и безжалостная реальность в «Бабі Прісі» (Херсон), фееричный фарс «Слава героям» (Ивано-Франковск - Киев), пронзительные и нежно женские «Кольори» (Киев).
Настоящий политический памфлет сумел сделать румынский режиссер Р.Гилаш из, казалось бы, совсем мирного чеховского «Предложения». А тема коммерции на войне, которая перечеркивает высокие идеалы борьбы, ярко прозвучала в исполнении белорусов в спектакле «Матушка Кураж». Также о войне, но на востоке Украины, шла речь в литовском спектакле «Саша, вынеси мусор» Н.Ворожбыт в постановке С.Мойсеева (кстати, эту постановку на прошлой неделе увидели киевляне, и она вызвала резонанс у зрителей и критиков). Актеры знаменитого Паневежского театра, которым, казалось бы, далека эта тема, так искусно сумели сделать эмоциональные обобщения, что она коснулась сердца каждого.
Чрезвычайно интересно и колоритно прозвучали зарубежные спектакли – из Португалии, Армении, Турции, Венгрии, Франции и Польши.
Как завершающая эмоциональная точка «Мельпомены Таврии» была представлена «Лісова пісня» – ее, по традиции последних лет, Херсонский театр им. М.Кулиша показал под открытым небом на сцене в «Чумацькій криниці». Режиссер Сергей Павлюк умеет талантливо гармонизировать театральное и природное пространства. Зрителям казалось, что именно об этом лесе с его странными звуками, озером, деревьями, мавками и лесовиками-актерами написала когда-то Леся Украинка. Идея возвышения духа человека, его отношений с живой природой, неисполнимости нарушения баланса гармонии, глобального сохранения мира на нашей прекрасной земле прозвучала как эстетичный итог всего, что происходило на фестивале-2017. Эпическую фразу Леси Украинки: «Стане початком тоді мій кінець...» вполне можно применить к ХІХ «Мельпомене Таврии», которая своим финалом начала уверенное продвижение к юбилейному ХХ форуму.
Победители Международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии-2017»
1. Лучшие спектакли большой сцены:
«Ричард III» В. Шекспира, Киевский национальный академический театр им. И. Франко;
«Хазяїн» И. Карпенко-Карого, Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии;
«Веревка» М. Хейфеца, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра.
2. Лучшие спектакли камерной сцены:
«Саша, винеси сміття» Н. Ворожбит, Драматический театр им. Юозаса Мильтиниса (г. Паневежис, Литва)
«Лю-боф» Д. Хармса, Театр Амазгаин им. Coca Саркисяна
(г. Ереван, Армения)
«Лист Богу» А. Крыма, Театр Одесского разлива «Ланжерон».
3. Лучшая режиссура:
Алексей Лисовец «Веревка» М. Хейфеца, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра;
Станислав Моисеев «Саша, винеси сміття» Н. Ворожбит, Драматический театр им. Юозаса Мильтиниса (г. Паневежис, Литва)
Влада Белозоренко «1984» Дж. Оруэлла, Театр Splash и «Кольори» П. Арье, театр «Золотые ворота»;
Автандил Варсимашвили «Ревизор» Н. Гоголя, Государственный академический русский драматический театр им. А. С. Грибоедова (г. Тбилиси, Грузия)
Максим Голенко «Хазяїн» И. Карпенко-Карого, Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии.
4. Лучшая сценография:
Михаил Лашицкий «Мамаша Кураж» Б. Брехта, Театр Ч (г. Минск, Беларусь);
Юлия Зауличная «Хазяїн» И. Карпенко-Карого, Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии;
Андрей Рябий «Вид с моста» А. Миллера, Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки.
5. Лучшее музыкальное оформление:
Сергей Павлюк, Олег Коструб, Ружена Рублева «Лісова пісня» Леси Украинки, Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша;
Рокас Зубовас «Мир Чюрлениса» М. К. Чюрлениса, ГУО Зубовас (г. Вильнюс, Литва);
Дмитрий Саратский, Дмитрий Тодорюк «Приглашение на казнь» В. Набокова, Театр «Мизантроп».
6. Лучше пластическое решение:
Павел Ивлюшкин — за образно-пластическое решение спектакля «Кольори» П. Арье, Театр «Золотые ворота»;
Екатерина Лукьяненко — за образно-пластическое решение спектакля «1984» Дж. Оруэлла, Театр Splash.
7. Лучший актерский ансамбль:
Спектакль «Предложение» А. Чехова, Театр AteneuI Din Iasi (г. Яссы, Румыния)
Спектакль «Слава Героям» П. Арье, Совместный проект Ивано-Франковского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. И. Франко и киевского театра «Золотые ворота»;
Спектакль «Кольори» П. Арье, Театр «Золотые ворота»;
Спектакль «Моцарт и Сальери» А. Пушкина, Театр Les Concerts Esperluette (г. Ренн, Франция).
8. Лучший актерский дуэт:
Сергей Цевелев, Валерия Лютинская — «Последний пылко влюбленный» Н. Саймона, Запорожский областной театр юного зрителя;
Seray Gözler, Asiye Dinçsoy «Двері» Н. Нежданой, Театр «3.2.1» (г. Стамбул, Турция);
Константин Рогань, Татьяна Проворова «Лісова пісня» Леси Украинки, Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша;
9. Лучшая мужская роль:
Богдан Бенюк за роль Ричарда — спектакль «Ричард III» У. Шекспира, Национальный академический театр им. И. Франко;
Дмитрий Рыбалевский за роль Андрея Васильевича — спектакль «Слава Героям» П. Арье, Совместный проект Ивано-Франковского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. И. Франко и киевского театра «Золотые ворота»;
Богдан Грицюк за роль Тома — спектакль «Том на ферме» М. М. Бушара, Совместный проект Львовского академического драматического театра им. Л. Украинки и «Дикого театра»;
Арман Навасардян за роль Скрипача — спектакль «Лю-боф» Д. Хармса, Театр Амазгаин им. Соса Саркисяна (г. Ереван, Армения).
10. Лучшая женская роль:
Татьяна Шляхова за роль Леди Анны — спектакль «Ричард III» У. Шекспира, Киевский национальный академический театр им. И.Франко;
Силвия Брито за роль Матери — спектакль «В самую цель» Т. Бернхарда, Teatro Circo de Braga (г. Брага, Португалия)
Валерия Брянская за роль Черной — спектакль «Цвета», Театр «Золотые ворота».
11. Лучшая мужская роль второго плана:
Николай Тамарянский за роль Феногена — спектакль «Хазяїн» И. Карпенко-Карого, Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии;
Павел Костенко за роль Вовчика — спектакль «Баба Пріся» П. Арье, Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша;
Олег Стальчук за роль Гастингса — спектакль «Ричард III» У. Шекспира, Киевский национальный академический театр им. И. Франко;
11. Лучшая женская роль второго плана:
Наталья Корпан за роль королевы Маргариты — спектакль «Ричард III» У. Шекспира, Киевский национальный академический театр им. И. Франко;
Светлана Журавлева за роль Славы — спектакль «Баба Пріся» П. Арье, Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша;
Светлана Орличенко за исполнение женских ролей — спектакль «Веревка» М. Хейфеца, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра;
Кристина Игнат за роль Леси — спектакль «І все-таки я тебе зраджу» Н. Нежданой, Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр.
13. Дипломом президента фестиваля награждаются:
Бела Меро — «За яркое воплощение мировой классики», спектакль «Скупой» Ж. Б.Мольер, Театр Бекейшчаба Йокаи (г. Бекейшчаба, Венгрия);
Богдан Струтинский — «За талантливое воплощение украинской классики», спектакль «Сорочинський ярмарок» А. Рябкова, Киевский национальный академический театр оперетты;
Раду Гилас — «За современное прочтение зарубежной классики через призму современности», спектакль «Предложение» А. Чехова, Театр Ateneul Din Iasi
(г. Яссы, Румыния).
Специальным дипломом от жюри фестиваля награждается:
Режиссер Сергей Павлюк и художник Ольга Гоноболина — «За талантливое умение найти гармонию театрального пространства и живой природы», спектакль «Лісова пісня» Леси Украинки, Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша.
Выпуск газеты №:
№92, (2017)Section
Культура