«Традиции можно трансформировать...»
Художница Zinaida — об арт-реабилитации для ветеранов АТО / ОСС и их семейИскусство — способно исцелять! Мы забыли эту непростую истину в водовороте потрясений, событий, зарабатывания денег. И на каком-то этапе жизни останавливаемся опустошенные, не способные эмоционально сдвинуться с места. Художница, основательница благотворительной организации ARTREHUB ZІNAIDA — о творчестве, древних техниках украинцев и исцелении Украины.
— Пани Зинаида, что отражают (внутреннее состояние) работы тех, кто участвует в ваших занятиях, с начала АТО / ООС, карантина? Как изменилось мировосприятие современного украинца, а воинов АТО? Что именно в этих работах можно увидеть? Удается ли достучаться до их подсознания?
— Моей послемайданной видеоработой «Mute» было положено начало арт-реабилитации, которой сейчас занимается ARTREHUB. Девушки, которые в сложных условиях Революции Достоинства были волонтерами, требовали адаптации после завершения событий, поэтому возникла идея помочь им в трансформации эмоций. Тогда поняла, что могу помогать через творчество. Искусство может исцелять различными средствами.
Когда первые парни начали возвращаться с войны, в то время я уже имела опыт работы с детьми-аутистами в киевском психологическом центре «Равновесие». Психологи, с которыми работала там, пригласили в столичный Центр медико-психологической реабилитации для участников АТО.
Хотя есть психологическое образование, я не бралась за то, чтобы анализировать психо-эмоциональное состояние тех, кто приходил. Это работа медицинских специалистов. Сразу построила занятия таким образом, чтобы каждый гармонизировался за эти час-два. Я разработала специальные упражнения, которые подготавливали и настраивали на занятия. Тогда человек начинает активизировать свой творческий внутренний поток. Организм «переключает» программу по уничтожению, самоуничтожению на творчество. Такую силу имеет искусство (художественные произведения, музыка...) над всеми: переселенцы это, или военные, или люди, которые пострадали из-за климатических потрясений, или женщины, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, психологически сложных условиях.
Среди цикла занятий одно — создание своего «символа»-оберега и перенос его на футболку. Так человек соединяется с тем, что он нарисовал.
Что касается изменения мировосприятия современных украинцев, воинов АТО. По моему мнению, мы стали более укоренившимися. Даже карантин заставил нас открывать себя, свою страну — путешествовать по ней, отдыхать здесь. Такая себе внутриукраинская интеграция.
— Вы более 10 лет изучали украинскую древнюю символику, что современные украинцы из теряют? Какие пласты народного творчества уже, к сожалению, бесследно исчезли? Что еще можно возродить?
— Исчезло почти все. Мы являемся «вторичными» носителями некоторых традиций: гончарства, вышивки... Но традиции можно исследовать и трансформировать. Я изучаю, общаюсь с этнографами, докапываясь до самых корней, а затем трансформирую таким образом, чтобы было понятно и моим детям, и бабушкам, которые мне об этом рассказали. То есть делаю «прочтения» традиций универсальными.
— Зина, вы уже начали отвечать на следующий вопрос. Часть народных традиций, в которых присутствует народная символика, может быть непонятной сейчас для украинцев, как вы осовремениваете их? Можно ли такое делать? Каковы принципы этого? Насколько удается это сделать, чтобы не потерять то сокровенное, что в них?
— Изучать и практически применять, когда человек поймет символы, он мыслит и видит все символами.
Если о себе, то известная художница Марина Абрамович, когда охарактеризовала, мол, что мои корни — традиции, земля, культура; сердце — то, что говорю и излучаю; а голова — результат духовного сочетания с этим. И когда соединяется верх с низом, тогда из сердца идет поток. Иначе говоря, я принимаю знания, «вынашиваю» их.
— Обычно сколько «вынашиваете»?
— Поняла: как бы ни спешила, а вынашивать все равно приходится девять месяцев, как ребенка. Затем начинаю реализовывать — уже со знанием, опытом того, что нужно современному человеку.
Люблю наблюдать за людьми. Просто так на улице. В суперматкет зайду продукты купить и отвлекаюсь на людей. Смотрю: что они хотят, какая реакция, почему иногда ведут себя агрессивно, почему счастливы, несчастны?
То есть я совмещаю эти опыты — прошлого и современности, понимая на этапе создания, на каком языке нужно говорить — через видео, перфоманс, какие цвета использовать...
Бывает, люди приходят смотреть на мои экспозиции и уходят молча. А потом признаются, что работа «попала» в них.
— Ваша техника уходит корнями в прошлое, а можно увидеть через нее будущее? То, что будет происходить через некоторое время. Запрограммировать свое будущее, всей Украины?
— На протяжении веков почти все художники считались пророками, поскольку могли предсказывать будущее. Мне кажется, это связано с тем, что художник довольно открыт для мира. (Если он таковым не является, не будет творческого энергетического взаимодействия). Существует информационное поле, через которое к художнику попадает информация, которая воплощается в его творчестве и может стать пророческой. На самом деле он только поглотил информацию, которая витала в атмосфере.
О программировании своего будущего. Исцеление страны происходит через тебя. Нельзя говорить, что ты — маленький человек и ничего изменить не можешь. По ком звонит колокол? Он звонит по нам всем.
Например, есть такое занятие «Зерновой круг», которое больше ориентировано на женщин. Выкладывая этот круг / мандалу, женщины гармонизируют себя, образно свой мир вокруг, свой дом, а следовательно — и страну. Это попадает в пространство как матрица и начинает вибрировать позитивом.
— То, что беспокоит украинцев (то, что вы видите в работах участников) как-то соизмеримо с тем, что чувствуют другие народы мира? Есть ли какие-то особенности у нашего народа? Народы мира все разные, или есть, вероятно, какое-то объединяющее начало?
— К примеру, есть большая разница между американскими и украинскими воинами. (В 2018 году Zinaida волонтерила в военных центрах и госпиталях США). У нас преобладают добровольцы, а там преобладают люди, которые идут на войну по другим причинам, мотивации.
Конечно, человек, приходит к моменту перемены своей жизни, поскольку с рождения запрограммирован на недеструктивизм.
Очевидно, американцы более дисциплинированы. Они хоть и получают больше внимания от государства, в отличие от наших военных, но более ориентированы на межличностные теплые отношения. А наши военные получают меньше внимания от государства, но с ними часто приходится себя и свою помощь навязывать — пожалуй, это потому, что у нас сильное волонтерское движение.
Зная, что США — мультикультурная страна, я собрала все знания об универсальной символике в различных традициях. И это сработало. Для всех. В США ветераны войн во Вьетнаме, Афганистане, Ираке тоже вспоминали свое детство, дедушек-бабушек, предметы быта, украшенные символами... Моя программа, построенная на символизме для украинских военных, прекрасно сработала для военных американских.
— Как планируете развивать это направление арт-реабилитации? Куда двигаться? Какие новые техники будете внедрять?
— Реагирую на запрос. Сейчас есть запрос работать с женской энергией. Поэтому начали работать с матерями, женщинами, детьми (семей ветеранов), с женскими символами, которые были в трипольской культуре. АRTREHUB может работать в любых условиях. Так, мы работали на линии разграничения в 1000 км зоне: раскладывали коврики для йоги и занимались художественными практиками.
Всегда будет возникать потребность помочь людям. АRTREHUB планирует выходить на международный уровень. Участвовать в международных компаниях, которые двигаются в том же направлении, и делиться опытом.
— Зина, над каким проектом работаете сейчас?
— Каждый мой арт-проект — это часть жизни. Сейчас их два. Они увидят мир в 2021 году. Первый — тоже об изоляции, но мужской, не искусственной. Называется «Без женщин». Второй — о конфликте между культурами.
Выпуск газеты №:
№149, (2020)Section
Культура