Перейти к основному содержанию

Тревога и мольба Люды Ястреб

Музей современного искусства Одессы пополнился работой яркого представителя андеграунда
14 января, 17:11
КАРТИНА «БЕЗ НАЗВАНИЯ» («ГОРГОНА-МЕДУЗА») ЛЮДА ЯСТРЕБ, 1979 г. / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ОДЕССЫ

Эта работа Люды Ястреб довольно нетипична для стилистики автора — коллаж, соединение масляной живописи на оргалите с фольгой. Она изображает Горгону-Медузу — своеобразная автопортретная проекция, созданная незадолго до преждевременной кончины художницы.

Напомним, 10 апреля исполнится 70 лет со дня рождения Люды Ястреб (1945—1980). Картина «Без названия» («Горгона-Медуза») имеет свою предысторию. Что побудило Ястреб к изображению этой зловещей химеры, персонифицировать себя с подобным мифическим персонажем? К образу Медузы обращались многие известные мастера, достаточно вспомнить автопортретное изображение представителя протобарокко Меризи да Караваджо.

Есть несколько интерпретаций этого женского мифообраза — древнегреческая, с ее акцентом на «черной стороне» — как воплощения зла и проклятия, и более древняя, малоазийская. В ней образ Медузы представляет женщину страждущую, обреченную, символизирующую женские тайны, мудрость и циклы природы.

Если говорить об обстоятельствах создания работы, то в этом случае, не в последнюю очередь, интерпретация образа обусловлена выбором материала (ДВП, фольга, масло). В то время Люда Ястреб, как и многие художники ее поколения, вынуждена была работать в Худфонде, где эти материалы широко использовались. Они обнажили ее эмоцию, позволили материализоваться мысли. Известный художник Виктор Маринюк — ревностный хранитель памяти своей жены, вспоминает, что эта работа была написана в один присест.

В последние семь лет жизни Люда Ястреб, будучи неизлечимо больной, жила с мыслью о неминуемой кончине, о чем мужественная женщина не сообщала окружающим. В этом смысле показательно появление в ее творчестве во второй половине 1970-х образа хищной двуглавой птицы-чудовища, которая преследует свою жертву — своеобразная тема добра и зла. Можно назвать еще исполненную скрытого трагизма «Идущую женщину» (1977), с ее изумительной ритмикой. Вместе с тем художник развивает параллельно жизнерадостную тему. Показательны в этом отношении барочные «великие купальщицы», изнеженные и безмятежные — репост в новом качестве одноименной серии чувственных купальщиц Ренуара, или более раннего периода истории искусства, восходящего к Рубенсу.

Возвращаясь к новоприобретенной картине Музея современного искусства Одессы (МСИО), отметим, что перед нами работа, построенная на контрастах: импульсивно и динамично написанному живописному фону с его змеевидными изгибами форм, противопоставлена плоскость маски лица, слегка оживленная ассиметричными линеарно-схематичными чертами. Она интерпретирует статичный, отстраненный образ женщины-Медузы. Холодный блеск фольги лица определяет колорит минорного фона — фиолетовые, белые, холодновато-розовые и черные тона, и никакой агрессии в смысле древнегреческой интерпретации. Это образ обреченного человека, и ее душевное состояние выражено в пульсирующем фоне, весь строй которого вызывают состояние беспокойства и тревоги.

1979 год был очень плодотворным для художницы. Она пристально всматривалась в себя, писала автопортреты, пыталась осознать свое место в искусстве, художественном движении, к которому была причастна, и в том же году опубликовала эссе, теоретически обосновавшем новое направление в живописи — нонконформизм («Духовний стоїцизм художника в радянському суспільстві»). Одесситы называют нонконформизм «вторым авангардом» (первый — «Салоны Издебского», Общество независимых, «бойчукисты»), андеграундом («квартирные выставки»), обновившими средства художественного выражения. Не лишне заметить, что нынешняя экспозиция МСИО этого периода очень гармонична, ведь в ее камерной интерьерной обстановке, типичной для одесских квартир того периода, органично сочетаются предметы искусства и быта. Отныне картина Ястреб «Без названия» заняла в ней свое достойное место.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать