Тридцать шесть мгновений Марии Садовской
Среди многих выдающихся корифеев украинского театра имя этой актрисы занимает особенное место
Она прожила всего 36 лет, но галерея сценических образов, созданных артисткой, является значительным вкладом в сокровищницу нашей театральной культуры. За годы, отданные сцене, Мария Садовская сыграла почти все женские роли в театральном репертуаре 70—80-х годов XIX века. Всегда она умела быть оригинальной, находила новые краски образа, стремилась как можно глубже раскрыть самые существенные черты характера каждой героини.
Интересная деталь. Знакомясь с материалами о творчестве Марии Садовской, во многих изданиях встретила только одну, общеизвестную ее фотографию, в отличие от других актеров украинского театра, фотографий которых есть много, и на сцене и в жизни. Чем это объяснить — скромностью, нежеланием позировать фотографу? Какой она была? По воспоминаниям брата Панаса Саксаганского: «Садовская — невероятно серьезный человек, она была прекрасная певица и артистка, ее прозвали украинским соловушкой».
Мария Садовская родилась в апреле 1855 года в селе Костоватое Херсонской губернии. Это была славная семья Тобилевичей. Братья будущей актрисы — Иван Карпенко-Карый, Панас Саксаганский, Николай Садовский влияли на ее воспитание, творческие пристрастия. В Елисаветграде, куда переехала семья, уже во время обучения в гимназии Мария была душой ученического драматического кружка. Она выступала в любительских спектаклях, в русских пьесах, украинских опереттах, участвовала в изготовлении декораций и костюмов. В середине 70-х годов ХIХ века Елисаветград, где жила и учительствовала тогда Мария Садовская, становится колыбелью Украинского народного театра, будущего Театра корифеев. Иван Тобилевич основывает здесь любительский кружок, с большим успехом идут пьесы Островского, Котляревского, Квитки-Основьяненко. В 1876 г. в Елисаветград приезжает Марко Кропивницкий, он включается в работу любительского кружка, стремясь реорганизовать его в профессиональную украинскую драматическую труппу. Весной того же года Кропивницкий собирает опереточную труппу. В нее поступает, против воли родителей, и Мария Садовская. В этой труппе и в ряде русских опереточных трупп Мария Садовская играла почти три года. В репертуаре были пьесы «Назар Стодоля», «За Неман иду», «Дай сердцу волю — заведет в неволю». Именно в это время Мария познакомилась с молодым итальянцем- музыкантом и певцом Барилотти, который помогал ей в музыкальном образовании. Знакомство закончилось браком, который, к сожалению, продолжался недолго. Мария Карповна возвращается с двумя детьми к родителям в Елисаветград и на некоторое время оставляет сцену. Но уже в 1883 году едет в Харьков и поступает в украинскую труппу Марка Кропивницкого. Здесь начинается самоотверженное служение украинской культуре. В труппе Кропивницкого Мария Садовская прошла школу сценического мастерства. Вдумчивая режиссура Кропивницкого, реалистичное исполнение каждой, даже самой маленькой, роли было новым шагом к мастерству. Талант Марии Карповны расцветал, игра становилась убедительнее и привлекательнее, образы — полнокровными и интересными. Артистка настойчиво работала над каждой ролью, ища новые, своеобразные черты и образы того или иного персонажа, требовательно относилась к языку, гриму, костюмам.
О Марии Садовской писали по-разному, но почти в каждой рецензии повторялось мнение, что актриса полностью лишена слезливости, любых эмоциональных крайностей. Принципиальность и серьезность были присущи Марии Карповне и как человеку. По свидетельству Панаса Саксаганского, она была самостоятельна во взглядах, далека от сплетен и всячески пыталась предотвратить раскол труппы младших братьев Николая Садовского и Панаса Саксаганского. Но раскол состоялся, и с 1890 года Мария Карповна становится драматической артисткой труппы Панаса Саксаганского.
Широкую популярность приобрела Мария Садовская, выступая сначала как актриса оперного, опереточного и комедийного жанра, а позже — как драматическая актриса. На украинской сцене Мария Карповна дебютировала в спектакле «Наталка Полтавка». Эта пьеса и сам образ Наталки были дороги артистке. В семье Тобилевичей был своеобразный культ «Наталки Полтавки», все знали песни и сцены из спектакля, стихотворные монологи были обязательными в домашнем употреблении. Имея красивое сочное сопрано, органично сочетая пение с игрой драматической актрисы, Мария Садовская была непревзойденной Наталкой. Всегда интересной и разной была актриса в ролях драматического репертуара. Тогдашняя критика одобрительно писала о ее Проне из пьесы Старицкого «За двумя зайцами», Уляне из пьесы Квитки-Основьяненко «Сватание на Гончаровке», Харитине из пьесы Карпенко-Карого «Наймичка», Пракседе из драмы «Гуцулы», Оришке из пьесы Кропивницкого «Остались в дураках». Одной из лучших ролей, созданных Марией Садовской, была София в «Бесталанной» Карпенко-Карого. Сначала в этом спектакле она исполняла роль Варки, но потом поняла, что преисполненный драматизма, нежный и искренний образ Софии ей ближе. В этой роли, как писали рецензенты, Садовская достигала вершин мастерства.
Значительный успех принесла артистке и одаренной певице опера «Запорожец за Дунаем». Это была серьезная творческая победа Садовской. Первый спектаклю «Запорожец за Дунаем» труппа показала весной 1884 г. во время гастролей в Ростове. Мария Карповна одна исполняла роль Одарки. Каждый раз совершенствуя свою игру, в этом спектакле Садовская проявила еще одну черту своего дарования — комедийную.
Подчеркнуть необычайно тонкое художественное чутье Марии Садовской, ее неисчерпаемый запас человеческой душевной теплоты можно обратившись к одной из многочисленных рецензий. Львовская газета «Зоря» в 1891 году написала: «В игре ее чувствовалось глубокое, правдивое чутье, которому еще больше силы придавал ее волшебный голос, который невольно закрадывается в душу зрителя, а реализм и простота игры, свободной от всякой аффектации, доводили впечатление порой до полной иллюзии».
А это фрагмент письма Николая Садовского, в котором он обращается к брату Панасу Саксаганскому: «Везде были дела хорошие, но нас постигло неожиданное горе, тяжелая утрата, сестра Маруся Садовская-Барилотти, заболела и в пост 1891 года марта 23 умерла. Тяжело вспоминать прошлое... Уже по ее следочку поросла шальвия и рута. И все же вот она перед глазами моими: высокая, статная, с выразительными добрыми глазами. «Ой, плохо мне, братик», — говорит она. «Что же с тобой, голубушка?». — «Холодно, холодно мне, скорее бы кончился спектакль». Шла «Бесталанная». Я побежал подогнать рабочих. Третий звонок — и 5-й акт начался. Она бледная, как лилия, стоит, держась за дверной косяк... Вышла. Передать тот тон, ту тоску бесконечную, что выливалась в каждом ее слове, невозможно. «Боже, я с ума сойду !.. Ох, сердце мое бедное, не бейся в груди, перестань лучше биться навеки, чтобы не дожила до того, что ты мне пророчишь», — шепчет Маруся, исполняющая роль Софии. Слышу, как мороз охватывает и меня... Какое-то назначение чувствовалось в этом шептании. «Ой! Не бей же меня, не убивай меня, живи себе с Варкой! — как-то вырывается из глубины души Софии... Артистка собирает все свои силы, ее бьет страшная лихорадка... Слышится последний крик человека, который замерзает: «Ай!» — и артистка окончила свою роль и свою артистическую деятельность... Без сознания я вынес ее на кон, без сознания донес до гардеробной и без сознания повез домой. Бесталанная София была последней ролью сестры Маруси. Появилась она на сцене расцветая, и в расцвете своем умерла она. Похоронили ее в Елисаветграде на Быковском кладбище, около матери, которую она так непомерно любила. «Давно ли мы слышали тебя в доме твоем? И вот теперь видим в гробу... Замолчал соловушка и не услышит его — пока светит солнце — мать Украина... — так начал Кость Тишкивский свою речь, которая прерывалась громким плачем семьи и тех близких, которые любили Садовскую-Барилотти, этого тихого, приветливого и нежного человека».
Выпуск газеты №:
№61, (2008)Section
Культура